Национальный Археологический музей Неаполя — музей уникальный и имеющий преференции даже перед такими знаменитыми музеями, как археологические музеи в Афинах, Стамбуле, Берлине с их богатейшими коллекциями.
«Изюминка» неаполитанского музея — собрание мозаик и фресок с патрицианских вилл Помпей, Геркуланума, Стабий, «законсервированных» потоками лавы и пепла при достопамятном извержении Везувия в 79 году н.э.
Как правило, в археологических музеях представлены скульптуры, саркофаги, предметы быта, украшения, колонны, фрагменты оформления зданий. Здесь же вы можете полюбоваться живописью античных художников и посредством этих картин приобщиться к миру, который окружал людей, живших за два тысячелетия перед нами: увидеть, в каких жилищах они жили, как одевались, чем занимались, как представляли окружающий мир, какие растения и животные их окружали. Эти картины — послание потомкам через толщу времени.
Содержание
История музея
Мысль о создании музея возникла у короля Карла III Бурбонского, который приступил к правлению Неаполитанским королевством в 1734 году. Я уже писала о его большом вкладе в преображение Неаполя. При нем расширился Королевский дворец и возник великолепный театр Сан-Карло, были построены еще две королевские резиденции: на холме Каподимонте и в пригородной Казерте.
С начала 18 века начались раскопки античных городов, погибших при извержении Везувия. Сначала был обнаружен Геркуланум, потом Помпеи. Многочисленные находки, представляющие художественный и исторический интерес, нужно было где-то размещать. Ввиду их огромной ценности и уникальности напрашивалось создание специального музея.
В то же время Карлу III-му в наследство от матери, Елизаветы Фарнезе, досталась огромная коллекция картин и скульптур, принадлежавшая клану Фарнезе.
Основателем коллекции был кардинал Алессандро Фарнезе, ставший впоследствии папой Павлом III и пробывший на этом посту 15 лет. При нем в 1545 году в Риме начались планомерные раскопки терм Каракаллы, в ходе которых были извлечены около 40 скульптур, положивших начало коллекции Фарнезе.
Его дело продолжил внук, тоже Алессандро Фарнезе и тоже кардинал (но не папа). Кардинал обладал тонким вкусом, а также большой властью и средствами. Соединение этих качеств дало прекрасные результаты: коллекция получилась наиценнейшая. И практически вся она спустя полтора века досталась Карлу Бурбонскому и из Рима перекочевала в Неаполь (хорошо, не в Испанию – потому что впоследствии Карл стал королем Испании).
Коллекция Фарнезе и художественные ценности Помпей, Геркуланума и Стабий и явились ядром археологического музея Неаполя.
Здание музея
Здание для музея подыскал уже сын Карла III, Фердинанд IV, ставший королем Неаполя в 1759 году (его отец Карл в том же году получил трон Испании и, оставив взамен себя 8-милетнего мальчишку, отбыл на новое, более престижное место царствования).
Здание, в котором сейчас размещен Археологический музей, было построено в конце 16 века и использовалась как королевская конюшня. С Королевским дворцом конюшня была связан прямой улицей (сейчас виа Толедо).
Конюшню перестроили, и с 1616 по 1777 в здании располагался университет. Потом университет перевели поближе к центру, а его место занял Королевский музей Бурбонов.
Сначала это был энциклопедический музей, включающий различные институты и лаборатории (библиотеку, обсерваторию, художественную академию). Со временем «сопутствующие» образования переехали в другие места, остались только художественные ценности, а также библиотека и архивы.
В 1860 году, после объединения Италии, музей стал называться Национальным.
Археологические находки тем временем продолжали пополнять фонды музея. В то же время музей обогатился несколькими частными коллекциями.
В 1957 году коллекцию картин перевезли во дворец Каподимонте. А здание полностью заняли античные скульптуры и археологические находки. Музей стал называться Национальным Археологическим.
Практическая информация: где находится, часы работы, стоимость билетов
Адрес музея: пьяцца Музео, 19
Ближайшее метро – Museo линии 1. Чуть подальше находится станция Cavour линии 2.
Музей открыт с 9 до 19.30. Выходной – вторник.
Музей не работает 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Когда на вторник приходится праздник, выходной день переносится на среду.
Официальный сайт: museoarcheologicodinapoli.it
Стоимость билетов: 12 евро. До 18 лет – бесплатно. Вечерние входные билеты – 2 евро. Свободный вход в 1-е воскресенье каждого месяца.
В кассе музея можно купить дисконтную карту Campania>artecard и посетить музей уже по этой карте.
Очередей в кассу я там не наблюдала (была в конце мая и в феврале). В феврале было много групп школьников, у которых в музее проходят уроки.
Расположение залов
1 этаж (на схеме музея он обозначен как 0): коллекция античных скульптур Фарнезе. 2 небольших зала с камеями. В правом (от центрального входа) крыле 1-го этажа находится спуск в египетскую коллекцию (-1 этаж).
2 этаж (1 на схеме музея): справа монеты и медали, слева – мозаики. За мозаиками расположен так называемый «Секретный кабинет»: небольшой зал с картинами и скульптурами порнографического содержания. Все эти артефакты были найдены при раскопках античных городов.
3 этаж (2 на схеме музея): античные фрески и скульптуры, изделия из металла, стекла, слоновой кости, найденные при раскопках везувианских городов. В отдельном зале представлен макет Помпей в масштабе 1:100. Небольшой раздел посвящен «Великой Греции» — древнегреческим колониям в Южной Италии, там размещены находки из Питекусс и Партенопеи.
На меня наибольшее впечатление произвел 3 этаж. Мне посоветовали начинать осмотр музея именно с третьего этажа, я так и сделала. К 1-му этажу я уже настолько была переполнена впечатлениями, что скульптуры из коллекции Фарнезе прошли вскользь. Осмотр музея у меня занял около трех часов.
Через год после этого я снова оказалась в Неаполе и опять пошла в Археологический музей. На этот раз начала осмотр с первого этажа. И часа за полтора в спокойном темпе обошла все залы.
И дело было не только во мне – изменилась экспозиция. В первый раз зал Меридиана на третьем этаже был заполнен экспонатами (этот большой высокий холл находится между левым и правым крылом музея). Мне сказочно повезло – я попала на выставку «Миф и Природа. От Греции до Помпей» (она проводилась с марта по сентябрь 2016).
Год спустя зал Меридиана был совершенно пуст. И было такое ощущение, что и залов с экспонатами стало поменьше. Может, зимой в музее происходит подновление экспонатов, и часть залов закрывают?
Я читала, что время от времени в экспозиции музея происходят подвижки и перемещения. Моя знакомая попала в такое неудачное время (кстати, летом, в июне), когда был закрыт отдел с фресками. Вот это, действительно, большая потеря. Помпейские фрески время от времени вывозят в другие музеи. Так, впервые я увидела часть этой коллекции летом 2010-го года, когда фрески привозили в Москву и выставляли в Историческом музее.
Так что Археологический музей бывает разной степени наполненности. Как уж повезет. Планируя поездку, смотрите официальный сайт, какие выставки в какое время планируются.
Однако предлагаю перейти к «показательной» части.
1 этаж. Коллекция античных скульптур Фарнезе
Пройдя турникет, посетитель попадает в просторный холл, по обеим сторонам которого находятся внутренние дворы: справа — Сад Фонтанов, слева – сад Камелий.
Дворы окружены галереями, в которых и размещены скульптуры.
Скульптурная группа Фарнезийский бык, или Наказание Дирки, была найдена при раскопках терм Каракаллы. К реставрации этой скульптуры приложил руку Микеланджело. Ее копия есть в московском музее Изобразительных искусств.
Фарнезийский Геракл (тоже из терм Каракаллы)
Для масштаба — с людьми
Многочисленные бюсты императоров, выдающихся людей чередуются со скульптурами богов и богинь
Веспасиан — тот самый, который придумал брать плату в туалетах и сказал: «деньги не пахнут».
Соединение мрамора и бронзы
Вдоль галерей внутренних дворов тоже стоят скульптуры, саркофаги, колонны.
Спускаемся на -1 уровень и попадаем в Древний Египет. Национальный Археологический музей в Неаполе содержит египетскую коллекцию древности, собранную Стефано Борджиа, вторую в Италии по значимости после Египетского музея в Турине. (Хотя, честно сказать, трудно сравнивать несколько залов в Неаполе с большим и богатым по содержанию музеем в Турине).
За египетской коллекцией идет отдел Эпиграфов, содержащий надписи на древних языках, сделанные на металлических пластинах.
Поднимаемся на второй этаж. Между этажами стоит скульптура короля Фердинандо, при котором музей открылся.
Король представлен в виде римского воина.
2 этаж. Мозаики. Секретный кабинет
Зал Монет и Медалей на 2-м этаже в нашу бытность был закрыт, поэтому сразу приступаем к мозаикам .
Раздел мозаик небольшой: 8 небольших комнат, но каждая из мозаик восхитительна.
Эти мозаики некогда покрывали полы и стены домов в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. Мозаиками украшали перекрытия комнат, перегородки в садах, термы, фонтаны.
Очень эффектны колонны, покрытые мозаичными рисунками.
Известная мозаика – маска с листьями и плодами
Жанровые сцены
Два последних зала заполнены мозаиками из Виллы Фавна (Помпеи). Вилла была названа по найденной там бронзовой скульптуре танцующего фавна. Скульптура фавна тоже здесь выставлена.
Берег Нила: 6 уток и 3 пары противостоящих животных
Кульминацией мозаичного пиршества является большое панно «Битва при Иссе», изображающее битву греков под руководством Александра Македонского и персов под руководством Дария. Эта мозаика некогда украшала пол в Доме Фавна. Год создания панно – примерно 120 г. до н.э.
Хорошо сохранилась правая часть панно – с персами и Дарием.
Слева осталась только верхняя часть Александра.
Мозаика – копия известной греческой картины Филоксена с Эретрии, написанная для Кассандра Македонского в конце 4 века до н.э. Любопытно, что Кассандр, бывший некогда соратником Александра Македонского, впоследствии казнил мать Александра, его жену Роксану и сына (номинального правителя Македонии) и, женившись на сводной сестре Александра, сам стал царем.
Возле панно всегда толпится народ
За мозаиками размещен «Секретный кабинет» — Cabinetto segretto. В нем представлено некоторое количество археологических находок порнографического содержания, найденных в домах, погребенных под пеплом Везувия.
В 18-м веке эти находки вызвали шок – оказалось, что скульптуры и фрески откровенного содержания в античных городах были распространены повсеместно, причем с изображением любви не только между мужчиной и женщиной, но и однополой, и с животными. В виде мужских гениталий делались лампы для благовоний и талисманы (что-то типа брелков). С такими «неудобными» находками непонятно было, что делать.
В 1819 году на место раскопок приехал король Франческо I в сопровождении жены и дочери. Королевская чета пришла в ужас от увиденного. Было велено все это безобразие отвезти в Неаполь и хранить в Секретном кабинете. Некоторое время эти находки были закрыты для всеобщего обозрения. Но с течением времени нравы упрощались и дошли практически до нравов античного человека. В 2000 году Секретный кабинет открыли для всеобщего обозрения. Сначала его открывали на несколько часов во второй половине дня. Сейчас он работает, как и все остальные залы. И, мне кажется, современного человека сложно шокировать подобными предметами и рисунками.
3 этаж
Поднимаемся на 3-й этаж и оказываемся в огромном высоком зале – Меридиане, или Зале Солнечных часов. Из угла в угол зал пересекает меридиан в виде латунной полоски на полу с отмеченными знаками зодиака. Солнечный луч, падая через специальное отверстие, проходит через все знаки зодиака. (Подобные гномоны есть в Париже в церкви Сен-Сюльпис и в Болонье в базилике Сан-Петронио).
Изначально этот зал предназначался для Обсерватории. Сейчас его иногда используют как выставочное пространство. Стены зала Меридиана украшены картинами из жизни Алессандро Фарнезе. Картина на плафоне прославляет короля Фердинандо и его жену Марию Каролину. Таким образом, это зал в честь основоположников музея.
Мне повезло попасть, когда он был полностью заполнен многочисленными экспонатами из запасников, во время выставки «Миф и природа. От Греции до Помпей».
Во второй раз в зале стоял только Атлант Фарнезе. Атлант держит небо в виде шара.
Из постоянных экспозиций – коллекция предметов быта.
Посуда — от самой простой до изысканной:
Удивительно, как сохранилась стеклянная посуда
Несколько залов занимают находки с виллы Папирусов, обнаруженной на окраине Геркуланума. Вилла содержала многочисленные предметы искусства, бронзовые скульптуры, фрески, а также свитки папирусов. Папирусы спеклись во время извержения. Сейчас с помощью современных технологий их пытаются разделить на отдельные листы и прочитать.
Скульптуры из черной бронзы:
Парная скульптура бегунов:
Пьяный Сатир:
Мы с вами дошли до самого интересного — помпейских фресок, которым посвящена отдельная статья. Это то, что меня больше всего восхитило в археологическом музее Неаполя.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- жилье - Островок и Суточно
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.