Продолжаем нашу прогулку по историческому центру и церквям Неаполя. В прошлый раз мы с вами расстались на площади Гаэтано, месте, где когда-то располагался форум античного города и храм Диоскуров. Мы посмотрели церкви на этой площади и теперь покидаем виа Трибунали и сворачиваем налево, на улицу Сан-Грегорио-Армено.
Содержание
Улица и монастырь Сан-Грегорио-Армено
Улица, и без того узкая, с обеих сторон заставлена товаром, причем товаром необычным – презепе, рождественскими вертепами.
Презепе распространены в Италии повсеместно, но, наверно, нигде вам не попадется на глаза столько презепе, как в Неаполе. В монастыре Сан-Мартино, в дворце Казерта для них отведены целые залы. В церкви Сан-Паоло-Маджоре устроен музей презепе.
Под презепе в Неаполе отведена целая улица – Сан-Грегорио-Армено, по которой мы сейчас с вами и пойдем.
Первые рождественские вертепы появились в конце 13 века. Южные итальянцы, простодушные, как дети, с энтузиазмом восприняли эти кукольные сценки, так что впоследствии возникла целая отрасль народного творчества.
Со временем композиции все более усложнялись, в них вводились бытовые персонажи, развивалась своя символика, вырабатывались типажи. Некоторые презепе настолько многоплановы и включают в себя столько жанровых сцен, что среди них не сразу можно отыскать рождественские ясли с Марией и младенцем (это как в картинах Брейгеля: все заняты своими делами, а главное событие происходит где-то в дальнем углу картины).
На улице Сан-Грегорио-Армено всегда много туристов.
Мы же, рассматривая вертепы, в то же время поглядываем направо – чтобы не пропустить вход в монастырь Святого Григория Армянского. Монастырь открыт с 9 до 12. К входу ведет вот такая длинная лестница-коридор, с двух сторон окруженная стенами.
Из монастыря мы проходим в монастырский двор, который кажется непозволительно большим на фоне других строений исторического центра Неаполя, где все здания стоят вплотную друг к другу, и толком нельзя рассмотреть ни одного фасада. В то же время закрадывается подозрение, а не скрываются ли за другими фасадами столь же прелестные сады?
В центре клуатра стоит мраморный фонтан с лошадками, а перед фонтаном – скульптуры Христа и самаритянки.
Чуть в стороне – старинный колодец.
То, что монастырь — женский, становится понятно сразу, при первом взгляде на ухоженные клумбы, на тщательно взрыхленную почву вокруг деревьев, на взлелеянный сад. Вокруг царит нехарактерная для Неаполя чистота.
Не верится, что сейчас февраль: цветут цикламены, и камелия покрыта розовыми бутонами.
Обходя двор по периметру, загляните в капеллы монастыря.
Небольшая, но очень красивая капелла Идрии покрыта фресками на тему жития Богородицы.
Не пропустите неприметную дверку в левом углу клуатра – через нее вы попадете на верхние хоры церкви. Я, честно говоря, очень удивилась, когда открыв дверь, оказалась в помещении с потрясающими кессонными резными потолками, расписанными картинами и покрытыми золотом. Чуть позже, войдя в саму церковь через главный вход, я уже сообразила, куда я невзначай попала из клуатра.
Погуляв по садику, мы возвращаемся на улицу Сан-Грегорио-Армено, к нашим презепе, и, немного по ней приспустившись, оказываемся перед входом в церковь Сан-Грегорио-Армено.
Церковь была построена в 930 году. А когда-то на этом месте стоял античный храм Цереры.
Даже подготовленная и уже насмотревшаяся на барочную роскошь других церквей Неаполя, здесь я невольно ахнула. Церковь Грегорио-Армено смотрится сказочным ларцом, набитым драгоценностями. Две симметричные резные позолоченные кафедры мне показались златыми чертогами.
В церкви царит полумрак, общий фон – коричнево-золотой. Первое впечатление: тяжеловесно, перенасыщено. Но, вы знаете, можно по-разному относиться к барокко, можно упрекать его последователей в безвкусии, но в наш функциональный век порой так не хватает этого буйства красок, затейливости узоров, стремления сделать «красиво-прекрасиво». Мне понравилась эта церковь. А уж резные кессонные потолки с картинами просто восхитили.
Обратите внимание, какая разница уровней самой церкви и монастырского двора (из двора я зашла на верхние хоры за алтарной перегородкой: эта перегородка на фотографии сверху — в центре кадра).
В церкви хранятся мощи епископа Армении Святого Григория и Святой Патриции.
Спакканаполи
Улица Грегорио-Армено соединяет два декумануса: виа Трибунали («декуманус маджоре») и Спаккапаполи («декуманус инферьоре»).
Нижний декуманус является и самым протяженным, и наиболее выраженным: недаром его прозвали «Ножом Неаполя» — Спакканаполи. В предыдущей статье я упоминала, что в действительности улицы с названием «Спакканаполи» в Неаполе не существует, на каждом своем участке она принимает разные названия.
Мы выходим на Спакканаполи в месте, где она называется виа Сан-Бьяджо-дей-Либраи.
Улица кажется пошире виа Трибунали и даже как-то попредставительней. Здесь появляются здания со своей архитектурой, глаз начинает выхватывает красивые фасады дворцов и церквей (виа Трибунали в первой своей половине безрадостна и безлика, после Сан-Паоло – немного поинтересней) .
Вот впереди симпатичный дворец в «шашечку». Он был построен в 1466 году и принадлежал Диомеду Карафа, представителю знатного неаполитанского рода (в Неаполе вы без труда найдете несколько дворцов Карафа). Диомед был писателем, писал трактаты.
Сразу за дворцом Карафа, справа, – небольшое расширение: очередной дом слегка «утоплен» вглубь квартала, а на образовавшемся пяточке стоит необычный памятник, посвященной реке Нил.
Памятнику без малого 2 тысячи лет. В этом районе во 2 веке стали селиться купцы из Александрии. Благодаря им и появилась эта скульптура: Нил представлен в виде старца с рогом изобилия, возлежащего на сфинксе.
Проходим еще несколько шагов, и слева видим церковь терракотового цвета с темно-серой окантовкой.
Церковь называется Сант-Анжело-а-Нило. В ней, возле алтаря, справа, находится произведение знаменитого флорентийского скульптора Донателло – надгробный памятник кардинала Бранкаччи.
Церковь Сан-Доменико-Маджоре
От угла церкви уже открывается вид на просторную площадь Сан-Доменико-Маджоре. В центре площади стоит обелиск, установленный монахами-доминиканцами в честь избавления Неаполя от чумы в 1656 году.
Площадь окружена дворцами, но самым необычным зданием на ней является церковь Сан-Доменико-Маджоре.
Забавно, что к площади церковь повернута «задом», а главный вход находится с противоположной стороны, и чтобы к нему подойти, надо из переулка нырнуть под арку и пройти через двор.
Впрочем, можно зайти и с площади, подняться наверх по лестнице и очутиться среди высокого зала с колоннами.
Церковь огромная и узкая. Высокие колонны возносят узкую ленту потолка, который расчерчен на серебристо-золотые квадраты.
Квадраты кажутся объемными и как бы «утопленными» по центру, но это только обман зрения.
От изначального готического облика ничего не осталось: церковь была построена в начале 14 века и впоследствии многократно видоизменялась, пока ни застыла в барочном виде. По обеим ее сторонам находятся капеллы, некоторые из них замечательные.
Самая ценная из капелл – капелла Бранкаччо – расписана Пьетро Каваллини в 1309 году.
Здесь есть захоронения неаполитанских королей из Арагонской династии. Обращают на себя внимание многочисленные надгробные памятники представителей знатных родов.
Кто-то из них — прикорнул:
А кому-то — не спится:
В этой церкви читали проповеди Фома Аквинский, Джордано Бруно.
Капелла Сансеверо
От церкви Сан-Доменико-Маджоре совсем близко до еще одной неаполитанской достопримечательности, которая скрывается в глубине квартала между виа Трибунали и Спакканаполи. Речь идет о капелле Сансеверо.
Вход в капеллу платный, билет стоит 7 евро (по музейной карте – 5). Аудиогид – 3,5 евро. Касса находится в соседнем с капеллой здании. Музей открыт с 9.30 до 18.30, выходной – вторник.
Внутри капеллы запрещено снимать, и за этим строго следят. При входе лежат буклеты с пояснениями и схемой.
Что же это за капелла и чем она хороша? Это отнюдь не религиозное сооружение. Капелла Сансеверо замышлялась как фамильный мавзолей семейства Сансеверо и была построена в 1590 году на месте обретения чудотворной иконы Богоматери.
Полтора века спустя капелла была кардинально перестроена и преображена седьмым князем из рода Сансеверо, Раймондо ди Сангро. Человек яркий и многогранный, литератор, ученый, алхимик, масон, он попытался отразить все грани своей натуры в родовом мавзолее, разработал концепцию пространства, наполнил символикой, привлек для воплощения своих замыслов лучших художников и скульпторов. Кстати сказать, именно он подобрал состав красок для фресок, покрывающих капеллу, – эти краски до сих пор не потускнели (алхимик – не алхимик, но химиком, кажется, был хорошим). Работы продолжались 30 лет, с 1740 по 1770 год, и в итоге город Неаполь приобрел выдающуюся достопримечательность.
Главным шедевром капеллы Сансеверо является скульптура Джузеппе Санмартино «Христос под плащаницей» — Cristo velato (год создания — 1753). В центре капеллы лежит мраморный Христос, накрытый тончайшей мраморной плащаницей. Этот такой мощный магнит, от которого тяжело оторваться. Поэтому я советую сначала обойти капеллу, а потом уже приближаться к Нему. Пронзает до дрожи.
По обеим сторонам стоят еще две выдающиеся скульптуры: слева – «Скромность» в виде женщины под тончайшим покрывалом, справа – «Избавление от чар» в виде мужчины, разрывающего опутавшего его сеть. Так Раймондо ди Сангро представил своих родителей: умершую при родах мать и пустившегося во все тяжкие отца, впоследствии раскаявшегося и принявшего духовный сан.
Эти три скульптуры образуют поле невероятной силы.
Я была в капелле Сансеверо два раза. В первый раз с аудиогидом обошла последовательно все отмеченные пункты, а потом подошла к Cristo velato. В следующий свой приезд в Неаполь я опять пошла в капеллу, и в этот раз уже сразу к нему, а потом ненадолго отходила и опять возвращалась.
«Скромность» создал скульптор Антонио Коррадини в 1752 году. Ему же Раймондо ди Сангро заказал сделать «Христа под плащаницей». Но Коррадини умер, и заказ передали молодому скульптору Джузеппе Санмартино. Cristo velato считается лучшей работой этого скульптора. «Избавление от чар» — произведение Франческо Кьероло, оно было закончено в 1754 году.
Виа Бенедетто Кроче
После капеллы Сансеверо мы возвращаемся на Спакканаполи (после площади Сан-Доменико-Маджоре она принимает название виа Бенедетто Кроче). Бенедетто Кроче, итальянский философ и историк первой половины 20-го века, жил и умер на этой улице — во дворце Филомарино. Сейчас там его музей.
А мы проходим еще один дворец Карафа, а напротив него, в глубине, виднеется дворец Венеции, дом, где в Средние века селились венецианские послы и купцы.
Дворец открыт для посещения – во всяком случае, мы беспрепятственно прошли внутрь, поднялись наверх и оказались среди небольшого сада, в глубине которого виднелся дом с колоннами.
Внутри дома была небольшая выставка. Кроме нас, было еще несколько человек.
После дворца Венеции следует упомянутый выше дворец Филомарино (дом-музей Кроче), а впереди уже видны колокольня и огромные квадратные ворота с выступающим «козырьком».
Монастырь Санта-Кьяра
Ворота ведут к церкви и монастырю Санта-Кьяра. Церковь кажется исполинской, и оценить в полной мере ее превосходство над местностью вы можете, взобравшись на ближайший холм Вомеро, – она сильно выделяется на фоне окружающих строений.
Церковь была построена в 1328 году при Роберте Анжуйском и предназначалась для захоронения королей анжуйской династии. Позднее к ним «присоединились» неаполитанские Бурбоны.
Внутри церкви Санта-Кьяры вы не найдете барочного изобилия – она строга и пустынна. В 1943 году и церковь, и монастырский двор сильно пострадали от бомбардировок американцев, но впоследствии были восстановлены, причем церковь восстановили в ее оригинальном готическом виде, убрав более поздние «барочные» наслоения.
Из «украшательств» внутри церкви Санта-Кьяра — фрески Джотто, а также саркофаги анжуйских королей (предшественников арагонских правителей). В центре задней стены возвышается гробница Роберта Анжуйского.
Впрочем, большинство посетителей привлекает не сама церковь, а монастырский двор сестер кларисс. Он был пристроен значительно позднее церкви — в 1739 году. Стены его галерей расписаны фресками, а скамейки и колонны выложены майоликовыми плитками. Сам клуатр получил название Майоликовый.
Вход в клуатр платный, 6 евро.
В дальнем углу двора – небольшой музей с археологическими находками,
а за ним – зона раскопок с остатками римских терм и гимнасия, некогда располагавшихся на этом месте.
Сказать по правде, Майоликовый клуатр оставил меня вполне равнодушной. Как, впрочем, и сходная с ним майоликовая площадь Испании в Севильи. Они определенно схожи.
Джезу Нуово
За монастырской стеной монастыря Санта-Кьяра раскинулась просторная пьяцца дель Джезу Нуово с обелиском Непорочного зачатия (Гулья-дель-Иммаколата) в центре.
Одно из зданий на площади явно перетягивает на себя все внимание – взгляд невольно «залипает» на темно-сером фасаде необычной формы, покрытом выступающими пирамидками. Есть в нем что-то мавританское. Такое здание органично бы смотрелось в Гранаде.
Этот роскошный дворец был построен в 1470 году князем Роберто Сансеверо, но впоследствии один из его потомков посмел протестовать против инквизиции в Неаполе (а в это время Неаполитанским королевством правили испанские вице-короли) и был изгнан из Неаполя, а его дворец отошел казне и впоследствии был продан Ордену Иезуитов. У иезуитов уже был храм в Неаполе, поэтому новоприобретенную церковь назвали Новой — Джезу Нуово.
Иезуиты развернулись в полную силу и в краткие сроки, с 1584 по 1601 год, переоборудовали пространство и насытили его до предела невозможной роскошью.
Есть в Джезу Нуово относительно скромное помещение – зал памяти неаполитанского врача, подвижника и бессеребренника Джузеппе Москати. Жизнь он прожил недолгую, всего 47 лет (1880-1927), а в 1987 году был причислен к лику святых. Зафиксированы многочисленные случаи исцеления после посещения его захоронения (он похоронен здесь же, в Джезу Нуово). Руки его бронзового памятника ярко блестят от прикосновения людских рук, а стены мемориального зала увешаны листочками с благодарностями за исцеления.
На пьяцца Джезу Нуово мы заканчиваем нашу прогулку. Мы прошлись по историческому центру Декуманы, посмотрели многочисленные, такие разные дворцы и церкви Неаполя. Сколь бы отталкивающим и запущенным с первого взгляда ни выглядела эта (самая важная!) часть города, все же плотность прекрасного и необыкновенного здесь невероятно высока. Думаю, вы с этим согласитесь.
Исторический центр Неаполя внесен в список ЮНЕСКО в 1995 году.
Неаполь и Кампания: советы по организации путешествия
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- жилье - Островок и Суточно
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Дааааа, Лена,тоже поражена церковью Сан-Грегорио-Армено и тоже ахнула. Много уже повидала церквей, но такую вижу впервые! Спасибо, тебе, за еще одну фантастическую возможность восхититься и удивиться.
В Неаполе есть чем восхищаться. Вроде внешне все неприглядно, а вот заходишь в какую-нибудь неприметную дверь или здание невыразительной наружности, а внутри — красота сумасшедшая.
Я была в Неаполе с группой и с экскурсоводом, естественно, экскурсия была в режиме «лайт», очень поверхностная, потому что все происходило по пути к Капри и Амальфи. Сложилось впечатление, что гид сама боялась заходить в центр города и даже нас предупредила, что расходиться в разные стороны опасно, что мол можно остаться без часов, украшений и денег! Что можешь сказать по этому поводу? Так ли опасен Неаполь, как о нем рассказывают?
думаю, в Неаполе надо держать ухо востро. Носить сумку через плечо и стараться избегать пустынных улиц. Что есть, то есть.
Бесстрашные, вы, Лена! Еще раз благодарю за восхитительно необыкновенный Неаполь. Жду, как всегда, с нетерпением следующую «порцию» впечатлений.
Елена,спасибо Вам огромное! Благодаря Вашим путевым историям мы с подругой за три дня смогли, на мой взгляд, достаточно полно для себя осмотреть практически незнакомый до того Неаполь, узнать и полюбить его. Без Вас,я думаю,это было бы гораздо сложнее. Все логично, продуманно, наглядно. Браво!! Еще раз благодарю!!
Очень рада, что помогла вам интересно провести время в Неаполе