В Болонье мы провели один день и были поражены, насколько Болонья роскошна и богата достопримечательностями. Достопримечательности Болоньи незаурядны и уникальны. Удивительно, как — при таких красотах и достоинствах! — она остается слегка в стороне от проторенных туристических маршрутов.
Впрочем, центр Болоньи многолюден даже в не-сезон (мы там были в середине января).
Содержание
Карта Болоньи с достопримечательностями
От вокзала в центр
Выйдя с вокзала и пройдя чуть влево, мы оказались на площади 20-го Сентября, в центре которой возвышались Ворота Галльера.Порта Галльера – одни из девяти оставшихся ворот Болоньи, входивших в третье кольцо крепостных стен 13-века.
Исторический центр Болоньи в плане напоминает неправильный восьмиугольник. Вот по периметру этой фигуры и были возведены в 13-14 веках третьи (и последние) стены с массивными воротами. Встречаются в центре и ворота от второй стены (начала 13 в.), таких ворот осталось четыре, и называются они «торрезотто», поскольку при них имелись башни («торре»).
Слева от ворот Галльера виднеются развалины замка, построенного для Папы Иоанна 22-го. У жителей Болоньи с Папской областью были сложные отношения. Как только они портились, болонцы тут же бежали разрушать замок как символ папской власти. Отношения налаживались – замок отстраивали. Почти три с половиной века Болонья была в составе Папской области: с 1513 по 1859 гг. Замок меж тем лежит в руинах.
За замком Галльери тянется насыпное плато, на котором разбит главный парк Болоньи – Монтаньола. С улицы в парк ведет мраморная лестница, столь пышная, что подошла бы и дворцу.
Но мы оставляем парк на вечер, а пока целеустремленно движемся в центр Болоньи по улице Индипенденца.
Первые впечатления о городе: охристо-темно-кирпичный, густой, плотный, сжатый, с бесконечными галереями (сразу напомнившими мне Геную). Впрочем, такая кирпичная густота весьма характерна для средневековых городов Эмилии-Романьи.
То, что Болонья – город галерей, аркад, портиков, — общеизвестно. Такой здесь утвердился стиль домостроительства. Поскольку строительство за пределами крепостных стен было в Болонье запрещено, верхние этажи домов стали надстраивать над проезжей частью. Строились они с расчетом, чтобы под ними мог проскакать всадник. Нависающие над улицей этажи подпирали колоннами. Кое-где сохранились еще деревянные портики. Улицы стали узкими, зато никакие осадки не страшны.
Аркады в историческом центре Болоньи тянутся практически вдоль каждого дома и иногда образуют длинные коридоры.
Помимо узких улиц с аркадами, Болонья славилась своими каналами. Сеть каналов в Болонье была одной из самых разветвленных в средневековой Италии. Сейчас почти все каналы засыпаны, но на улице Пиелла, 18 можно взглянуть на «кусочек Венеции» в Болонье.
Так что, следуя по улице Индипенденца, можно сделать небольшой крюк влево, чтобы посмотреть на один из немногих сохранившихся в городе каналов. А потом опять вернуться на улицу Независимости, или Индипенденца.
По пути заходим в Кафедральный собор Сан-Пьетро, который на долгом своем веку побывал в разных обличиях. Первоначальный раннехристианский храм сгорел в 10-м веке, был восстановлен в романском стиле, опять сгорел, был перестроен в кирпиче, разрушен землетрясением, восстановлен в готическом стиле. Сейчас – это барочный храм, беломраморный, очень высокий.
Пьяцца Маджоре
Узкая и плотно застроенная улица Индипенденца выводит на площадь, стоя на которой, сразу понимаешь, что это центр города.
Формально это три площади, переходящие друг в друга – в Италии такое перетекание площадей встречается повсеместно: угловая пьяцца Ре Энцо, узкая пьяцца дел Неттуно с жизнеутверждающим фонтаном Нептуна и самая большая и торжественная – пьяцца Маджоре, бывшая главным городским рынком.
Эти три площади обтекают конгломерат дворцов, стоящих в центре и выглядящих как единое целое. Один из них – палаццо Подеста 13 века, или Старый дворец, и второй – паллацо Ре Энцо.
Изначально палаццо Ре Энцо назывался Новым и строился для расширения палаццо Подеста. Свое второе название дворец получил после того, как болонцы в 1249 году захватили в плен короля Сардинии Энцо, который и провел остаток жизни в Новом дворце. Напрасно его отец, германский император Фридрих II-й, пытался вызволить сына – прожив в неволе 23 года, Ре («ре» означает «король») Энцо умер, а дворец назвали его именем.
Центральный фасад палаццо Подеста обращен к площади Маджоре. Возвели его (как и следует из названия) для городского главы, или Подеста (ударение на последнем слоге) в 1200 году, а в 15 веке его перестроил Аристотель Фиораванти.
Все мы знаем этого архитектора, построившего Успенский собор в Кремле, участвовавшего в проектировании кремлевских стен и славно послужившего России. На свою беду он оказался слишком хорошим инженером и строителем, так что царь Иван III-й никак не хотел отпускать его подобру-поздорову обратно в Италию, в родную Болонью.
Аристотель пробовал устроить побег – поймали. Использовали как инженера для возведения понтонных мостов в военных походах на Новгород, Тверь. Так и затерялись следы Фиораванти в России, и никаких свидетельств о его последних годах и смерти не осталось.
До прибытия в Россию Аристотель Фиораванти много строил в Болонье, восстановил мост в Павии, спроектировал канал в Парме, проявил себя как выдающийся инженер. Нанятый венгерским королем, возводил в Венгрии мосты через Дунай.
Фамилия Фиораванти в Болоньи встречается часто: и отец, и дядя Аристотеля были строителями и архитекторами. Даже в пределах одной площади Маджоре, главной площади Болоньи, каждый из них что-то построил. Так, дядя Аристотеля, Бартоломео, участвовал в строительстве дворца для гильдии нотариусов – палаццо Нотеи. А его отец перестраивал палаццо Коммунале, который стоит на углу пьяцца Маджоре и выделяется своей Часовой башней.
Палаццо Коммунале состоит из двух частей: дворца Д’Аккурсио 13-го века (слева), который изначально принадлежал юристу Д’Аккурсио, и более позднего дворца конца 16 века, построенного для Кардинала Легата.
В Палаццо Коммунале сейчас – музей: интерьеры, фрески, коллекция гербов, собрание картин и предметов искусства. Один из залов дворца – зал Фарнезе – называют также Королевским: в нем короновался Карл V-й.
Справа к палаццо Коммунале примыкает Биржевой зал (Sala Borsa). Собственно, это первое здание, которое мы видим, выходя на площадь с улицы Индепенденца.
Сейчас в Биржевом зале размещена мультимедийная библиотека. Там же через стеклянные полы можно посмотреть на древние фундаменты, вскрытые во время строительства Биржи.
С Часовой башней палаццо Д’Аккурсио соседствует Дворец нотариусов, но, по правде говоря, он сильно проигрывает рядом с другим своим соседом – базиликой Сан Петронио.
Базилика впечатляет своими размерами, но – увы! – за много веков (строительство было начато в 1390 году) ее так и не окончили. Облицована мрамором только нижняя треть фасада.
Святой Петроний считается одним из покровителей Болоньи. В 5-м веке он служил епископом в Болонье и много сделал для обустройства города. Побывав на Святой Земле, Петроний построил в Болонье собор по подобию Храма Господня в Иерусалиме. Возведенный храм получил название Санто-Стефано.
После своей смерти Петроний был объявлен святым. Собор в его честь замышлялся грандиозным, превосходящим размерами собор Святого Петра в Риме. Обеспокоенный этим, папа повелел построить позади строящегося собора здание Архигимназии и таким образом ограничить его размер.
Но и в теперешнем объеме собор Сан-Петронио велик.
Его одиннадцать капелл украшены витражами, скульптурами, расписаны фресками.
Вход в одну из капелл (четвертая слева) платный – 2 евро. Стены капеллы расписаны фресками Джованни да Модены на тему рая и ада и странствия волхвов.
По полу вдоль собора тянется полоса солнечных часов длиной 66.8 м (1/600000 земного меридиана) – так называемый «меридиан Джованни Кассини», рассчитанный и установленный астрономом Кассини в 1665 году.
Архигимназия
Выйдя из собора, разворачиваемся направо и оказываемся перед палаццо дей Банки, самым «молодым» дворцом, построенным на Пьяцца Маджоре. Прежде здесь, на главной торговой площади Болоньи располагались лавки менял.
Заворачиваем за угол собора. Проходим мимо городского Археологического музея (известного своими египетской, античной и этрусской коллекциями) и идем смотреть Архигимназию – ту самую, которую в 1563 году возвели на пути строящегося собора.
Построили ее очень быстро, фактически за 2 года, и в ней разместился Студиум – учебное заведение, объединившее в своих стенах факультеты Болонского университета, до этого разбросанного по всему городу.
Архигимназия – эффектное и необычное заведение. Главное украшение этого здания – многочисленные гербы ее именитых студентов, которые размещены на стенах и сводах Архигимназии. Нечто подобное я видела в Падуанском университете, но там все выглядело скромней. Здесь же глаза просто разбегаются. Все очень пестро, нарядно и в то же время торжественно.
В центре эдания Архигимназии – внутренний двор с часовой башней.
Поднимаемся на второй этаж и идем по кругу. На втором этаже есть два зала, вход в которые платный (4 евро за оба зала) – это Анатомический театр и Актовый зал.
Ни в коем случае не пропустите ни анатомичку, ни актовый зал. Какие бы ассоциации у вас не возникали при этих словах, все они будут далеки от реальности.
Начнем с Анатомического театра. Зал отделан деревом: елью и кедром, украшен деревянными скульптурами, размещенными не только вдоль стен, но и по потолку.
А две центральные мужские скульптуры представлены без кожи — видимо, в качестве демонстрационных учебных экспонатов для изучения групп мышц.
Посреди зала стоит стол для препарирования, а вокруг него разместились «зрительные ряды». Но в целом дерево дает ощущение теплоты.
Актовый зал красив необычайно. Многочисленные гербы образуют немыслимые узоры.
Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы с табличками «Ottica e nautica», “Meccanica e idraulica” и тп.
В Актовом зале Архигимназии было впервые исполнено выдающееся произведение Россини «Stabat mater», которым дирижировал Доницетти. В память об этом событии актовый зал стал именоваться «Stabat mater».
Болонский университет
Выйдя из Архигимназии, мы попадаем на вытянутую площадь на задворках собора Сан-Петронио.
В центре площади стоит памятник Гальвани, и площадь называется пьяцца Гальвани.
Знаменитый физиолог родился и всю жизнь прожил в Болонье. В Болонском университете закончил сначала богословское отделение, потом медицинский факультет, заведовал кафедрой анатомии и гинекологии. Его опыты по воздействию тока на мышцы лягушки положили начало электрофизиологии. Был уволен из университета за отказ присягнуть Цизальпийской республике, образованной Наполеоном, и через год после этого умер.
Впрочем, выдающихся людей, учившихся или преподававших в стенах Болонского университета, было великое множество.
Болонский университет – старейший в Европе. Возник он в 1088 году и с тех пор ни разу не закрывался. Следующий университет — парижская Сорбонна — образовался веком позже.
Интересно, что слово «университет» изначально обозначало студенческое сообщество, а «студиум» — учебное заведение. Первыми факультетами были правовой и – чуть позже – филологический и медицинский. Профессора приглашались студентами и ими же оплачивались.
Юрист Аккурсио (его палаццо мы видели на пьяцца Маджоре) слыл одним из авторитетнейших комментаторов римского права (глоссаторов), а его дочь Дота стала первой женщиной-преподавателем университета, профессором права (13-й век, на минутку).
Женщины в стенах Болонского университета были отнюдь не редкостью: не только в качестве студентов, но и в качестве преподавателей. Особенно успешно они работали на медицинском факультете. Учитывая, что студенты сами выбирали, какие профессора будут у них читать те или иные курсы, можно представить, на сколько голов выше своих коллег-мужчин должны были быть эти женщины, чтобы студенты пригласили их.
Философию в университете одно время преподавал Эразм Роттердамский. Здесь учились Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Альбрехт Дюрер, Карло Гольдони, Парацельс, Коперник, Гальвани, Маркони и многие другие.
По подобию Болонского стали создаваться университеты в других городах Европы. Мне довелось побывать в университетах Падуи и Павии – впечатлило, особенно в Павии.
Разрозненные факультеты были в 1563 году размещены под одной крышей – в Архигимназии. В настоящее время большая часть факультетов Болонского университета размещена на улице Замбони. И поныне рейтинг университета очень высок.
Базилики Сан-Доменико и Санта-Мария-деи-Серви
Пройдя площадь Гальвани, поворачиваем налево и идем до площади Кавур, с которой уже виден купол базилики Сан-Доминика.
Находится базилика в небольшом сквере, и первое, что привлекает внимание при приближении, — два сооружения на высоких тонких колоннах под пирамидальными куполами. Внутри — саркофаги. Оказалось, это захоронения глоссаторов (преподавателей римского права) Болонского университета.
Базилика же знаменита тем, что в ней находятся мощи Святого Доминика, основателя ордена доминиканцев. Кастильский дворянин по происхождению, Доменик де Гусман в 26 лет принял сан священника. Много проповедовал в Южной Франции, борясь с ересью. В 1215 году прибыл в Рим к Папе с прошением утвердить новый орден – Орден Проповедников, целью которого стало бы миссионерство, проповедование и разъяснение основ христианства.
Новорожденный орден начинает распространяться по Европе. В Болонью Доменик направляется из-за того, что там находится университет, и начинает проповедовать при церкви Сан-Николо. Круг его последователей быстро расширяется.
Своим подвижничеством и высокими человеческими качествами Доминик заслужил большую любовь окружающих. Имеются описания его многочисленных чудес (исцелений и не только). Умер он в Болонье в 1221 году, в церкви Сан-Николо.
Уже через 13 лет после смерти Доменик был провозглашен святым. В его честь были названы города и даже целая республика — Доминиканская. Основанный им орден Проповедников стал доминиканским.
После его смерти церковь Сан-Николо в Болонье была расширена, перестроена и названа именем святого. По образцу болонской базилики Сан-Доменико впоследствии стали строить другие доминиканские церкви.
Для мощей Святого Доменика был построен мраморный ковчег, украшенный барельефами, — шедевр Николо Пизано.
Три фигуры ковчега изваял молодой Микеланджело: ангела с канделябром (который справа), святых Прокла и Петрония.
За базиликой находится монастырь, в котором сохранилась келья Доминика.
Выходим к церкви Санта-Лючиа, в которой сейчас расположен Актовый зал Болонского университета. Идем по кольцевой дороге, проложенной на месте третьей крепостной стены средневековой Болоньи.
На нашем пути — церковь другого ордена – сервитов, или базилика Санта-Мария-деи- Серви.
Перед церковью, словно бы к ней и не имеющая отношения, выстроена легкая аркада. Арки очерчивают большое прямоугольное пространство перед базиликой и образуют внутренний дворик. Такой дворик вполне был бы обычен за церковью, в окружении монастырских стен. Но что бы внутренний двор стоял вот так, сам по себе, перед входом в церковь, такого я еще не встречала.
Увы! Уже вступила в свои права пресловутая итальянская сиеста, не позволившая нам попасть внутрь церкви. А жаль – в базилике Санта-Мария-деи- Серви хранится знаменитая фреска Чимабуэ «Мадонна на троне», мраморный алтарь «Благовещение».
Через дорогу от церкви стоит палаццо Давиа Бержеллини (в нем сейчас музей промышленности, а также коллекция старинных предметов и театр марионеток 18-го века) с Атлантами на входе, а вдоль него все по той же линии крепостных стен тянется узкая площадь Альдрованди.
Мы пересекаем площадь Альдрованди и проходим через одни из старейших ворот с башней, оставшиеся от второй крепостной стены, — торрезотто ди Сан-Витале.
Идем по виа Сан-Витале. Улица по современным меркам узкая и совсем не приспособлена для фотографирования дворцов, выстроившихся вдоль нее. А они прекрасны. Особенно – рустованный палаццо купцов Фантуцци со слонами на фасаде.
Там же, на виа Сан-Витале мы пообедали в одной из пиццерий. Пиццы были отменные, а цены – ниже, чем на побережье.
Башни Азинелли и Гаризенда
А впереди уже возвышается нечто грандиозное.
Сначала видим только зеленый купол с башней – это базилика Святых Бартоломео и Гаэтано.
Выходим на площадь Равенны, или пьяцца Равеньяна. Издаем дружный возглас, задираем головы.
Вверх тянутся две кирпичные башни, узкие, длинные, кривые. Построены в нескольких метрах одна от другой, каждая клонится в свою сторону. Яркий образец человеческого тщеславия — можно сказать, его олицетворение.
Сначала некий Гаризенда выстроил башню высотой 61 метр. Потом в спор вступил Азинелли, построивший башню еще выше – 97 м. Обе башни с течением времени стали крениться, особенно Гаризенда, из-за чего ее пришлось сильно укоротить, и теперь башня Гаризенда высотой всего лишь 48 метров. В 12-13-х вв. подобные споры между городскими семействами были обычны. В Болонье было построено порядка двухсот башен, из которых до наших дней дошло около двадцати.
На протяжении веков башням пытались найти практическое применение, проводили опыты по гравитации, использовали и как крепость, и как тюрьму, и как сторожевую вышку и даже телевышку.
На башню Азинелли можно подняться – к сожалению, только пешком. Нам что-то не захотелось.
Меж тем площадь Равеньяна кажется не слишком-то и большой, при этом на ней размещены две башни, базилика, памятник Святому Петронию, дворцы. И полно народа.
Самый привлекательный из дворцов пьяцца Равеньяна – палаццо Франча, принадлежавший гильдии суконщиков.
Рядом – еще одна площадь и стоит на ней дворец-игрушечка с изящнейшим мраморным балкончиком и балдахином над ним. И площадь, и дворец называются: делла Мерканца, то есть «Торговли».
Дом Торговли — произведение Антонио да Виченца, который много стоил в Болонье в конце 14 века. Так, он проектировал базилику Сан-Петронио и дворец Нотариусов.
Площади Равеньяна и Мерканца — место узловое, отсюда выходят сразу 5 лучей-улиц.
Базилика Санто-Стефано
Отправляемся по лучу – виа Санто-Стефано.
И вскоре попадаем на вытянутую треугольную площадь Санто-Стефано. Видим скромный и вполне обычный кирпичный фасад небольшой церкви, за которой виднеются многочисленные купола и пристройки.
Место это называется «Семь церквей» и является сложным соединением сросшихся церквей (когда-то их было семь, сейчас – четыре). Это и есть «Иерусалим с Храмом Гроба Господня», перенесенный Сан-Петронио на болонскую почву. Возведен на фундаменте древнеримского храма Изиды.
Сооружение поразительное. Сумятица, загадочность, метафизика иерусалимского храма, безусловно, присутствует в этом сплетении пространств. Самая ранняя постройка (Храм Гроба Господня) относится к 5-му веку.
Первая церковь на нашем пути – Святого Распятия, или Иоанна Крестителя (8-го века) – простая, однонефная. Алтарь высоко поднят, к нему ведет лестница. Главная точка притяжения – распятие в верхней части алтаря.
Из первой церкви спускаемся в крипту. Потом переходим в Храм Гроба Господня — самое ошеломительное место комплекса. Подобно иерусалимскому оригиналу, оно круглой формы, в центре стоит высокий мраморный ковчег с мощами Святого Петрония (в 2000-м году часть мощей была перенесена в базилику Сан- Петронио), который посетители обходят по кругу.
И оказываются в базилике Святых Виталия и Агриколы, высокой и узкой, с массивными колоннами.
Далее проходим во двор Пилата. В центре двора стоит мраморная чаша.
Обратите внимание на узоры в кирпичной кладке.
Через двор Пилата мы выходим к Голгофе, или церкви Троицы.
Также из двора Пилата можно пройти в другой внутренний двор – с колодцем в центре и изящными двухъярусными арками по периметру.
Выходя из Санто-Стефано, обратите внимание на дворцы, стоящие на площади Сан-Стефано: по правую руку – палаццо Изолани 15-го века, по левую – палаццо Аморини 16-го.
Палаццо Аморини украшен многочисленными головами, как бы выглядывающими из дома.
А мы переходим на соседнюю улицу Кастильоне, смотрим палаццо Пеполи и возвращаемся в центр города.
Но улице Клаватуре заходим в церковь Санта-Мария-делла-Вита, смотрим знаменитую терракотовую скульптуру «Оплакивание Христа».
Через арку выходим на Пьяцца Маджоре.
Пересекаем площадь.
и идем по по улице 4-го Ноября вдоль южной стены палаццо Даккурсио (слева от фасада). Полная иллюзия кремлевской стены. Фиораванти, однако.
Когда-то я думала, какой уникальный наш московский Кремль, ни у кого нет такой достопримечательности. И вот теперь в Италии то и дело натыкаюсь на предшественников и близких родственников нашего Кремля: в Милане, Павии, теперь вот в Болонье. Что ж, спасибо итальянцам за самую яркую московскую достопримечательность! И — отдельная благодарность болонцу Аристотелю Фиораванти за Успенский собор.
Базилика Сан-Франческо
Минуем палаццо 17-го века, сейчас занятый полицейской управой, проходим через высокие Порта Нова, оставшиеся от третьей крепостной стены. На открывшейся площади стоит высокая колонна с девой Марией наверху.
А чуть наискосок уже видна базилика Сан-Франческо. Как и перед базиликой Сан-Доменико, здесь стоят саркофаги на высоких ножках, под зелеными пирамидами куполов. Это тоже захоронения знаменитых глоссаторов ученой Болоньи (в том числе уже упомянутого Аккурсия).
Пользовались здесь юристы почетом, это видно и по дворцу Д’Аккурсио на пьяцца Маджоре, и по этим торжественным захоронениям под стенами храмов.
Сама базилика Сан-Франческо огромна, а интерьеры ее для «нищенствующего» ордена, пожалуй, не слишком скромны.
Возвращаемся в центр по виа Уго Басси, идем вдоль другой «кремлевской» стены.
Вечереет. Пора идти на вокзал и ехать в Римини.
Попробовали идти по Индепенденца – не пробиться. Вечерняя улица запружена людьми, как мне показалось, в большинстве своем местными. Почему бы не прогуляться в центре после работы.
Пошли по параллельной ей виа Галльери – и не пожалели. Народу – ни души, вокруг – красивые дворцы. До середины 19-го века виа Галльери была одной из главных городских артерий, ведущей от кафедрального собора Сан-Пьетро до ворот Галльери. Обратите внимание, какие элегантные палаццо выстроены вдоль нее и какие высокие галереи проходят под ними.
Напоследок мы поднялись к парку Монтаньола, взглянули сверху на развалины папского замка, на ворота Галльери, на вечернюю Болонью.
И отправились на вокзал, полные впечатлений от многочисленных достопримечательностей Болоньи.
Рассказы о соседних с Болоньей городках:
Интересные места, которые можно посетить из Римини
Календарь дешевых цен на авиабилеты
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
А это тройка туристов у ворот Галльеры одета тепло. Холодно было? Аркады очень понравились. Приятно через них ходить! В Актовом зале Архигимназии я посидела с удовольствием, осматривая книги и великолепные стены. Прекрасная экскурсия!
Прохладно — все-таки январь был.
Да, Актовый зал невероятно красив.
Ах, Италия. Люблюнемогу.
В Болонье я пока еще не была. Елена, а есть в Болонье что-то свое аутентичное? Может вино или сорт сыра? Что-нибудь попробовали вкусное?
Болонья издавна славилась своим гурманством. Здесь придумали соус «болоньезе», и в местных ресторанчиках многие блюда имеют это добавление: эскалоп болоньезе, тортеллини болоньезе и проч. Из сладкого известен местный рисовый пирог с тертым миндалем и цукатами. Но мы ничего из традиционной болонской кухни не пробовали, увы!
Точно Болонья — болоньезе!
Спасибо , Елена! Как же Вы правы, когда начиная статью про Болонью, пишите что она обделена вниманием турагенств. Я впервые открыла Болонью случайно, из-за дешевого билета на самолет, ну и решила задержаться на пару дней. А потом уже была целевая поездка. Болонья уникальный город, по красоте, по достопримечательностям. Чувствуется, что перед посещением Болоньи, Вы очень хорошо подготовились и много прочитали. Восхищаюсь Вами, Браво! Хочу поделиться с Вами одним секретом, если вдруг будете в Болонье в теплое время года, спросите в справочном бюро на Пьяцца Маджоре об экскурсии в подземный город «Città Sotterranea», под землей остался ручеёк от когда-то полноводной реки, по которой торговцы сплавляли грузы под землей, чтобы не мешать кипучей жизни наверху, осталось много построек в прекрасном состоянии, ведь Болонья в древности была портовым купеческим городом, хотя моря там нет. Спасибо за Вашу любовь к познаниям, к изучению красот мира и за то с каким удовольствием вы этим делитесь с нами. Наталья.
Наталья, подземная Болонья — в моем списке мечт, очень хочу на такую экскурсию. За один день мы охватили совсем немного. Будем считать нашу прогулку ознакомительной
Завидую белой завистью всем, кто путешествовал по Италии и в частности побывал в Болонье. А помнит ли кто-нибудь модные шуршащие плащи из Болоньи. Они не только укрывали от дождя, но и придавали некий шарм, как женщинам, так и мужчинам. Очень популярны были цвета темно-синий и черный у мужчин, и темно-зеленый и шоколадный — у женщин. Модницы затягивали ремешок на талии, показывая ее изящество, а мужчины приподнимали воротник, отчего казались очень загадочными… они так и назывались плащ Болонья.
Елена, спасибо большущее! Чудесный отзыв. Все очень грамотно, особенно для трех особ с топографическим кретинизмом ) Спасли нам день!
здорово! надеюсь, Болонья не разочаровала.