Сегодня мы с вами посмотрим Неаполь образцово-показательный, тот самый, который показывают туристам, привозимых на день из Рима на экскурсию «Неаполь-Помпеи». Наш маршрут по расстоянию будет совсем коротким: от площади Муничипио до площади Плебишито, но на «нить» его будут нанизаны весьма значимые объекты.
Пьяцца Муничипио и Педро де Толедо
Начнем прогулку от площади Муничипио, скучновато-официальный облик который несколько оживляет фонтан Нептуна в центре (в создании этого фонтана участвовал Бернини).
Здание Муниципалитета включает в себя (никогда не подумаешь) церковь Святого Якова (Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли). Церковь была построена в 16 веке, во время правления испанского вице-короля Педро Альвареса де Толедо (куда же испанцы без своего главного святого! где бы испанцы не оказывались, они возводили в честь Сант-Яго город или, на худой конец, церковь).
Церковь мирно простояла три столетия, а в 19-м веке неожиданно оказалась под одной крышей с мэрией. Остроумное решение (точнее, компромисс): и для городских властей здание на хорошем месте возвели, и культурный памятник сохранили. Кстати, в церкви Сан-Джакомо Педро Толедский и похоронен.
Дона Педро в Неаполе чтят и уважают: он правил здесь 21 год и за это время много сделал для наведения порядка и преображения Неаполя: замостил дороги, проложил новые улицы, перестроил работу городских служб. Благодаря этому человеку в городе появились «консерватории» – так назывались приюты для беспризорников (итал. «conservare» — «сохранить, беречь»). Бездомным детишкам давались основы грамоты, а также уроки музыки, чтобы в дальнейшем они могли работать певчими на клиросе. Вот откуда пошли современные консерватории.
В память о Педро де Толедо одна из главных городских улиц названа виа Толедо.
Кастель Нуово
От площади Муничипио отлично виден наш первый объект – Анжуйский замок, или Кастель Нуово. Забавно: если в Яндекс-переводчике на итальянском ввести «Maschio Angioino» (именно так называется эта достопримечательность), он вам, глазом не моргнув, вернет на русском «Кастель-Нуово». Меж тем само слово «maschio» по-итальянски означает то же, что «macho» по-испански, т.е. «самец». Так что дословно замок называется «Анжуйский самец».
Этому замку очень повезло с окружением – точнее, с отсутствием всяческого окружения. Он стоит один, как перст. Как и подобает строению подобного рода. Очень крепкий, брутальный, мощный, с башнями-донжонами по углам. А на входе – нежнейшая беломраморная вставка, которая смотрится легкомысленной крахмальной манишкой на доспехах рыцаря.
Замок построил французский архитектор Пьер де Шоль в 1279-1282 годах для короля Карла I Анжуйского в качестве новой королевской резиденции. Король хотел иметь укрепленный и хорошо защищенный замок в стратегическом месте, на берегу моря. В отличие от предыдущих замков: Кастель Капуано и Кастель дель Ово – этот получил название Кастель Нуово (новый).
При Роберте Анжуйском, меценате и покровителе искусств, в Маскьо Анжоино находили приют художники, поэты, ученые, здесь жили Джотто, Бокаччо, Петрарка.
Триумфальной ренессансной аркой из мрамора Кастель-Нуово украсился при арагонском короле Альфонсо I-м, который желал въехать в свою новую королевскую резиденцию как триумфатор.
Пройдем и мы через Триумфальную арку.
Тут же под аркой – касса, входной билет стоит 6 евро. По меркам Неаполя, дороговато – скажем, билет в роскошный Королевский дворец стоит 4 евро.
Но, знаете, есть в Анжуйском замке то, чего мне жалко было бы пропустить и не увидеть. Впрочем, смотрите сами.
Итак, мы проходим во внутренний двор. Служащий на входе показывает, в каком порядке обходить помещения.
Мы начали с художественной галереи, расположенной на втором этаже правого крыла замка. Дирк Хендрикс, Лука Джордано, Франческо Солимена, Джованни Антонио д’Амато — картины этих художников чередуются с бюстами святых в золотых одеяниях, свезенных сюда из разных церквей. Среди прочих картин выделяется картина Марко Кардиско «Поклонение волхвов». Но, честно признаюсь, перед замком мы прошлись по Декуманам через большое количество церквей и к галерее подошли уже подуставшие от впечатлений. Так что галерея прошла немножко «мимо».
На выходе из галереи стоят бронзовые врата с барельефами. Врата были созданы по заказу Ферранте Арагонского в 1475 году для увековечивания его победы над Джованни Анжуйским в 1462 году.
Врата некоторое время украшали вход в замок, а потом начались битвы за королевство между испанцами и французами. Французский король Карл VIII, захвативший Неаполь, погрузил на корабль трофеи (в том числе и ворота снял с замка) и отправил во Францию. По дороге корабль был атакован генуэзцами, которые мало того, что ядром пробили дверь, так потом эту дверь еще и отобрали. Правда, впоследствии вернули в Неаполь. И стоит теперь эта пробитая дверь с застрявшим ядром в музее замка.
Следующий зал был заполнен гипсовыми слепками итальянского скульптора Франческо Джераче (1853-1937).
По лестнице мы поднялись наверх и оказались на открытой лоджии, под стеной Золотой башни. Стены и четыре башни замка сделаны из серого вулканического камня – пиперно, а одна из башен – из желтого туфа. Вот она-то и называется Золотой.
Вид с лоджии – на порт и на окрестные дома. Из дымки проступает Везувий.
Университетский дворик с интересной лестницей: половина внутреннего конуса и половина внешнего.
Потом мы прошли в Палатинскую капеллу (или капеллу Санта-Барбара). Когда-то она была расписана Джотто. Большинство фресок, увы, утеряно.
Со двора есть еще вход в капеллу Чистилища душ, в которую можно заглянуть через стеклянную дверь – и ничего не разглядеть. В качестве слабой компенсации на табличке подробно расписано, что в капелле хранится.
Самое вкусное оставлено напоследок.
И вот мы поднимаемся по внешней лестнице на второй этаж
и оказываемся в неожиданно большом и высоком зале со сводчатым потолком. Это так называемый Зал Баронов, главная часть средневекового замка. Здесь стоял трон, здесь проходили приемы и пиры.
Построен этот зал был по приказу Роберта Анжуйского в 1330 году, и тогда же его расписал Джотто. На фресках Джотто изобразил Самсона, Геракла, Соломона, Париса, Гектора, Ахилла, Энея, Александра и Цезаря. К несчастью, и эти фрески были утрачены.
При Альфонсе Арагонском архитектор Сагрера расширил помещение.
А свое название зал получил после одного памятного происшествия. Король Ферранте I узнал, что бароны готовят против него заговор и, в числе прочих, пригласил заговорщиков на свадьбу своей племянницы. Во время свадьбы (которая проходила именно здесь) бароны были схвачены. Впоследствии некоторых из них казнили.
Сейчас зал мрачен, пуст и темен. Но впечатление производит сильное. Есть в нем простота, грубость и мощь, присущая той эпохе, и воображение легко заполняет это пространство рыцарями в доспехах, сидящими за длинными столами при свете факелов. Похожее впечатление на меня произвел Старый Королевский дворец в Пражском Граде: огромное пустое пространство, в котором, собственно, сохранились только стены и потрясающий звезчатый свод. Зал Баронов тоже накрыт сводом в виде восьмиконечной звезды.
Однако мы с вами подзадержались в Кастель Нуово. Идемте дальше.
Справа от замка, за рвом, начинается Королевский сад, вход в который преграждают ворота, украшенные скульптурами Клодта. Эти скульптуры – копии тех, что стоят на Аничковом мосту в Питере – подарок русского царя Николая I неаполитанскому королю Фердинанду II.
Проходим мимо Королевского сада.
Прямо перед нами – оперный театр Сан-Карло.
Театр Сан-Карло
Оперный театр Сан-Карло был построен в Неаполе по указу Карла III Бурбона. Здание возвели всего за 9 месяцев – строители спешили «сдать объект» к тезоименитству короля. И, действительно, открытие нового театра в Неаполе произошло ровно в назначенную дату – 4 ноября 1737 года, в день святого Карла. Театр тоже назвали в честь этого святого — Сан-Карло.
Построили его в непосредственной близости от Королевского дворца и соединили с дворцом галереей, так, чтобы королевская семья могла кратчайшим путем проходить на представления.
При желании в театр Сан-Карло можно легко попасть – если не на представление, то на экскурсию.
Экскурсии проводятся на итальянском и английском языках, ежедневно, сеансы: 10-30, 11-30, 12-30, 14-30, 15-30, 16-30. Стоимость – 7 евро.
Я в театр Сан-Карло ходила на утренний сеанс в 11-30. Билеты на спектакли и на экскурсии продаются в одной кассе, слева от входа. При покупке билета меня предупредили, что сейчас в театре проходит репетиция оркестра, поэтому экскурсия будет немного урезана, но в качестве компенсации мы некоторое время посмотрим репетицию. И билет будет стоить не 7 евро, а 5.
Я, конечно, согласилась.
Мы прошли в фойе театра, прослушали вводную информацию, а потом зашли в одну из лож и слушали музыку.
Играл симфонический оркестр. Акустика в зале отличная, я получила большое удовольствие.
После того, как дирижер распустил музыкантов, мы спустились в партер, и там, слушая экскурсовода, рассматривали оформление зала.
Изначально ложи были обиты темно-синим и голубым бархатом. Это традиционные цвета Бурбонов.
Каждый ярус лож — со своим рисунком:
Плафон
Окантовка плафона
Герб Бурбонов над сценой
Королевская ложа
Галерея Умберто I
Напротив театра находится галерея Умберто I.
Галерея Умберто I Савойского похожа на галерею Витторио Эммануэле II в Милане, как дочка на маму. Или, вернее, как сын на отца, поскольку Умберто I был сыном Витторио Эммануэле II (напомню, что отец был первым королем объединенной Италии, а сын — вторым).
Галерея построена в 1890 году и представляет собой два пересекающихся под прямым углом крытых пассажа. Место их пересечения накрыто большим прозрачным куполом.
Галерея имеет 4 входа. Самый представительный из них находится напротив театра Сан-Карло. Это высокий портал с колоннами, украшенный скульптурами, символизирующими добродетели и части света.
Галерея заполнена дорогими магазинами, как и положено всякому пассажу. Это красивая элегантная торговая зона, где приятно пройтись и где есть чем полюбоваться. Желающие могут отыскать на полу галереи мозаичное изображение своего знака зодиака и, встав на него, загадать желание.
Еще одна из доступных для рядового туриста радостей — купить неаполитанских сластей у пироженщика, который стоит в самом конце галереи при выходе на виа Толедо.
Этого пироженщика нам показали в первый наш приезд в Неаполь и посоветовали непременно отведать местных ром-баб. «Фу, ромовая баба», — подумала я, вспомнив сухую конусообразную булку из моего школьного детства. Но — все-таки купили и ром-бабу, и других сластей. А потом еще пришли за добавкой.
После этого я еще два раза была в Неаполе и всякий раз покупала в галерее Умберто пирожные. И почти всегда вокруг пироженщика толпится народ. А неаполитанская ром-баба похожа на нашу только своей формой. Неаполитанская — меньше размером, пропитана ромовым сиропом и вкус имеет божественный.
К галерее Умберто примыкает маленькая площадь с фонтаном — пьяцца Триесте-е-Тренто, к которой углом подходит торжественная, вольготно раскинувшаяся пьяцца Плебишито, разъединяющая два противостоящих здания: Королевский дворец и церковь Сан-Франческо ди Паоло.
Оставим эту великолепную пару на следующий раз, а этот рассказ закончим в приятном месте — кафе Гамбринус, расположившимся как раз на маленькой площади Триесте-е-Тренто. Зайдите сюда выпить чашку кофе — здесь он потрясающий. Пирожные тоже на любой вкус. Слегка подкрепимся и отправимся смотреть Королевский дворец.
Неаполь и Кампания: советы по организации путешествия
Экскурсии по Неаполю и окрестностям на русском языке
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.