Кампания        683         0             

Неаполь туристический. От Кастель Нуово до галереи Умберто



Сегодня мы с вами посмотрим Неаполь образцово-показательный, тот самый, который показывают туристам, привозимых на день из Рима на экскурсию «Неаполь-Помпеи». Наш маршрут по расстоянию будет совсем коротким: от площади Муничипио до площади Плебишито, но на «нить» его будут нанизаны весьма значимые объекты.

Пьяцца Муничипио и Педро де Толедо

Начнем прогулку от площади Муничипио, скучновато-официальный облик который несколько оживляет фонтан Нептуна в центре (в создании этого фонтана участвовал Бернини).

неаполь мэрия

 

Здание Муниципалитета включает в себя (никогда не подумаешь) церковь Святого Якова (Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли). Церковь была построена в 16 веке, во время правления испанского вице-короля Педро Альвареса де Толедо (куда же испанцы без своего главного святого! где бы испанцы не оказывались, они возводили в честь Сант-Яго город или, на худой конец, церковь).

Церковь мирно простояла три столетия, а в 19-м веке неожиданно оказалась под одной крышей с мэрией. Остроумное решение (точнее, компромисс): и для городских властей здание на хорошем месте возвели, и культурный памятник сохранили. Кстати, в церкви Сан-Джакомо Педро Толедский и похоронен. 

Дона Педро в Неаполе чтят и уважают: он правил здесь 21 год и за это время много сделал для наведения порядка и преображения Неаполя: замостил дороги, проложил новые улицы, перестроил работу городских служб. Благодаря этому человеку в городе появились «консерватории» – так назывались приюты для беспризорников (итал. «conservare» — «сохранить, беречь»). Бездомным детишкам давались основы грамоты, а также уроки музыки, чтобы в дальнейшем они могли работать певчими на клиросе. Вот откуда пошли современные консерватории.  

В память о Педро де Толедо одна из главных городских улиц названа виа Толедо.
 

Кастель Нуово

От площади Муничипио отлично виден наш первый объект – Анжуйский замок, или Кастель Нуово. Забавно: если в Яндекс-переводчике на итальянском ввести «Maschio Angioino» (именно так называется эта достопримечательность), он вам, глазом не моргнув, вернет на русском «Кастель-Нуово». Меж тем само слово «maschio» по-итальянски означает то же, что «macho» по-испански, т.е. «самец». Так что дословно замок называется «Анжуйский самец».

кастель нуово

 

Этому замку очень повезло с окружением – точнее, с отсутствием всяческого окружения. Он стоит один, как перст. Как и подобает строению подобного рода. Очень крепкий, брутальный, мощный, с башнями-донжонами по углам. А на входе – нежнейшая беломраморная вставка, которая смотрится легкомысленной крахмальной манишкой на доспехах рыцаря.

Кастель нуово

 

Замок построил французский архитектор Пьер де Шоль в 1279-1282 годах для короля Карла I Анжуйского в качестве новой королевской резиденции. Король хотел иметь укрепленный и хорошо защищенный замок в стратегическом месте, на берегу моря.  В отличие от предыдущих замков: Кастель Капуано и Кастель дель Ово – этот получил название Кастель Нуово (новый).

При Роберте Анжуйском, меценате и покровителе искусств, в Маскьо Анжоино находили приют художники, поэты, ученые, здесь жили Джотто, Бокаччо, Петрарка.

Триумфальной ренессансной аркой из мрамора Кастель-Нуово украсился при арагонском короле Альфонсо I-м, который желал въехать в свою новую королевскую резиденцию как триумфатор.

Кастель нуово

Арка увенчана фигурой триумфатора Альфонса

Кастель нуово

На барельефе изображена триумфальная процессия

 

Пройдем и мы через Триумфальную арку.

Кастель нуово

Кастель нуово

Барельефы на колоннах

 

Тут же под аркой – касса, входной билет стоит 6 евро. По меркам Неаполя, дороговато – скажем, билет в роскошный Королевский дворец стоит 4 евро.

Но, знаете, есть в Анжуйском замке то, чего мне жалко было бы пропустить и не увидеть. Впрочем, смотрите сами.

Итак, мы проходим во внутренний двор. Служащий на входе показывает, в каком порядке обходить помещения.

Кастель нуово

Внутренний двор замка

Мы начали с художественной галереи, расположенной на втором этаже правого крыла замка. Дирк Хендрикс, Лука Джордано, Франческо Солимена, Джованни Антонио д’Амато — картины этих художников чередуются с бюстами святых в золотых одеяниях, свезенных сюда из разных церквей. Среди прочих картин выделяется картина Марко Кардиско «Поклонение волхвов». Но, честно признаюсь, перед замком мы прошлись по Декуманам через большое количество церквей и к галерее подошли уже подуставшие от впечатлений. Так что галерея прошла немножко «мимо».

Кастель нуово

Кастель нуово

Антонио Стабиле. Распятие

кастель нуово

Лука Джордано. Святой Николай в славе

 

На выходе из галереи стоят бронзовые врата с барельефами. Врата были созданы по заказу Ферранте Арагонского в 1475 году для увековечивания его победы над Джованни Анжуйским в 1462 году.

кастель нуово

кастель нуово

 

Врата некоторое время украшали вход в замок, а потом начались битвы за королевство между испанцами и французами. Французский король Карл VIII, захвативший Неаполь, погрузил на корабль трофеи (в том числе и ворота снял с замка) и отправил во Францию. По дороге корабль был атакован генуэзцами, которые мало того, что ядром пробили дверь, так потом эту дверь еще и отобрали. Правда, впоследствии вернули в Неаполь. И стоит теперь эта пробитая дверь с застрявшим ядром в музее замка.

Следующий зал был заполнен гипсовыми слепками итальянского скульптора Франческо Джераче (1853-1937).

кастель нуово

 

По лестнице мы поднялись наверх и оказались на открытой лоджии, под стеной Золотой башни. Стены и четыре башни замка сделаны из серого вулканического камня – пиперно, а одна из башен – из желтого туфа. Вот она-то и называется Золотой.

кастель нуово

Золотая башня

 

Вид с лоджии – на порт и на окрестные дома. Из дымки проступает Везувий.

кастель нуово

Перед замком — порт Моло Беверелло. Отсюда отправляются алискафы (быстроходные суда) на Капри, Искью, Сорренто и далее.

 



Университетский дворик с интересной лестницей: половина внутреннего конуса и половина внешнего.

кастель нуово

 

Потом мы прошли в Палатинскую капеллу (или капеллу Санта-Барбара). Когда-то она была расписана Джотто. Большинство фресок, увы, утеряно.

кастель нуово

 

Со двора есть еще вход в капеллу Чистилища душ, в которую можно заглянуть через стеклянную дверь – и ничего не разглядеть. В качестве слабой компенсации на табличке подробно расписано, что в капелле хранится.

Самое вкусное оставлено напоследок.

И вот мы поднимаемся по внешней лестнице на второй этаж

кастель нуово

 

и оказываемся в неожиданно большом и высоком зале со сводчатым потолком. Это так называемый Зал Баронов, главная часть средневекового замка. Здесь стоял трон, здесь проходили приемы и пиры.

кастель нуово

 

Построен этот зал был по приказу Роберта Анжуйского в 1330 году, и тогда же его расписал Джотто. На фресках Джотто изобразил Самсона, Геракла, Соломона, Париса, Гектора, Ахилла, Энея, Александра и Цезаря. К несчастью, и эти фрески были утрачены.

При Альфонсе Арагонском архитектор Сагрера расширил помещение.

А свое название зал получил после одного памятного происшествия. Король Ферранте I узнал, что бароны готовят против него заговор и, в числе прочих, пригласил заговорщиков на свадьбу своей племянницы. Во время свадьбы (которая проходила именно здесь) бароны были схвачены. Впоследствии некоторых из них казнили.

Сейчас зал мрачен, пуст и темен. Но впечатление производит сильное. Есть в нем простота, грубость и мощь, присущая той эпохе, и воображение легко заполняет это пространство рыцарями в доспехах, сидящими за длинными столами при свете факелов. Похожее впечатление на меня произвел Старый Королевский дворец в Пражском Граде: огромное пустое пространство, в котором, собственно, сохранились только стены и потрясающий звезчатый свод. Зал Баронов тоже накрыт сводом в виде восьмиконечной звезды.

кастель нуово

 

Однако мы с вами подзадержались в Кастель Нуово. Идемте дальше.

Справа от замка, за рвом, начинается Королевский сад, вход в который преграждают ворота, украшенные скульптурами Клодта. Эти скульптуры – копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Питере – подарок русского царя Николая I неаполитанскому королю Фердинанду II.

неаполь кони клодта

неаполь кони клодта

неаполь кони клодта

 

Проходим мимо Королевского сада.

неаполь центр

 

Прямо перед нами – оперный театр Сан-Карло.

 

Театр Сан-Карло

Оперный театр Сан-Карло был построен в Неаполе по указу Карла III Бурбона. Здание возвели всего за 9 месяцев – строители спешили «сдать объект» к тезоименитству короля. И, действительно, открытие нового театра в Неаполе произошло ровно в назначенную дату – 4 ноября 1737 года, в день святого Карла. Театр тоже назвали в честь этого святого — Сан-Карло.

Построили его в непосредственной близости от Королевского дворца и соединили с дворцом галереей, так, чтобы королевская семья могла кратчайшим путем проходить на представления.

неаполь театр сан-карло

 

При желании в театр Сан-Карло можно легко попасть – если не на представление, то на экскурсию.

Экскурсии проводятся на итальянском и английском языках, ежедневно, сеансы: 10-30, 11-30, 12-30, 14-30, 15-30, 16-30. Стоимость – 7 евро.

Я в театр Сан-Карло ходила на утренний сеанс в 11-30. Билеты на спектакли и на экскурсии продаются в одной кассе, слева от входа. При покупке билета меня предупредили, что сейчас в театре проходит репетиция оркестра, поэтому экскурсия будет немного урезана, но в качестве компенсации мы некоторое время посмотрим репетицию. И билет будет стоить не 7 евро, а 5.

Я, конечно, согласилась.

Мы прошли в фойе театра, прослушали вводную информацию, а потом зашли в одну из лож и слушали музыку.

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

 

Играл симфонический оркестр. Акустика в зале отличная, я получила большое удовольствие.

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

 

После того, как дирижер распустил музыкантов, мы спустились в партер, и там, слушая экскурсовода, рассматривали оформление зала.

Изначально ложи были обиты темно-синим и голубым бархатом. Это традиционные цвета Бурбонов.

неаполь театр сан-карло

 

Каждый ярус лож — со своим рисунком:

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

 

Плафон

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

неаполь театр сан-карло

 

Окантовка плафона

неаполь театр сан-карло

 

Герб Бурбонов над сценой

неаполь театр сан-карло

 

Королевская ложа

неаполь театр сан-карло
 

Галерея Умберто I

Напротив театра находится галерея Умберто I.

Галерея Умберто I Савойского похожа на галерею Витторио Эммануэле II в Милане, как дочка на маму. Или, вернее, как сын на отца, поскольку Умберто I был сыном Витторио Эммануэле II (напомню, что отец был первым королем объединенной Италии, а сын — вторым).

Галерея построена в 1890 году и представляет собой два пересекающихся под прямым углом крытых пассажа. Место их пересечения накрыто большим прозрачным куполом.

Галерея имеет 4 входа. Самый представительный из них находится напротив театра Сан-Карло. Это высокий портал с колоннами, украшенный скульптурами, символизирующими добродетели и части света.

неаполь галерея умберто

галерея умберто

неаполь галерея умберто

неаполь галерея умберто

неаполь галерея умберто

неаполь галерея умберто

неаполь галерея умберто

 

Галерея заполнена дорогими магазинами, как и положено всякому пассажу. Это красивая элегантная торговая зона, где приятно пройтись и где есть чем полюбоваться. Желающие могут отыскать на полу галереи мозаичное изображение своего знака зодиака и, встав на него, загадать желание.

галерея умберто

Близнецы

Еще одна из доступных для рядового туриста радостей — купить неаполитанских сластей у пироженщика, который стоит в самом конце галереи при выходе на виа Толедо.
Этого пироженщика нам показали в первый наш приезд в Неаполь и посоветовали непременно отведать местных ром-баб. «Фу, ромовая баба», — подумала я, вспомнив сухую конусообразную булку из моего школьного детства. Но — все-таки купили и ром-бабу, и других сластей. А потом еще пришли за добавкой.

После этого я еще два раза была в Неаполе и всякий раз покупала в галерее Умберто пирожные. И почти всегда вокруг пироженщика толпится народ. А неаполитанская ром-баба похожа на нашу только своей формой. Неаполитанская — меньше размером, пропитана ромовым сиропом и вкус имеет божественный.
 

К галерее Умберто примыкает маленькая площадь с фонтаном — пьяцца Триесте-е-Тренто, к которой углом подходит торжественная, вольготно раскинувшаяся пьяцца Плебишито, разъединяющая два противостоящих здания: Королевский дворец и церковь Сан-Франческо ди Паоло.

пьяцца Триесте е тренто

Пьяцца Триесте е Тренто

Оставим эту великолепную пару на следующий раз, а этот рассказ закончим в приятном месте — кафе Гамбринус, расположившимся как раз на маленькой площади Триесте-е-Тренто. Зайдите сюда выпить чашку кофе — здесь он потрясающий.  Пирожные тоже на любой вкус. Слегка подкрепимся и отправимся смотреть Королевский дворец.



Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

Поделиться в сетях:


  Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поездки по годам:
Подписка на новые рассказы

Введите Ваш e-mail адрес:

Страны
Яндекс.Метрика


Чтобы добавить сайт в закладки, нажмите Ctrl+D