Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.

Фрески Помпей – совершенно отдельное явление в области искусства.  Я говорю “Помпей”, подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале – т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году.  Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.

 

Стили помпейских фресок

Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.

1 стиль – «инкрустационный» – был распространен в 200-80 гг до н.э.  В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.

На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э.  Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и – уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.

фрески помпей

 

3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» – начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.

фрески помпей

фрески помпей

 

В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.

В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года – до «окончательного» землетрясения.

4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.

фрески помпей

 

4-м стилем все и закончилось.

Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.

 

Фрески в Археологическом музее Неаполя

Храм Исиды в Помпеях

Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида – одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире – во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии – богиня Деметра).

Фрески из храма Исиды:

Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну – душа бога Ра, по другой – птица вылетела из сердца Осириса.

фрески помпей

 

Прибытие Ио в город Канопус.

фрески помпей

 

Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане – цапля.

фрески помпей

фрески помпей

 

Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.

фрески помпей

 

Время создания фресок – около 60 г. 4 помпейский стиль.

Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.

 

Фрески из Боскореале

“Bosco reale” – в переводе означает “королевские угодья”. Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.



В 1893 году  в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.

Фрески из Боскореале:

фрески помпей

фрески помпей

 

На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) – характерный для древних македонян головной убор.

Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.

фрески помпей

 

Фрески из Помпей

Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль

фрески помпей

 

Жертва Ифигении – фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.

Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.

Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.

Но наверху Артемида уже готовит замену – в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.

фрески помпей

 

А вот вам картина из жизни – изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.

фрески помпей

 

Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.

фрески помпей

 

Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.

фрески помпей

 

Похищение Европы

фрески помпей

 

Орнаменты:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Флора и фауна:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:

фрески помпей

 

Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение – и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.

фрески помпей

 

Здесь тоже – накал действия и невозмутимость:

фрески помпей

 

Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции

фрески помпей

 

Неужели Поццуоли (тогда – Путеолы) были когда-то столь прекрасны?

фрески помпей
Вид на порт Путеолы

 

Причудливые архитектурные формы

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Всадники и колонны:

фрески помпей

 

Сцены жанровые и мифологические:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

“Средь шумного бала”

фрески помпей

 

Летящие по небу:

фрески помпей

фрески помпей

 

Два зеркальных отражения:

фрески помпей

фрески помпей

 

На фоне скал и строений:

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

фрески помпей

 

Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.

 

Отели в Неаполе



Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
Поделитесь Вашим мнением
  1. Lidia

    Какие интересные и необычные фрески, хорошо сохранившиеся!!!! Действительно отдельное явление в искусстве. Восхитительно! Огромное спасибо, Лена.

    1. Бурова Елена

      Для меня помпейские фрески стали открытием. А сколько их еще лежит под землей!

  2. Lidia

    Они гораздо интереснее для меня, чем те, что на библейские темы, коих большое количество по всей Италии. Будем надеяться, что восстановят такую красоту!

  3. Andrew VK

    На фреске с Исидой в ладье изображена вторая ладья, но в ней не тело Осириса, а иероглиф – один из вариантов имени Хатхор, которая и есть Исида, забеременевшая Хором. По бокам – Хапи, боги верхнего и нижнего Нила.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще записи из этой рубрики

Что будем искать? Например,Город / Страна / Регион ...