Исторический центр Неаполя больше известен под названием Декуманы. С востока он ограничен Капуанским замком, с запада – улицей Толедо.
Содержание
Что такое Декуманы
Римляне, закладывая новый город, покрывали местность сеткой ортогональных улиц, декуманов и кардо: декуманы – это улицы, идущие с востока на запад, а кардо – с севера на юг. Выделялись главные декуманы и кардо (декуманус максимус и кардо максимус). На их пересечении обычно делали форум.
Декуманы в Неаполе – это три протянувшиеся с востока на запад улицы, заложенные еще греками в 5 веке до н.э. , получившие развитие при римлянах и благополучно дошедшие до наших дней.
Разумеется, сохранилась только планировка этой части города, но не облик: здания, стоящие сейчас вдоль декуманов, возникли значительно позже. Они достаточно высоки для заданной ширины улиц, и, гуляя по историческому центру Неаполя, ощущаешь тесноту, зажатость и отсутствие всякого простора.
Три декумана в центре Неаполя соединяются между собой многочисленными переулками и улицами. При этом центр отнюдь не пешеходный – по узким улицам и щелевидным переулкам с раздражающим постоянством проносятся мотоциклисты, а то и машина проедет, протискиваясь между лавкой зеленщика и стайкой китайских туристов.

Выглядит этот район достаточно однородно, но красивым его не назовешь. Фасады преимущественно серого цвета, в 5-6 этажей. Во внутренних дворах часто встречаются вот такие многоярусные арочные галереи, за которыми тянутся пролеты лестницы.
То же можно сказать и про церкви. Внешний их облик не впечатляет. Здесь вы не найдете таких шедевров, как флорентийская Санта-Мария-дель-Фьоре или миланский Дуомо, оказавшись перед которыми, всякий человек испытывает изумление и восхищение.
Вся красота Декуманов спрятана внутри зданий. А точней – внутри церквей и дворцов, густо «рассыпанных» по историческому центру. В большинстве случаев это будет неистовое неаполитанское барокко, однако встречается и очень выразительная и неожиданная готика, и романика, и смешение разных стилей.
Практически все «жемчужины» исторического центра Неаполя нанизаны на две «нитки».
Одна из них – виа Трибунали. Она когда-то и была главным декуманом античного города, «декуманус максимус».
Вторая – так называемая Спакканаполи («spacca» – рассекает, «Napoli» – Неаполь). И эта улица действительно рассекает исторический центр Неаполя – с высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.
Не надо искать “via Spacconapoli» на карте – это, так сказать, «народное» название, а на карте эта городская артерия на разных своих участках имеет разные названия: виа Бенедетто Кроче, потом – виа Сан-Бьяджо дей Либраи и в последней трети принимает название виа Викариа Веккья.
Сегодня мы с вами прогуляемся по виа Трибунали, а в следующий раз перейдем на Спакканаполи.
От Капуанских ворот до церкви Сан-Джованни-а-Карбонара
Начнем нашу прогулку от Капуанских ворот (Порта Капуана), – брутальных и грозных, служившим некогда входом в Неаполь с восточной стороны. От метро Пьяцца Гарибальди (и центрального вокзала) до Порта Капуана – минут 10 пешком.

Построены они были в 1484 году, при арагонских правителях, и представляли собой триумфальную арку. До наших дней ворота дошли в прекрасном состоянии. А вот от крепостных стен, некогда окружавших Неаполь, почти ничего не осталось.
Напротив ворот возвышается массивное здание, прямо-таки – мастодонт, Капуанского замка (Кастелло Капуано), самого древнего из сохранившихся в Неаполе. Выглядит он, однако, вполне современно. Долгое время в нем располагался суд. Предположительно, по этой причине подходящая к центру замка улица и получила название виа Трибунали.
Можно сразу отправиться по виа Трибунали. Я же предлагаю, прежде чем углубляться в Декуманы, сначала немного отклониться в сторону, чтобы посмотреть одну из самых необычных и впечатляющих церквей Неаполя – церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.
Виа Карбанара, отходящая от угла Капуанского замка, как раз нас к ней и приведет.
Снаружи церковь выглядит невзрачно.
Лестница приподнимает нас над местностью, а в средней части раздваивается, окружая своими крыльями маленький скверик.
Сама церковь однонефная, практически всегда безлюдная. Не знаю, идут ли в ней службы.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара «присмотрел» себе для захоронения один из неаполитанских королей, Владислав ди Дураццо, подновил ее и в конце концов был в ней благополучно похоронен в 1414 году.
Его мавзолей производит сильное впечатление и даже вызывает некоторую оторопь – настолько неожиданно видеть внутри церкви такую скульптурную композицию.
Король Владислав присутствует в этой композиции трижды: всадником на коне на самом верху, на смертном ложе, чуть ниже всадника и сидящим на троне вместе со своей сестрой Джованной (которая правила Неаполитанским королевством после его смерти).

Под надгробным памятником прорублен проход в часовню Караччоло-дель-Соле, в которой похоронен Серджианни Караччоло, любовник и соправитель королевы Джованны Анжуйской, сестры Владислава.
Часовня овальной формы, расписана фресками.
Чудесный Богородичный цикл:



На полу сохранилась уникальная старинная майолика.
На противоположном конце церкви расположена часовня Караччоло-дель-Вико, там нашли свой покой другие члены фамилии Караччоло.
Дуомо Неаполя (собор Святого Януария)
По виа Сеттембрини идем до дворца Доннареджина – сейчас во дворце размещен Музей современного искусства MADRE.
За музеем сворачиваем налево и проходим мимо церкви Санта-Мария Доннареджина. В ней сейчас находится музей Диочезано, т.е. епархиальный. В неаполитанском Диочезано я побывать не успела, но, как показывает опыт, епархиальные музеи богаты всякими интересными вещами и художественными произведениями – церкви имели средства нанимать самых именитых художников. (Будете в Венеции – сходите в местный музей Диочезано – стоящий!)
И вот мы выходим к Дуомо. Готический фасад из светлого камня устремлен ввысь. К сожалению, перед собором нет подобающего ему пространства, которое позволяло бы собору предстать во всей красе.
Построен Дуомо был при анжуйской династии в 1323 году на месте двух раннехристианских церквей: Санта Стефании и Санта-Реститута. Вторая церковь вошла в Дуомо как отдельная капелла. От Санта-Стефании – увы – остался лишь фрагмент полов с мозаикой.
Внутри собор как бы стиснут с боков – выдавлен вверх.
С правой стороны пристроена капелла Святого Януария (Сан-Дженнаро), которая подавляет количеством серебряных статуй и барельефов. Именно здесь три раза в год происходит главное религиозное событие Неаполя – разжижение крови Святого Януария.
Напротив капеллы Сан-Дженнаро расположилась капелла Святой Реституты, которая, как я уже упоминала, прежде была самостоятельной церковью, а впоследствии в урезанном виде влилась в Дуомо. Из капеллы можно пройти в сохранившийся баптистерий Сан-Джованни IV века.
Виа Трибунали
От Дуомо – буквально несколько метров до виа Трибунали, среднему из декуманов. Это главная улица исторического центра Неаполя.
По виа Трибунали мы немножко вернемся назад, в сторону Капуанского замка. Слева мы увидим обелиск, возведенный под стенами Дуомо в честь Сан-Дженнаро.
Справа, напротив обелиска, будет часовня Пио-Монте делла Мизерикордия. Вход в нее платный, 4 евро. Внутри часовни среди прочих находится картина Караваджо «Семь поступков милосердия».
На втором ярусе в нескольких залах размещена небольшая картинная галерея.
После часовни идем по виа Трибунали в западном направлении и вскоре достигаем самого важного перекрестка: пересечения улиц Трибунали и Сан-Грегорио Армена. На этом месте когда-то располагался форум античного города.
Сейчас здесь – небольшое расширение, именуемое пьяцца Сан-Гаэтано. На пьяцце, перед высокой церковью Сан-Паоло Маджоре, стоит памятник Святому Гаэтано. В крипте этой церкви он и похоронен.

Перед входом в церковь Сан-Паоло Маджоре возвышаются могучие колонны, оставшиеся от некогда стоявшего на этом месте античного храма Диоскуров.
Внутри церкви Сан-Паоло – наиприторнейшее барокко. Барокко изначально присуща избыточность, но южный темперамент (и в особенности неаполитанский) меры не знает вовсе.
Наискосок от Сан-Паоло Маджоре стоит церковь Сан-Лоренцо Маджоре, которая сохранила внутри свою готическую «сущность» и на фоне изукрашенной соседки смотрится очень мощно и, я бы сказала, по-рыцарски благородно.
Сохранился фрагмент мозаичного пола от предыдущего храма
На этом перекрестке, то бишь, площади Сан-Гаэтано, следует задержаться подольше, чем требуется для знакомства с этими двумя Маджоре, поскольку под каждой из них есть вход в подземный Неаполь. Путешествию по подземному Неаполю посвящен отдельный рассказ.
Если идти дальше по виа Трибунали, то, миновав церковь Сан-Пьетро-а-Майелла и консерваторию, мы попадем на уютную, зеленую площадь Беллини, покрытую столиками летних кафе. Памятник Беллини присутствует. Часть площади занимает археологическая зона – руины и фундаменты строений греко-римского периода.

От площади Беллини можно свернуть направо и по виа Константинополи выйти к Археологическому музею. Там же будет станция метро Музео.
Либо – свернуть налево и, миновав сохранившийся участок старой крепостной стены, очутиться на просторной и торжественной пьяцца Данте (станция метро Данте). Декуманы останутся у вас за спиной.

Мы же от церкви Сан-Лоренцо-Маджоре свернем направо и отправимся изучать самый южный декуманус – Спакканаполи.
Неаполь и Кампания: советы по организации путешествия
Путешествие по Кампании (февраль 2017) – описание поездки
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Мне бы Неаполь, однозначно, понравился. Я еще в Дубровнике влюбился в эти узенькие колоритные улицы с сохнущим бельем и домашними растениями в горшках прямо под ногами. Идешь по такому тоннелю и вдруг перед тобой открывается площадь с древним собором. Красота.
Дубровник все же достаточно причесанный и “заточенный” под туристов. Неаполь требует некоторого преодоления, но с какого-то момента количество ярких впечатлений начинает перекрывать внешнюю неприглядность, и на грязь перестаешь обращать внимание.
Добрый день! Спасибо за ваши подробные рассказы и планы прогулок, очень помогает подготовиться к самостоятельному путешествию, видно, что вы вкладываете много труда =)
Этот труд для меня приятный. И полезный – все укладывается по полочкам.