Кампания        1657         2             

Неаполь, Декуманы. Прогулка по историческому центру



Исторический центр Неаполя больше известен под названием Декуманы. С востока он ограничен Капуанским замком, с запада – улицей Толедо.

 

Что такое Декуманы

Римляне, закладывая новый город, покрывали местность сеткой ортогональных улиц, декуманов и кардо: декуманы – это улицы, идущие с востока на запад, а кардо – с севера на восток. Выделялись главные декуманы и кардо. На их пересечении обычно делали форум.

Декуманы в Неаполе —  это три протянувшиеся с востока на запад улицы, заложенные еще греками в 5 веке до н.э. , получившие развитие при римлянах и благополучно дошедшие до наших дней.

Разумеется, сохранилась только планировка этой части города, но не облик: здания, стоящие сейчас вдоль декуманов, возникли значительно позже. Они достаточно высоки для заданной ширины улиц, и, гуляя по историческому центру Неаполя, ощущаешь тесноту, зажатость и отсутствие всякого простора.

центр неаполя

 

Три декумана соединяются между собой многочисленными переулками и улицами.  При этом центр отнюдь не пешеходный – по узким улицам и щелевидным переулкам с раздражающим постоянством проносятся мотоциклисты, а то и машина проедет, протискиваясь между лавкой зеленщика и стайкой китайских туристов.

центр неаполя

Лавка зеленщика в центре Неаполя

 

Выглядит этот район достаточно однородно, но красивым его не назовешь. Фасады преимущественно серого цвета, в 5-6 этажей. Во внутренних дворах часто встречаются вот такие многоярусные арочные галереи, за которыми тянутся пролеты лестницы.

центр неаполя

 

То же можно сказать и про церкви. Внешний их облик не впечатляет. Здесь вы не найдете таких шедевров, как флорентийская Санта-Мария-дель-Фьоре или миланский Дуомо, оказавшись перед которыми, всякий человек испытывает изумление и восхищение.

Вся красота Декуманов спрятана внутри зданий. А точней – внутри церквей и дворцов, густо «рассыпанных» по историческому центру. В большинстве случаев это будет неистовое неаполитанское барокко, однако встречается и очень выразительная и неожиданная готика, и романика, и смешение разных стилей.

Практически все «жемчужины» исторического центра Неаполя нанизаны на две «нитки».

Одна из них – виа Трибунали. Она когда-то и была главным декуманом античного города, «декуманус максимус».

Вторая – так называемая Спакканаполи («spacca» – рассекает, «Napoli» – Неаполь). И эта улица действительно рассекает исторический центр Неаполя – с высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.

Не надо искать “via Spacconapoli» на карте – это, так сказать, «народное» название, а на карте эта городская артерия на разных своих участках имеет разные названия: виа Бенедетто Кроче, потом — виа Сан-Бьяджо дей Либраи и в последней трети принимает название виа Викариа Веккья.

Сегодня мы с вами прогуляемся по виа Трибунали, а в следующий раз перейдем на Спакканаполи.

 

Маршрут прогулки по историческому центру Неаполя

 

 

От Капуанских ворот до церкви Сан-Джованни-а-Карбонара

Начнем нашу прогулку от Капуанских ворот (Порта Капуана), – брутальных и грозных, служившим некогда входом в Неаполь с восточной стороны.  От метро Пьяцца Гарибальди (и центрального вокзала) до Порта Капуана – минут 10 пешком.

центр неаполя

Порта Капуана

 

Построены они были в 1484 году, при арагонских правителях, и представляли собой триумфальную арку. До наших дней ворота дошли в прекрасном состоянии. А вот от крепостных стен, некогда окружавших Неаполь, почти ничего не осталось.

Напротив ворот возвышается массивное здание, прямо-таки – мастодонт, Капуанского замка (Кастелло Капуано), самого древнего из сохранившихся в Неаполе. Выглядит он, однако, вполне современно. Долгое время в нем располагался суд. Предположительно, по этой причине подходящая к центру замка улица и получила название виа Трибунали.

Можно сразу отправиться по виа Трибунали. Я же предлагаю, прежде чем углубляться в Декуманы, сначала немного отклониться в сторону, чтобы посмотреть одну из самых необычных и впечатляющих церквей Неаполя – церковь Сан-Джованни-а-Карбонара.

Виа Карбанара, отходящая от угла Капуанского замка, как раз нас к ней и приведет.

Снаружи церковь выглядит невзрачно.

центр неаполя карбонара

 

Лестница приподнимает нас над местностью, а в средней части раздваивается, окружая своими крыльями маленький скверик.

центр неаполя карбонара

 

Сама церковь однонефная, практически всегда безлюдная. Не знаю, идут ли в ней службы.

центр неаполя карбонара

 

Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара «присмотрел» себе для захоронения один из неаполитанских королей, Владислав ди Дураццо, подновил ее и в конце концов был в ней благополучно похоронен в 1414 году.

Его мавзолей производит сильное впечатление и даже вызывает некоторую оторопь – настолько неожиданно видеть внутри церкви такую скульптурную композицию.

Король Владислав присутствует в этой композиции трижды: всадником на коне на самом верху, на смертном ложе, чуть ниже всадника и сидящим на троне вместе со своей сестрой Джованной (которая правила Неаполитанским королевством после его смерти).

центр неаполя карбонара

Король Владислав со своей сестрой Джованной

центр неаполя карбонара

 

Под надгробным памятником прорублен проход в часовню Караччоло-дель-Соле, в которой похоронен Серджианни Караччоло, любовник и соправитель королевы Джованны Анжуйской, сестры Владислава.

центр неаполя карбонара

 

Часовня овальной формы, расписана фресками.

центр неаполя карбонара



 

Чудесный Богородичный цикл:

центр неаполя карбонара

Введение в храм

фрески богородичный цикл

Благовещенье

фрески сан-джованни а карбонара

Причисление к лику святых

 

На полу сохранилась уникальная старинная майолика.

центр неаполя карбонара

 

На противоположном конце церкви расположена часовня Караччоло-дель-Вико, там нашли свой покой другие члены фамилии Караччоло.

 

Дуомо Неаполя (собор Святого Януария)

По виа Сеттембрини идем до дворца Доннареджина – сейчас во дворце размещен Музей современного искусства MADRE.

За музеем сворачиваем налево и проходим мимо церкви Санта-Мария Доннареджина. В ней сейчас находится музей Диочезано, т.е. епархиальный. В неаполитанском Диочезано я побывать не успела, но, как показывает опыт, епархиальные музеи богаты всякими интересными вещами и художественными произведениями – церкви имели средства нанимать самых именитых художников. (Будете в Венеции – сходите в местный музей Диочезано – стоящий!)

И вот мы выходим к Дуомо. Готический фасад из светлого камня устремлен ввысь. К сожалению, перед собором нет подобающего ему пространства, которое позволяло бы собору предстать во всей красе.

неаполь дуомо

 

Построен Дуомо был при анжуйской династии в 1323 году на месте двух раннехристианских церквей: Санта Стефании и Санта-Реститута. Вторая церковь вошла в Дуомо как отдельная капелла. От Санта-Стефании – увы  — остался лишь фрагмент полов с мозаикой.

Внутри собор как бы стиснут с боков – выдавлен вверх.

неаполь дуомо

 

С правой стороны пристроена капелла Святого Януария (Сан-Дженнаро), которая подавляет количеством серебряных статуй и барельефов. Именно здесь три раза в год происходит главное религиозное событие Неаполя – разжижение крови Святого Януария.

неаполь дуомо

неаполь дуомо

 

Напротив капеллы Сан-Дженнаро расположилась капелла Святой Реституты, которая, как я уже упоминала, прежде была самостоятельной церковью, а впоследствии в урезанном виде влилась в Дуомо. Из капеллы можно пройти в сохранившийся баптистерий Сан-Джованни IV века.

неаполь дуомо

неаполь дуомо

неаполь дуомо

неаполь дуомо

 

Виа Трибунали

От Дуомо — буквально несколько метров до виа Трибунали, среднему из декуманов. Это главная улица исторического центра Неаполя.

По виа Трибунали мы немножко вернемся назад, в сторону Капуанского замка. Слева мы увидим обелиск, возведенный под стенами Дуомо в честь Сан-Дженнаро.

центр неаполя

 

Справа, напротив обелиска, будет часовня Пио-Монте делла Мизерикордия. Вход в нее платный, 4 евро. Внутри часовни среди прочих находится картина Караваджо «Семь поступков милосердия».

центр неаполя

 

На втором ярусе в нескольких залах размещена небольшая картинная галерея.

центр неаполя

центр неаполя

 

После часовни идем по виа Трибунали в западном направлении и вскоре достигаем самого важного перекрестка: пересечения улиц Трибунали и  Сан-Грегорио Армена. На этом месте когда-то располагался форум античного города.

Сейчас здесь – небольшое расширение, именуемое пьяцца Сан-Гаэтано. На пьяцце, перед высокой церковью Сан-Паоло Маджоре, стоит памятник Святому Гаэтано. В крипте этой церкви он и похоронен.

центр неаполя

центр неаполя

Крипта собора

Перед входом в церковь Сан-Паоло Маджоре возвышаются могучие колонны, оставшиеся от некогда стоявшего на этом месте античного храма Диоскуров.

центр неаполя

 

Внутри церкви Сан-Паоло – наиприторнейшее барокко. Барокко изначально присуща избыточность, но южный темперамент (и в особенности неаполитанский) меры не знает вовсе.

центр неаполя

центр неаполя

центр неаполя

 

Наискосок от Сан-Паоло Маджоре стоит церковь Сан-Лоренцо Маджоре, которая сохранила внутри свою готическую «сущность» и на фоне изукрашенной соседки смотрится очень мощно и, я бы сказала, по-рыцарски благородно.

центр неаполя

центр неаполя

центр неаполя

центр неаполя

 

Сохранился фрагмент мозаичного пола от предыдущего храма

центр неаполя

 

На этом перекрестке, то бишь, площади Сан-Гаэтано, следует задержаться подольше, чем требуется для знакомства с этими двумя Маджоре, поскольку под каждой из них есть вход в подземный Неаполь. Путешествию по подземному Неаполю посвящен отдельный рассказ.

Если идти дальше по виа Трибунали, то, миновав церковь Сан-Пьетро-а-Майелла и консерваторию, мы попадем на уютную, зеленую площадь Беллини, покрытую столиками летних кафе. Памятник Беллини присутствует. Часть площади занимает археологическая зона – руины и фундаменты строений греко-римского периода.

центр неаполя

Пьяцца Беллини

 

От площади Беллини можно свернуть направо и по виа Константинополи выйти к Археологическому музею. Там же будет станция метро Музео.

Либо – свернуть налево и, миновав сохранившийся участок старой крепостной стены, очутиться на просторной и торжественной пьяцца Данте (станция метро Данте). Декуманы останутся у вас за спиной.

центр неаполя

Пьяцца Данте

Мы же от церкви Сан-Лоренцо-Маджоре свернем направо и отправимся изучать самый южный декуманус – Спакканаполи.

Отели в Неаполе


Booking.com

 


Путешествие по Кампании (февраль 2017) — описание поездки


Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ


Поделиться в сетях:


Обсуждение: 2 комментария
  1. Мне бы Неаполь, однозначно, понравился. Я еще в Дубровнике влюбился в эти узенькие колоритные улицы с сохнущим бельем и домашними растениями в горшках прямо под ногами. Идешь по такому тоннелю и вдруг перед тобой открывается площадь с древним собором. Красота.

    Ответить
    1. Дубровник все же достаточно причесанный и «заточенный» под туристов. Неаполь требует некоторого преодоления, но с какого-то момента количество ярких впечатлений начинает перекрывать внешнюю неприглядность, и на грязь перестаешь обращать внимание.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Поездки по годам:
Подписка на новые рассказы
Если Вы хотите получать сообщения о появлении новых рассказов на сайте, оформите подписку
Страны
Яндекс.Метрика


Чтобы добавить сайт в закладки, нажмите Ctrl+D