Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.
Фрески Помпей — совершенно отдельное явление в области искусства. Я говорю «Помпей», подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале — т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.
Содержание
Стили помпейских фресок
Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.
1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э. В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.
На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э. Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.
3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.
В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.
В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.
4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.
4-м стилем все и закончилось.
Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.
Фрески в Археологическом музее Неаполя
Храм Исиды в Помпеях
Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).
Фрески из храма Исиды:
Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.
Прибытие Ио в город Канопус.
Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.
Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.
Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.
Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.
Фрески из Боскореале
«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.
В 1893 году в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.
Фрески из Боскореале:
На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.
Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.
Фрески из Помпей
Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль
Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.
Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.
Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.
Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.
А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.
Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.
Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.
Похищение Европы
Орнаменты:
Флора и фауна:
Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:
Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.
Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:
Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции
Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?
Причудливые архитектурные формы
Всадники и колонны:
Сцены жанровые и мифологические:
«Средь шумного бала»
Летящие по небу:
Два зеркальных отражения:
На фоне скал и строений:
Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.
Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
Полезные сайты для подготовки к путешествию
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Booking и Hotellook
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - Economybookings и Rentalcars
- экскурсии - Tripster и Sputnik
Какие интересные и необычные фрески, хорошо сохранившиеся!!!! Действительно отдельное явление в искусстве. Восхитительно! Огромное спасибо, Лена.
Для меня помпейские фрески стали открытием. А сколько их еще лежит под землей!
Они гораздо интереснее для меня, чем те, что на библейские темы, коих большое количество по всей Италии. Будем надеяться, что восстановят такую красоту!