Королевский дворец в Неаполе трудно миновать – если уж вы оказались в Неаполе, то рано или поздно перед вами предстанет тяжеловесное, несколько мрачноватое здание Палаццо Реале.
Самый выигрышный вид на Королевский дворец открывается с набережной. Длинный его фасад с многочисленными окнами приподнят над местностью, и есть в нем что-то от орла, расправившего крылья и приготовившегося к полету.
Между дворцом и морем, в низинке, раскинулся парк. Это так называемые Джардини Публичи, «публичные сады», представляющие собой посадки пиний, перемежающиеся со спортивными площадками.
Впрочем, с площади Плебисцита («Пьяцца Плебишита») дворец тоже смотрится представительно.
История Королевского дворца в Неаполе
То, что мы видим сейчас, — результат многочисленных переделок и добавлений. Первый вариант Палаццо Реале был построен в 1600 году архитектором Доменико Фонтана по распоряжению испанского вице-короля Фернандеса Руиза де Кастро. Строился он для испанского короля Филиппа III Габсбургского, но тот до Неаполя так и не доехал.
Во дворце проживали испанские вице-короли, каждый из которых что-то достраивал и изменял по своему вкусу.
Первым испанским королем, добравшим наконец до Неаполя, был юный Карл III Бурбонский. Он прибыл в Неаполь в 1734 году, было ему в ту пору 18 лет, и в дальнейшем Карл проявил себя как образцовый правитель. Благодаря ему (и архитектору Луиджи Ванвителли) королевский дворец в Неаполе был расширен и оформлен в стиле позднего барокко.
Также при Карле III были построены дворцы Каподимонте и Казерта (вы безусловно почувствуете «одну руку»), а рядом с Палаццо Реале был возведен театр Сан-Карло.
В 1767 году появился небольшой приватный театр и внутри самого Королевского дворца (архитектор Фердинанд Фуга).
А 1838 году дворец сильно пострадал от пожара. Восстанавливал дворцовые интерьеры архитектор Гаэтано Дженовезе – уже в стиле неоклассицизма.
После объединения Италии в Королевском дворце в Неаполе поселился Умберто I, второй король нового государства Италия. При нем в 1888 году парадный фасад дворца украсился 8-ю статуями правителей, сыгравших значительную роль в судьбе Неаполя и Неаполитанского королевства.
Начинается «линейка» норманнским королем Рожером, а заканчивается – объединителем Италии Витторио Эммануэле Савойским. В ряд коронованных особ затесался наполеоновский маршал (и зять) Иоахим Мюрат, который правил Неаполитанским королевством с 1808 по 1815 годы (с перерывом на поход в Россию в 1812 году).
Скульптор отлично передал напыщенность и чванливость этого баловня судьбы, проделавшего путь от трактирщика до короля.
Как попасть во дворец
Советую не ограничиваться внешним осмотром дворца, а зайти полюбоваться интерьерами.
Королевский дворец в Неаполе открыт с 9 до 20. Выходной – среда.
Стоимость билета – 4 евро.
Официальный сайт Палаццо Реале, на котором можно посмотреть актуальную информацию — http://palazzorealenapoli.it/cms/.
Для показа открыты залы 2-го этажа (они составляют так называемый Музей исторических апартаментов).
Проход во дворец – с площади Триесте-е-Тренто, прямо под арку. Иногда (не часто) открыт центральный вход с площади Плебишито.
Проходите во внутренний двор и уже со двора заходите в кассу и далее – во дворец.
Осмотр займет около часа. Помимо внутренних помещений (исторических апартаментов) дворца можно посмотреть сады. В нашу бытность (февраль 2017) сады были закрыты.
Музей исторических апартаментов
Уже парадная лестница задает тон и показывает уровень притязаний.
Великолепный срез мрамора: посмотрите, какое скопление ракушек:
Мы поднимаемся на второй этаж (по европейским понятиям – на первый) и оказываемся на галерее, проходящей по периметру внутреннего двора. Все залы, доступные для посещения, как раз находятся на этом этаже и связаны галереей. Изначально галерея была открытой.
Схема музея (взята с официального сайта Палаццо Реале)
Сначала мы попадаем в небольшой Придворный театр.
За театром следуют три антикамеры, предваряющие вход в Тронный зал.
1-я антикамера:
Вид из окна на пьяцца Плебишито
2-я антикамера
На одной из картин король Альфонс въезжает в Неаполь.
3-я антикамера обита тканью и покрыта гобеленами, выполненными на Неаполитанской ковровой мануфактуре.
Вазы, украшающие зал, сделаны в мастерской неаполитанского мастера Рафаэлем Джовине (1842).
Портреты на ткани:
Будуар, примыкающий к Тронному залу, был оформлен в 1894 году, уже при Савойских, в соответствии со вкусами королевы Маргариты. При оформлении использовались гобелены 17 века.
После будуара мы намеревались пройтись в Тронный зал, но, увы, он был закрыт, так же, как и Зал Послов, Капитанский Зал и еще несколько комнат.
В Фламандском зале размещены портреты, выполненные голландскими художниками 17 века.
Фарфор — с местной мануфактуры
Рабочий стол Мюрата
Комната Королевы
Узкий внутренний двор
Зал Геракла — очень элегантный, оформленный с тонким вкусом. Это один из старейших залов дворца. Начиная с 18-го века здесь проводились балы. В 19 веке зал был украшен шпалерами.
Свое название зал получил, потому что в начале 19-го века здесь размещались копии скульптур из коллекции Фарнезе, в том числе самая знаменитая из них — Геркулес (сейчас оригинал находится в Археологическом музее).
Часть комнат за залом Геракла были превращены в художественную галерею. Один из залов занят натюрмортами.
В другой представлены картины сельской жизни:
В зале Дон-Кихота висят полотна, изображающие эпизоды знаменитого романа Сервантеса.
Изящная фарфоровая ваза местного производства с изображениями трех королевских дворцов: Палаццо Реале, Каподимонте и Казерты.
Палатинская капелла — место проведения дворцовых служб.
Необыкновенный красоты алтарь 17 века, сделанный из полудрагоценных камней и бронзы.
Посмотрите, как подобраны цвета камней
Круг замкнулся. Мы опять оказались у парадной лестницы
В завершении следует добавить, что некоторым образом Королевский дворец оказался связан и с русскими царями. В 1717 году здесь скрывался сын Петра I царевич Алексей. Но вскоре в Неаполь прибыл посланный царем Петр Толстой и вынудил царевича вернуться в Россию. Перед возвращением загнанный в угол Алексей съездил в Бари, к мощам Николая Мирликийского. Однако Чудотворец ему не помог, судьба царевича закончилась трагически.
А в 1845 году в Неаполе гостили царь Николай I с супругой. И впоследствии русский царь отблагодарил неаполитанского короля Фердинанда за хороший прием, прислав тому в подарок скульптуры «Укротители коней» Клодта. Которые по сей день украшают вход в Королевские сады.
Надеюсь, мой беглый показ Королевского дворца в Неаполе убедил вас, что заглянуть туда стоит. Тем более, что цена билета совсем невелика. Главное — выкроить час времени. И лучше это сделать до посещения Казерты — там дворец более помпезный, не говоря про парк.
Тем не менее, и музей исторических апартаментов Палаццо Реале — весьма достойная достопримечательность Неаполя, и те, кому претит гулять по неопрятным Декуманам, могут отлично провести время среди изящных вещиц, картин, шпалер и прочей роскоши, украшающих королевские покои.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.