В этой статье я расскажу об организации самостоятельного путешествия в Неаполь и Кампанию, на что обратить внимание и как лучше спланировать время, чтобы успеть посмотреть как можно больше.

Как добраться до Неаполя?

 

Посмотрим, что у нас с авиабилетами.

Выбираем Москва-Неаполь, и календарь дешевых цен дает вот такую картину.

Билеты в Неаполь вполне возможно купить за 150-170 евро в обе стороны, в высокий сезон подороже, в низкий — дешевле. В не-сезон это, скорей всего, будет рейс с пересадкой. Начиная с мая, за эту цену можно купить прямые билеты. Покупать лучше заранее, месяца за четыре как минимум. Билеты с вылетом в будние дни обычно дешевле, чем с вылетом в выходные.

Так, в феврале мы летели с короткой пересадкой в Риме. А в мае были очень удобные прямые рейсы: в Неаполе я была утром (авиакомпания S7), а улетала вечером – авиакомпанией Меридиана, на небольшом самолете, который в тот день был забит русскими женщинами, работающими в Неаполе и летящими домой на побывку.

Аэропрт Капподикино находится в 8 км от города. В аэропорту надо сесть на автобус Алибас, который за 4 евро (билет можно купить у водителя) вас довезет до центрального железнодорожного вокзала Napoli Centrale на площади Гарибальди либо – до портов: Porta di Massa и Molo Beverello (конечная остановка автобуса), откуда отходят суда на Искью, Капри, Сорренто и другие заманчивые места. Пошаговая инструкция

 

Можно заранее заказать трансфер на сайте Кивитакси. Цена трансфера – 40-50 евро за машину (4 пассажира и 4 чемодана).

 

Еще один вариант добраться до Неаполя — прилететь в Рим и оттуда доехать до Неаполя на поезде.

Неаполь находится на 200 км юго-восточней Рима. В зависимости от типа поезда дорога займет от часа до трех часов.

Так, поезда Frecciarossa («Красная стрела») преодолевают путь от Рима до Неаполя за час, но и билет стоит 28-30 евро.

Regionale тащится три часа, а билет стоит 12.65 евро.

Оптимально брать Intercity: в пути — 2 часа, стоимость билета — 20-22 евро (в зависимости от времени).

Есть еще Italo, самый дорогой поезд, за 33 евро. Идет 1 час 10 минут.

Расписание всех поездов (Trenitalia показывает не все) можно посмотреть на сайте Rail Europe. Там же можно купить железнодорожные билеты онлайн. Заблаговременно взятые билеты позволят сэкономить время на незнакомом вокзале, когда надо быстро сориентироваться, найти выход к поездам и на нужную платформу. А с автоматами по продаже билетов еще надо разобраться и, бывает, постоять в очереди (а в кассу тем более постоять в очереди). Только не забудьте на сайте Omio переключить валюту с доллара на евро, а то будете думать, что там билеты дороже, чем на Trenitalia (это у меня так было, я уж было решила, что они с наценкой продают билеты).

 

Страховку для поездки за границу я оформляла через сайт «Черехапа». Из предложенных вариантов выбрала Liberty страхование. Медицинская страховка с суммой покрытия 35 тыс рублей обошлась в 800 рублей.

Как получить итальянскую визу, читайте здесь.

 

Где в Неаполе лучше жить. Отели Неаполя

Район Центрального вокзала и площади Гарибальди безотраден, грязен, заполнен эмигрантами всех мастей, которые что-то продают на улице. И, тем не менее, многие предпочитают селиться в шаговой доступности от вокзала. Я – не исключение. Оба раза я снимала номер в отеле B&B Sweet Sleep на виа Алесандро Поэтро.

Причина очевидна. Очень удобно, когда под боком и метро, и электричка, и автобусы (в том числе автобус до аэропорта). Через разномастную привокзальную толпу я проходила быстрым шагом, и вскоре оказывалась в своем номере, в тишине и покое.

Рекомендую ли я свой отель? О, да, ответила бы я после первой поездки. Скорее — нет, скажу теперь.

В первый раз все было идеально. Миниотель B&B Sweet Sleep находится на 6-м (последнем) этаже жилого дома. При отеле есть открытая терраса с маленьким бассейном. У меня был чудный номер, который меня полностью устраивал. Приятный доброжелательный персонал, в основном, молодые девушки. Вкусные, прямо-таки домашние завтраки. Находился отель посередине между вокзалом и Капуанскими воротами (фактически, рядом с историческим центром).

В общем, от добра добра не ищут – во второй раз я взяла тот же отель. Оказалось, что помимо главного здания, у них есть еще номера в соседнем доме. Где нас и поселили, выдав добрую связку ключей. Сначала мы открывали дверь, чтобы войти во внутренний двор. Потом – дверь в свою квартиру. Потом – дверь в свою комнату. А еще был ключ, чтобы на завтрак приходить в основное здание на 6 этаж.

Номер был двухуровневый. Внизу – кухонный уголок с газовой плитой, телевизор, одноместная кровать и ванна с туалетом. Наверху – спальня. Все, в общем-то, неплохо, если бы не два жирных минуса: плохой вай-фай и духота. В интернет удавалось войти только ранним утром. До раскаленных батарей невозможно было дотронуться (как тут не вспомнить экономных северян, наших домовладельцев в Венеции и Бергамо). Был кондиционер, но он сильно сквозил. Окно открыть было невозможно – жизнь в Неаполе не затихает и глубокой ночью.

В общем, вот такие разные остались впечатления об одном и том же отеле. Если бы быть заранее уверенным, что номер дадут в главном здании, то лучше и не придумаешь.

Искала отель через Букинг и Хотелллук.

Бронировала отель через Хотеллук, так как на Букинге мой отель был подороже. Единственное, требовалось заранее внести оплату (при том, что я взяла вариант с бесплатной отменой бронирования – в случае отмены деньги должны были вернуть на карточку).

По поводу района возле вокзала скажу – не надо его бояться. Это район неприятный, и, тем не менее, все мои знакомые, кого я ни спрашивала, тоже предпочитали селиться около вокзала, поскольку пребывание в Неаполе предполагает поездки по окрестностям с использованием электричек и автобусов.

Впрочем, есть в Неаполе и благополучные районы.

Вполне благопристойно выглядят корсо Умберто I и виа Толедо. Это просторные широкие улицы с представительными зданиями и многочисленными магазинами, к тому же неподалеку от исторического центра и станций метро Данте, Толедо, Муничипио, Университа.

В самом историческом центре, в Декуманах, я бы не стала советовать селиться: там так же неопрятно, как около вокзала, много народа, тесные темные улицы и далеко от метро (пока метро Дуомо не запустили).

Очень прилично выглядит квартал на холме Вомеро (станция метро Ванвителли – прямая ветка от метро Гарибальди). Просторные чистые улицы, много зелени.

 

Прекрасное впечатление производит район Кьяйя, тянущийся вдоль набережной. Как-то мне попалась в руки книжка про русских в Неаполе, и я обратила внимание, что все они, как правило, селились именно в районе Кьяйя (Баратынский, Гоголь, Брюллов, Тургенев и др.).

 

На самой набережной стоят дорогие отели Eurostars Hotel Excelsior 4*, Grand Hotel Santa Lucia 4*, Grand Hotel Vesuvio 5*, Hotel Royal Continental 4*. Цена за двухместный номер в этих отелях колеблется от 130 до 400 евро в сутки.

Есть здесь и более дешевые варианты, правда, уже подальше от моря (например, B&B Luna Caprese, Daily Napoli — Lungomare).

 

Из преимуществ этого района – чистота, прекрасный вид на Неаполитанский залив и Везувий, рыбные рестораны под стенами Кастель дел Ово, парк Вилла Комунале, по которому утром можно совершать пробежки (или прогулки).

Из недостатков – до метро все-таки далековато, пешком минут 15-20. Местность сильно пересеченная, от набережной склон лезет вверх, так что, скажем, к метро придется подниматься в гору.

Впрочем, для тех, кто путешествует на машине, этой проблемы не существует.

Отели в Неаполе

 

Транспорт в Неаполе и окрестностях

Бардак и неразбериха, характерные для южной Италии, в полной мере присутствуют и в организации транспортной системы Неаполя и Кампании.

Эта сфера услуг, начиная от метро и кончая морским транспортом и электричками, разделена между различными компаниями.

Метро

Метро в Неаполе состоит из трех линий: №№1, 2 и 6. Где линии 3, 4, 5, неизвестно. Наверно, в планах.

Старейшая из линий — №2 – принадлежит железнодорожной компании Trenitalia и представляет собой железнодорожную ветку, местами уходящую под землю. Тянется она из центра аж до города Поццуоли, дважды пересекаясь с линией №1 (на станциях Гарибальди и Кавур). Билеты на эту ветку покупают в автоматах Трениталия и компостируют перед входом на платформу. Поезда ходят с интервалом 10-15 минут, то есть совершенно как электрички, а не как метро.

Линии №№ 2 и 6 принадлежат компании ANM и являются метро в привычном понимании. Но все равно интервал движения там ощутимо больше, нежели в московском метро. Станции линии №1 (желтая ветка) позиционируются как «станции искусства» — «le stazioni dell’arte»: над их оформлением работали архитекторы из разных стран. Действительно, они выглядят оригинально и все очень разные, а станция Толедо вообще признана одной из красивейших станций в мире. Планируется в дальнейшем замкнуть линию № 2 в кольцо и провести ее  через аэропорт Каподикино.

Помимо метро, компания ANM заведует автобусными и трамвайными линиями в Неаполе, а также 4-мя городскими фуникулерами. Три из них доставляют пассажиров на холм Вомеро с разных сторон, а один идет от Мерджеллины на холм Позилиппо.

Официальный сайт транспортной компании ANM — http://www.anm.it/

Если вам нужен билет для разового проезда на всем городском транспорте, подведомственном ANM (т.е. без 2-й линии метро и без Алибас), то вы покупаете билет CORSA SINGOLA за 1 евро. Если вы планируете использовать линию метро № 2 или разные виды транспорта в течение 90 минут, то покупаете билет ORARIO за 1.50 евро.

Билет на день GIORNALIERO стоит 3.50 для ANM и 4.50 – для всех видов городского транспорта.

Недельный билет SETTIMANALE стоит соответственно 12 и 15.80.

Если вы остановились в Неаполе на несколько дней, возьмите трехдневную карту Кампания Артекард – по ней проезд у вас будет бесплатный. Про карту речь впереди.

Автобусом я в Неаполе пользовалась дважды – для поездки в музей Каподимонте и обратно. Впечатление осталось неважное, но приходится им пользоваться, поскольку музей из разряда выдающихся, второй по значимости после Археологического.

Электрички

Электрички – удобный вид транспорта для освоения окрестностей Неаполя, ходят часто, расписание соблюдается, билеты дешевые. В Салерно, Пестум, Казерту, Поццуоли мы ездили на поездах Трениталии. В Геркуланум, Помпеи и далее до Сорренто – на электричках компании EAV (Ente Autonomo Volturno), все эти станции находятся на ветке Circumvesuviana.

Этой же компании EAV принадлежат ж/д ветки Cumana и Circumflegrea. Обе они выходят от метро Монтесанто и заканчиваются на морском берегу в местечке Торрегавета. Кумана проходит по южному сегменту этого кольца, Флегреа – по северному. Интерес представляет Кумана: она проходит через Поццуоли, Лукрино, Байи и Фузаро. Чиркум Флегреа мы намеревались использовать для поездки в Кумы, но оказалось, что электричка проходит через Кумы всего три раза в день, так что в Кумы надо ехать на автобусе от станции Фузаро ветки Кумана.


Местные электрички изрисованы сверху донизу, вид имеют дикий, но ходят исправно, даже по выходным, когда автобусы, кажется, повально «отдыхают». При планировании маршрута старайтесь на выходные исследовать объекты, до которых можно дойти пешком или доехать на электричках. На автобусы по выходным в Кампании лучше не рассчитывать.

Официальный сайт транспортной компании EAV — http://www.eavsrl.it/

 

Морской транспорт

Морские суда, отправляющиеся на ближайшие острова и в Сорренто, делятся на алискафы (быстроходные) и трагетто, или ферри (паромы). Алискафы отправляются из Моло Беверелло (порт находится за замком Кастель Нуово), трагетто – из Калата Порта ди Масса (в 10 минутах ходьбы от Моло Беверелло).

Алискаф доходит до Капри за 50 минут, билет стоит 21.20 евро. Паром идет до Капри 1 час 20 минут, билет стоит 14 евро.

Алискаф на Искью идет 1 час, билет стоит 18.60. Паром идет полтора часа, билет стоит 11.30 евро.

Морские перевозчики: компании SNAV, Caremar, Medmar, NLG, Alilauro. Расписание и тарифы можно посмотреть на сайтах этих компаний. А еще удобней – на сайте capri.net  Хотя этот сайт посвящен Капри, расписание есть по всем пунктам Неаполитанского и Амальфитанского заливов.

Что посмотреть в Неаполе

Основные достопримечательности Неаполя описаны здесь –> обзор с фотографиями

Подробно:

Декуманы. Исторический центр:

Подземный Неаполь:

Катакомбы и раскопы

Парадная часть Неаполя:

Набережная Неаполя:

Кастель дель Ово (Замок Яйца), парк Вилла Комунале, музей Пиньятелли, парк Вергилия

Главные музеи Неаполя:

Холм Вомеро:

  • Вилла Флоридиана и музей Дука ди Мартина
  • Замок Сант-Эльмо
  • Картезианский монастырь Сан-Мартино

Что посмотреть в окрестностях Неаполя

Основные достопримечательности –> обзор с фотографиями

Подробно:

Везувий и везувианские города:

Казерта

Флегрейские поля:

  • Город Поццуоли
  • Вулкан Сольфатара
  • Археологические зоны Байи
  • Древнегреческий город Кумы

Сорренто

Салерно

Археологический парк Пестум

 

Амальфитанское побережье

Острова Неаполитанского залива

Капри

Искья

Прочида

 

Музейно-транспортные карты Кампания Артекард

Дисконтные карты Кампания Артекард дают ощутимую выгоду человеку, настроенному на активное освоение местных достопримечательностей. Они позволяют бесплатно пользоваться различными видами транспорта и со скидками посещать музеи.

Официальный сайт — http://www.campaniartecard.it/ —  удобный и информативный. Можно посмотреть описание каждой достопримечательности, ее местонахождение и расписание работы.

Можно там же ее и забронировать, однако большого смысла в бронировании я не вижу, поскольку по приезде в Неаполь вам все равно придется обменивать бронь  на карту.

Где купить Кампания-артекард

Карту легко можно купить в аэропорту. Выйдя из зала прилета, надо идти налево и высматривать информационный офис с буквой «i».

В информационном офисе меня спросили, что я хочу: купить карту или выкупить забронированную. Я сказала, что хочу купить, и меня направили в офис турфирмы, находящейся по соседству в двух шагах.

Карта начинает действовать не со дня покупки, а с момента, когда вы решите пустить ее в дело.  Допустим, вы купили карту сразу по прилету и уехали на Искью или Капри (на островах она не нужна). Через неделю вернулись в Неаполь или Амальфи и активировали карту. Активировали – это написали на карте дату и, начиная с этого дня, стали использовать ее в музеях и автобусах, электричках и проходить с ней через турникеты в метро. Карта активируется в момент посещения первого музея, когда вы ее предъявляете, или в момент пользования транспортом, когда вы проходите через турникет или предъявляете водителю

Карту можно купить и в кассах музеях, таких, как Археологический, Каподимонте. В мелких музеях я спрашивала артекард, там её не было. Например, не продали мне карту Кампания Артекард в Равелло (я спрашивала на вилле Руфоло), хотя на виллы Равелло действие карты распространяется. Так что лучше приобрести ее заранее, в аэропорту или на Центральном вокзале, или в первый же день идти в Археологический музей.

Карта именная, на ней вы пишите свои фамилию и имя.

 

Виды музейных карт

Существует несколько типов дисконтных карт Кампания Артекард. Для туристов представляет основной интерес следующие разновидности:

Napoli artecard – действует только в Неаполе

Tutta la Regione – действует во всем регионе Кампания.

Карты имеют срок действия: 3 дня и неделю. Есть еще годовая карта.

Карты на 3 дня предпочтительней – помимо скидок в музеи, они включают в себя бесплатное пользование транспортом. Это существенное преимущество – позволить себе не вникать в нюансы оплаты городского или регионального транспорта и садиться в любой вид транспорта (внимание! – входящий в систему UNICOCAMPANIA), который подвернулся в данный момент: автобус, фуникулер, электричка, метро.

По трехдневной карте первые музеи бесплатны, остальные – за полцены. Соответственно, надо так построить программу, чтобы сначала сходить в самые дорогие музеи.

Рассмотрим подробней.

Napoli artecard — карта для Неаполя

Карта Наполи артекард на 3 дня, стоимость 21 евро.

Карта дает право бесплатного проезда на городском транспорте, входящем в систему UNICOCAMPANIA (автобусы, троллейбусы, фуникулеры и электрички в пределах Неаполя). На Алибас не распространяется (проезд от аэропорта до центра не входит).

Первые 3 достопримечательности по карте бесплатно. Начиная с 4-й – за полцены.

Вход в Кастель Сант-Эльмо, музей Пиньятелли и музей Дука ди Мартина считается за один вход.

 

Tutta la Regione — карта для всего региона Кампания

Карта Тутта ла регионе на 3 дня стоит 32 евро.

Включен транспорт системы UNICOCAMPANIA по всей Кампании (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, фуникулеры, электрички, включая Circumflegrea, Cumana и Circumvesuviana). Не включен проезд вдоль Амальфитанского побережья (на этом направлении работают автобусы компании Sita Sud).

Первые 2 достопримечательности бесплатно, остальные – за полцены. Достопримечательности Неаполя, разумеется, тоже можно смотреть по этой карте и пользоваться городским транспортом.

За один вход считаются:

  1. Кастель Сант-Эльмо, музей Пиньятелли и музей Дука ди Мартина
  2. Музеи на Флегрейских полях: амфитеатр Флавия, археологические зоны в Кумах и Байях, музей Флегрейских полей в Байях (не советую в этом случае «тратить» артекард – общий билет в эти 4 музея стоит 4 евро и действует 2 дня).
  3. Виллы в Стабиях, Оплонтисе и Боскореале (то же самое – дешевый объединенный билет стоит 5.50 евро; оставьте артекард для более дорогостоящих объектов)
  4. Достопримечательности Казерты и античной Капуи (амфитеатр, музей гладиаторов, митреум, археологический музей, бельведер Сан-Леучо)
  5. Пестум – археологическая зона и музей (однозначно надо использовать)
  6. Все достопримечательности Равелло (виллы Руфоло и Чимброне, музей Дуомо, Аудиториум, раскопки при монастыре Святой Троицы)

Карта Тутта ла регионе на 7 дней стоит 34 евро. Не включает транспорт. Первые 5 достопримечательностей бесплатно, с 6-й – за полцены.

 

Как спланировать путешествие

Давайте посмотрим, как спланировать свое пребывание в Неаполе и Кампании, чтобы посмотреть как можно больше интересных мест и максимально использовать карту Кампания Артекард.

Некоторые предпочитают Неаполь смотреть сначала, а острова или Амальфитанское побережье оставляют на «десерт» – для лучшего послевкусия.

Я же, наоборот, Неаполь оставляла на последние дни, главным образом для того, чтобы плодотворно использовать последний день: оставить вещи в отеле и гулять по городу до последнего и не переживать по поводу прибытия в аэропорт (например, с островов или из Сорренто), поскольку и штормы на море случаются, из-за которых сдвигается расписание судов, и забастовки на железной дороге бывают.

Первый раз я сразу поехала на Искью, потом на Амальфи и уже в конце поездки перебралась в Неаполь. В другой раз я поехала в Кампанию с мужем, который изначально был настроен против Неаполя. Поэтому мы долго кружили по окрестностям, прежде чем обосновались в Неаполе: сначала поехали в Поццуоли и жили там три дня, потом переехали на Капри, потом в Сорренто, Амальфи. И даже в Казерте я на две ночи сняла отель. Наконец прибыли в Неаполь, и муж каждый день уезжал из него – то в Пестум, то в Геркуланум, то на Прочиду. А в последние дни походил по Неаполю и сказал: какой интересный город!

 

Итак, допустим, вы планируете уделить три дня достопримечательностям Неаполя и три дня – его замечательным окрестностям. Здесь все понятно. Вам нужны две карты: трехдневная Napoli artecard и трехдневная Tutta la Regione.

 

Что посмотреть в Неаполе за 3 дня

Итак, Неаполь и Наполи артекард. По карте городской транспорт бесплатен и бесплатны три первых музея, остальные – за полцены.

1 день в Неаполе: Археологический музей (выходной – вторник, часы работы 9.30-19.30, билет стоит 12 евро).

Потом вроде бы напрашивается Каподимонте, но я бы не советовала посещать эти два музея в один день. Чтобы в полной мере насладиться каждым музеем, смотрите их «свежими глазами».

Поэтому я предлагаю во второй половине дня пройтись по Декуманам. Выйти из Археологического музея, отыскать расположенный неподалеку Испанский дворец (Palazzo dello Spagnuolo, Via Vergini, 19: дом с оригинальной лестницей в глубине квартала), потом дойти до церкви Сан-Джованни-а-Карбонара и от нее идти по Декуманам. По дороге пообедать (в центре без труда найдете и пиццерию, и кофейню).

Неудобство посещения Декуманов во второй половине дня таково: будет закрыт внутренний двор монастыря Сан-Грегорио-Армено, он открыт до 12 часов.

Имейте в виду: в музее «Подземный Неаполь» и капелле Сансеверо по артекард есть скидка в 2 евро, но они не засчитываются за «достопримечательность», то есть у вас по-прежнему остаются неиспользованными два бесплатных музея.

Под вечер, если остались силы, прогуляйтесь по виа Толедо. Там оживленно, много недорогих магазинов.

Можно на вечер забронировать билеты в театр Сан-Карло. Билетами лучше озаботиться заранее, забронировав их дома.

 

2 день в Неаполе: с утра – катакомбы Сан-Гаудизио и базилика Санта-Мария Салита (вход в катакомбы находится в алтарной части базилики).

До базилики доезжаем на автобусе (по карте проезд бесплатный). Вам подойдут номера автобусов 168, 178, R4, C63. Остановка около Археологического музея (на той же стороне, где музей, чуть левей от входа, если стоите лицом к музею).

Катакомбы открыты каждый день, с 10 до 13, экскурсии начинаются в начале каждого часа. Ориентируемся на первый сеанс – в 10 утра. Объединенный билет на катакомбы Сан-Гаудизио и Сан-Дженнаро стоит 9 евро. Это будет наша вторая бесплатная достопримечательность.

После осмотра катакомб Сан-Гаудизио опять садимся на автобус (те же номера) и доезжаем до Каподимонте.

Смотрим дворец и художественный музей Каподимонте (часы работы 08.30 — 19.30,  выходной – среда, билет стоит 8 евро). После музея (а, может, и перед ним) обедаем.

Пешком спускаемся с холма Каподимонте к базилике Инкороната и идем в катакомбы Сан-Дженнаро (часы работы 10-17, в воскр 10-13, каждый день). Экскурсии – в начале каждого часа. Последний заход в катакомбы – в 17 часов.

На автобусе возвращаемся в центр. Время праздных прогулок, шопинга, ужина. Можно пройтись по набережной или что-то досмотреть в Декуманах, съездить на метро в район Амедео, где находится большое количество оригинальных домов в стиле модерн, построенных в начале прошлого века.

 

3 день в Неаполе. С утра смотрим кучно расположенные: Королевский дворец (время работы 9 — 20, выходной среда),  Кастель Нуово (9 — 19, выходной воскресенье), театр Сан-Карло (по сеансам, без выходных, артекард не действует), галерею Умберто. Пьем кофе в кафе «Гамбринус» (или обедаем).

Поднимаемся на холм Вомеро. В начале улицы Толедо есть станция фуникулера, в нашу бытность она была закрыта. Если фуникулер закрыт, то едем на метро до станции Ванвителли. Кстати, можно пообедать и на Вомеро.

На Вомеро – парк Флоридиана (ничего особенного), в глубине парка – вилла-музей Дюка Мартина (работает, увы, только в первой половине дня, 08.30 — 14.00, кроме вторника)

Посещаем замок Сант-Эльмо (я не успела там побывать, говорят, со стен замка открываются наилучшие виды на Неаполь). А вот картезианский монастырь Чертоза Сан-Мартино горячо вам рекомендую (время работы 09.30 — 19.30, выходной среда).

От Чертозы начинается лестница, которая приведет вас через Испанский квартал на улицу Толедо. Во время спуска открываются замечательные виды на город и залив.

Вот, вкратце, мои рекомендации на три дня пребывания в Неаполе. Явно напрашивается 4-й день —  на посещение парка Пьедимонте с могилой Вергилия, музея Пиньятелли (бывшую виллу Ротшильдов), Кастель дел Ово, холма Позилиппо, Ботанического сада, вдумчивого осмотра многочисленных церквей и проч. Естественно, каждый строит программу по своему вкусу.

 

Что посмотреть за 3 дня в окрестностях Неаполя

Начинаем использовать нашу карту Тутта ла регионе (проезд по Кампании бесплатный, две первые достопримечательности бесплатно, остальные – за полцены)

1 деньПомпеи или Геркуланум (работают без выходных). Можно совместить с подъемом на Везувий или с посещением вилл Стабий или Оплонтиса

2 деньКазерта, дворец и парк (с 8.30, выходной – вторник).

Далее возможны варианты: бельведер Сан-Леучо; Капуя – амфитеатр, музей гладиаторов и митреум; Казертавеккьа — средневековый город на вершине холма (находится в 7 км от Казерты, проезд на автобусе по карте бесплатный).

3 день – переезд в Амальфи и посещение вилл в Равелло / или поездка в античный Пестум.

Вот таким образом, мне кажется, лучше всего распорядиться картой Кампания-артекард по региону. После этого можно некоторое время пожить на Амальфитанском побережье, перебраться на Капри и/или Искью. А вот с Искьи можно вернуться не в сам Неаполь, а в Поццуоли – есть прямые алискафы Искья-Поццуоли кампании Caremar (расписание, опять же, можно посмотреть на Capri.net).

На Флегрейских полях использовать Кампания-артекард невыгодно, местный транспорт дешев (разовый проезд на электричке стоит 1.20 евро, на автобусе  — 1 евро),  на посещение вулкана Сольфатара действие карты не распространяется, а объединенный билет на остальные достопримечательности Флегрейских полей стоит всего 4 евро.

В общем, комбинировать можно по-разному, и при планировании обязательно сверяйтесь с сайтом campaniartecard.it – для получения актуальных стоимостей и расписаний.

 

Несколько слов о безопасности в Неаполе

Когда я первый раз и в одиночку собиралась в Неаполь, то переживала по поводу криминальной обстановки в городе. В интернете найдется немало историй, как у кого-то выхватили сумку на улице, причем по большей части это делали мотоциклисты. Если в сумке были документы, то жертвы после этого направлялись в консульство России, сотрудники коего, обыденно и не моргнув глазом, выдавали справку, замещающую паспорт (из этого можно заключить, что для них эта процедура привычна и часто повторяема). На всякий случай, адрес нашего консульства в Неаполе: Via Partenope, 1. Это на набережной Партенопе, прямо напротив входа в парк Вилла Комунале.

В качестве анекдота рассказывают, что местные жители приезжим советуют прилеплять деньги на грудь с помощью перцового пластыря. Как только грудь перестало жечь, значит, вас уже обокрали.

При подготовке к поездке я купила маленькую сумку, в Неаполе одевала ее через шею и продевала через ремень, так чтобы мотоциклист не мог ее сорвать. Паспорт с собой не носила, только ксерокопию. Деньги были на разных картах и некоторая часть наличными, с собой брала небольшую сумму на день. Оказывалась я в разных кварталах Неаполя, в том числе весьма неприятных, но Бог миловал.

Единственный раз я столкнулась с ворами в автобусе. Мы с мужем собирались ехать в Каподимонте и поджидали автобус. Народу на остановке было много. К нам подошла женщина и обеспокоенно предупредила, чтобы мы в автобусе смотрели за сумками (наверно, мы как-то выделялись на общем фоне, может, выглядели ротозеями).

Входим в салон автобуса и оказываемся с мужем разъединенными. Между нами встали три высоких крепких мужчины: ни он не мог ко мне пробиться, ни я к нему. Я видела изогнутую руку вора, ощупывавшего мою сумку. А какое жуткое у него было лицо! Мне показалось, человек с таким лицом не остановится ни перед чем. Я постаралась отодвинуться от него и протиснуться вглубь салона.

Через некоторое время троица вышла. Да и народа как-то стало поменьше.

Так что в автобусах будьте осторожны – орудуют воры. А вот метро почему-то не вызывало такой тревоги.

На центральном вокзале наблюдала сцену: бежал вор с женской сумкой (длинноногий поджарый парень), его пытался догнать толстый полицейский с красным потным лицом. Погоня продолжалась недолго: полицейский махнул рукой и, взявшись за бок, повернул назад.

А вот мою знакомую ограбили посреди белого дня возле входа в музей Каподимонте. Говорит, вышли с подругой из автобуса на остановке, и как-то быстро весь народ разошелся (остановка автобуса, кстати, находится буквально в нескольких метрах от входа на территорию дворцового парка).

Рядом с ними притормозил мотоцикл, на котором сидели двое парней. Задний парень сорвал с моей знакомой сумку и так толкнул ее, что она упала. Со второй женщины сорвал цепочку, и мотоцикл умчался вдаль. Из ценных вещей в сумке был фотоаппарат с кадрами почти всей поездки.

Так что будьте бдительны на улицах Неаполя. Много раз я встречала радушие и помощь со стороны неаполитанцев, в большей массе это искренние и простодушные люди. Но экономическое неблагополучие и нищета заставляют людей искать любые способы выживания: в лучшем случае это попрошайничество, в худшем — воровство или грабеж.

Надеюсь, я не отбила у вас желания познакомиться с Неаполем. Просто не расслабляйтесь, соблюдайте элементарные правила безопасности, и все будет хорошо.

 

Еда

Принято считать, что в Неаполе самая вкусная пицца. Собственно, пицца «Маргарита» была придумана именно там. Пицц в Неаполе я съела немало, все они были примерно одного качества. Вкусные, но утверждать, что эти пиццы сильно отличались от изготовленных в других регионах Италии, я бы не стала. Больше всего мне нравилась «кальцоне», закрытая пицца с риккотой.

Не слишком понравилась пицца с морепродуктами – на поверхности такой пиццы обычно навалены ракушки, внутри которых скрываются маленькие мидии. Не очень удобно оттуда их выковыривать, и нет взаимопроникновения компонентов пиццы друг в друга.

Из морепродуктов здесь распространены кальмары на гриле. Я – любитель кальмаров в кляре, но почему-то это блюдо распространено здесь гораздо меньше, чем, скажем, в Хорватии.

Заказывали пару раз просто мидий, тут они тоже проигрывают нормандским и бельгийским. Видимо, какой-то другой сорт, более крупные раковины. Сами мидии, впрочем, нежные и жирные.

Вкусна здесь жареная рыба, как и любая свежайшая, только что выловленная рыба.

На что бы я обратила ваше внимание – это на моцареллу буффало, сделанную из молока буйволиц. До этого мне попадалась в основном моцарелла из коровьего молока, тоже вкусная и мной любимая. Но повсеместно распространенная в Кампании моцарелла буффало — нежности необыкновенной, и каждый шарик этого сыра можно разматывать слой за слоем, точно марлю.

Самых восторженных слов достойны местные десерты. Неаполитанцы необыкновенно изобретательны в изготовлении сластей, и все разновидности десертов, кажется, не перепробовать. Кофе тоже великолепен, и пирожное с кофе доставит большое удовольствие.

Местные вина тоже очень хороши – вулканические почвы славятся своим плодородием. С античности известно местное фалернское вино. Виноградники растут на склонах Везувия, на островах, на Флегрейских полях. Популярно вино «Лакрима Христи» («Слеза Христа») – их даже продают на вершине Везувия с фирменной печатью, но и другие сорта местных вин можно брать без сомнений. Славятся вина провинций Беневенто и Авеллино: белое фиано, красные таурази, альянико дел табурно, греко ди туфо.

 

Когда в Неаполь лучше ехать

Все зависит от цели поездки. Если в первую очередь интересует купание, то надо ехать с начала июня по конец сентября. В конце мая вода была достаточно теплой для купания (около 23 градусов), однако (скажем, в Искья-Порто) чувствовалось самое начало сезона, пляжи еще только начали убирать от выброшенных на берег водорослей. Тем не менее, май – достаточно благоприятный для пляжного отдыха месяц – народу не так много, как летом, цены на жилье ниже, не так жарко.

Недостатки летнего сезона – жара, большое количество народа и высокие цены. Например, для Капри выбор сезона очень важен. Летом толпы туристов создают на острове ощущение дискомфорта. А вот зимние месяцы отлично подойдут для неспешных прогулок и даже купания (я купалась в феврале и на Капри, и в Сорренто, вода была около 18 градусов).

Зима – хорошее время для посещения достопримечательностей. С одной стороны, все цветет, все радует глаз, с другой стороны – относительно немноголюдно и ощутимо дешевле. Скажем, зимой мы могли себе позволить снять отель на центральной площади Амальфи, или в Казерте — в соседнем с королевским дворцом доме. Достаточно легко можно было попасть в музеи. В то же время некоторые музеи на зимний период закрываются или работают по укороченному графику, на побережье ведутся подготовительные и ремонтные работы.

Погода в феврале была хорошей, пару раз попадали в дождь, но в основном светило солнце, температура воздуха была около 15-17 градусов. В мае мне показалось жарковато. Думаю, лично для меня оптимальным временем для посещения Кампании были бы апрель и октябрь.

 

Туры в Италию


Своим читателям я предлагаю промокоды на покупку тура на агрегаторе пакетных туров Травелата:

  • Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye



Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов: