Гранада — один из самых интересных городов Андалусии, а Альгамбра — самое лучшее, что я видела в Испании (да простят меня поклонники севильского Алькасара и прочих прекрасных творений этой страны).
Содержание
Дорога в Гранаду с побережья
Ездили мы туда из Торремалиноса, где отдыхали, самостоятельно, на день, предварительно забронировав билеты в Альгамбру.
В отеле заказали ранний завтрак, на электричке доехали до Малаги. Там в 8 утра сели в автобус и отправились в Гранаду.
Дорога в Гранаду прошла незаметно, за любованием окрестными пейзажами.
В 10 утра мы прибыли в Гранаду и, выйдя из автобуса, сразу почувствовали, что находимся на высоте: было очень зябко. Вдалеке, вознесенная над городом, парила снежная гряда Съерры-Невады, и ледяное ее дыхание мы очень явственно ощутили.
Картезианский монастырь Картуха
Первым пунктом нашей программы было посещение La Kartuja, картезианского монастыря, находящегося в северной части города. Поскольку этот монастырь позиционируется чуть ли не как «христианская Альгамбра», хотелось сравнить эти два памятника разных культур и времен.
На вокзале мы купили карту Гранады и отправились искать Картуху. Шли долго, минут 20, миновали целый квартал, занятый местной тюрьмой и огороженный колючей проволокой.
За тюремным кварталом начался университетский городок. И за университетом, наконец, мы увидели желтые высокие стены монастыря.
Пройдя через ворота, мы очутились на просторной площади, выложенной мелкой галькой, сложенной в черно-белые узоры. Размеры площади вполне соответствовали торжественному и строгому строению и позволяли вошедшему путнику увидеть все здание разом. Лестница, плавными изгибами поднимающаяся ко входу с обеих сторон, зрительно словно выталкивала вверх тяжелый бежевый параллелепипед здания.
Мы поднялись, купили билет и прямо из кассы вышли в клуатр. Монастырь в плане представляет собой квадрат с большим клуатром посередине, из которого можно попасть в другие помещения монастыря.
Первые залы (трапезная, зал капитула) аскетичны: белые стены и картины. Много работ Санчеса Котана, который начинал как успешный светский художник в Толедо, потом неожиданно принял постриг и последние 15 лет жизни провел в этом монастыре. Запомнилась серия картин, изображающих диалог святых мучеников. У одного, скажем, топор торчит из головы, а у другого – пика (самые разные предметы, с помощью которых тот или иной святой был умерщвлен). И они как бы так доверчиво друг другу жаловались. Я умилилась.
Дошли, наконец, до ризницы и храма. Барокко-пребарокко. Алебастровые завитушки откуда только не лезут. Роскошно, чрезмерно роскошно. Но совершенно не было ощущения встречи с чем-то высоким, душа не ахнула и не приподнялась.
Кафедральный собор Гранады
От Картухи на 8-м автобусе доехали до центра. (Чтобы не проехать нужную остановку, надо спросить у кого-нибудь из местных «Катедрал». Испанцы – люди на редкость отзывчивые, и человека 2-3 будут внимательно отслеживать, чтобы вы, не дай бог, не пропустили свой катедрал).
Кафедральный собор остался в памяти как что-то круглое. Заходишь внутрь и какое-то время идешь по кругу, вокруг главной капеллы. А от круга уже отходят продольные нефы. Народу здесь уже толпилось порядочно, не в пример стоящей на отшибе Картухе.
Чтобы попасть в Королевскую усыпальницу, надо выйти из собора и обогнуть его. Построена она была раньше собора. Небольшой зал капеллы разделен на две части очень красивой, высокой решеткой.
За решеткой – мраморное надгробие. За ним ступени спускаются к сумрачной крипте, где в темноте стоят в ряд 4 гроба: католических королей Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, их дочери Хуаны Безумной и ее мужа Филиппа Красивого.
Собор и усыпальница тесно зажаты окружающими домами, и глаз по отдельности выхватывает замечательные детали готических строений: башенки, порталы, высокие зубцы, ажурные перегородки.
С ними соседствует изумительный дворец-медресе с чудесными балконами, затейливыми фонарями. Прежде здесь размещался древнейший арабский университет. После прихода христиан дворец был внутри перестроен, а богатейшая библиотека сожжена на соседней площади Биб-Рамбла. Сейчас здесь Академия изящных искусств.
Весь этот район очень приятный со своей особой атмосферой. Сразу за собором – алькасерия (бывший мавританский рынок), чуть дальше – площади Биб-Рамбла и Романийа. Бродят туристы, играют музыканты. Перед входом в капеллу гитарист мастерски исполнял «Воспоминание об Альгамбре».
Там же мы наткнулись на русскую женщину, жительницу Гранады. До посещения Альгамбры у нас оставалось полтора часа. Мы ее спросили, успеем ли мы посмотреть Альбайсин, и она посоветовала подъехать на вершину холма на маршрутке.
Холм Альбайсин
На холм Альбайсин и холм Сакромонте идет маршрутка №30. Она же подвозит туристов к Альгамбре. Чтобы попасть в Альгамбру, надо встать на улице Гран Виа де Колон спиной к кафедральному собору. Если в другую сторону (в Альбайсин и Сакромонте) — надо перейти улицу и ждать маршрутку №30, стоя лицом к собору.
Маршрутка прибыла уже забитой, пришлось стоять. Зато стояли рядом с лобовым стеклом и могли наблюдать за всеми нашими перемещениями, хотя было ли в данном случае это преимуществом – вопрос. Сначала мы объезжали холм, и вокруг были относительно современные здания и широкая (тоже относительно) улица. Потом мы въехали в старый арабский квартал и начали подниматься в гору. Водитель лихо несся по узким улицам. Ощущения были: вот сейчас точно не впишемся. И каждый раз как-то проскакивали, вписывались ровно в улицу и даже для встречных прохожих находился зазор, чтобы им вжаться в стену. Кстати, в маршрутке ехало много арабов.
Наконец нас высадили на мирадоре (мирадор – это смотровая площадка) перед церковью Сан-Николас. Сама церковь строгих форм с высокой башней, и туристы, в общем-то, на нее и не смотрят, а, высаживаясь из маршрутки, тут же бегут к краю площадки любоваться Альгамброй. А снизу время от времени подходят новые туристы – запыхавшиеся: те, которые честно поднимались на холм пешком.
Холм Альбайсин и холм Аль-Сабик (на котором стоит Альгамбра) разделены узкой рекой Дарро. Альбайсин весь застроен белыми маленькими домами с тесными проходами между ними. Аль-Сабик покрыт зеленью, на вершине – крепость Алькасаба, левей – дворец Карла V-го, а чуть ниже по склону – дворцы Насридов. Еще левей расположились террасы садов. От древних стен, окруженных зеленью, исходит покой и умиротворение. Задником картины выступают заснеженные вершины Съерры-Невады.
Рядом еще один холм, «Святая гора» – Сакромонте. Посередине склона, на одном уровне с нами, виднеется белое здание – бенедиктинский мужской монастырь.
Однако надо торопиться. Мы нырнули в лабиринт узких белобоких улочек-коридоров и на удивление быстро вынырнули из него на набережной реки Дарро. А мы-то думали, что будем плутать, упираться в тупики, подниматься, спускаться, искать проходы. Но все получилось просто и быстро.
Приспустившись по набережной, мы оказались на площади перед церковью святой Анны. Справа от церкви нашли офис по туризму, где обзавелись картами Гранады, Севильи и Кордовы.
Перешли реку и стали подниматься к Альгамбре.
Альгамбра
Дома закончились массивными воротами. Мы вошли в сумрачный лес и скоро оказались под стенами крепости. И вот уже кассы и вход. Толпится народ в ожидании 14-ти часов (в это время запускают публику с билетами на вторую половину дня).
В дальнем павильоне мы распечатали билеты и в уселись в тенек трапезничать. А в назначенное время вошли в Альгамбру.
Прошли развилку Хенералифе-Алькасаба, высокий мост, миновали остатки древних фундаментов, самшитовую аллею, цветники. Заглянули в арабскую баню с прорезными звездами на куполе.
Слева за верхушками деревьев мягкими волнами расстилалась Гранада.
С первых шагов по Альгамбре мне стало радостно и весело, я почувствовала, как заполняюсь легким воздухом праздника.
Дворцы Насридов
Мимо тяжеловесного двухъярусного квадрата дворца Карла V-го мы прошли к дворцам Насридов и предъявили билет.
Это был билет в сказку.
Все шло по нарастающей – без возможности выдохнуть. Поверхности, заполненные причудливой вязью, резные и инкрустированные потолки, тонкие колонны, подпирающие гроздья сталактитов, в которых кое-где застряла лазурь, некогда их покрывавшая.
Узоры – как ниспадающие дождевые капли и как конгломерат звезд, как лепестки, шишки, соты и тугие перекрученные нити. Высокие залы, затканные тончайшим кружевом, легчайшие арки с изрезанным волнистым краем, узорчатые полукруглые окна. Непрерывный калейдоскоп узоров. Тенистые покои, патио с фонтанами или бассейнами, нескончаемые переходы, струящиеся, как движение воды по скалам.
Кривой, как бы плывущий воздух. Переходы света – от полумрака залов до яркого солнца двориков. Уходящая вдаль череда арок с изморосью по краям. А эти махровые звезды на потолке! А бестелесные колонны Львиного дворика, поддерживающие золотую бахрому! Какая мастерская рука заставила играть все пространство, сплела в одно целое камень, свет, тени, колеблющийся знойный воздух, звук воды!
Сладостнейшее время (точней – безвременье!) провели мы во дворцах Насридов и выходили расслабленные и завороженные. Вместо того, чтобы идти из дворцов сразу в сады Хенералифе, мы вынуждены были подняться к дворцу Карла и Алькасабе, потому что еще их не посмотрели. Мой совет: брать билеты во дворцы на сеанс 15-00, чтобы к этому времени посмотреть Карла и Алькасабу (потому что они — из «другой оперы») и не разрывать дворцы Насридов с Хенералифе.
Дворец Карла V-го и крепость Алькасаба
На дворец Карла V-го вполне достаточно четверти часа. Дворец построен в стиле маньеризма – только еще зарождавшегося в то время. Снаружи он кажется огромным, но большую его часть занимает здоровый круглый двор посередине.
Посещение проходит по следующему сценарию: входящие идут в центр круглого двора, чтобы на центральном камне опробовать акустику, поднимаются на второй ярус с галереей. Там есть два музея, мы зашли в один, очень бегло посмотрели картины, посвященные Гранаде и Альгамбре. Вообще подспудно дворец вызывает отторжение – как инородное тело, разрушающее гармонию места.
Чтобы войти в Алькасабу, надо пройти через древние Винные ворота и пересечь широкую площадь. Мы поднялись на крепостные стены и шли по периметру крепости от башни к башне. Внутри крепости — остатки фундаментов казарм.
Со стен и башен открываются чудесные виды на окрестности. С одной стороны – горы, покрытые щедрой южной растительностью: яркая клубящаяся зелень равномерно прорезана строгими темными стрелами кипарисов. С другой стороны — разметавшееся по равнине бежевое тело города.
На крепость ушло минут двадцать – полчаса.
Сады Хенералифе
За дворцом Карла начинаются сады, которые идут выше дворцов Насридов и переходят через ложбину на склон соседнего холма, более крутого, с узкими террасами. На этом склоне, в летнем дворце Хенералифе, арабские правители спасались от летней жары.
Нижние террасы покрыты цветами и высокими крытыми галереями из стриженых хвойников. Между галереями – бассейны. Выше дворца Хенералифе – аллеи тенистых деревьев, а рядом с ними – разнообразные геометрические контуры из стриженых кустарников.
Сады Хенералифе закончились, мы подошли к воротам, через которые 4 часа назад вошли. На маршрутке спустились в центр Гранады, все к тому же кафедральному собору, и там пересели на автобус до вокзала. А в половине девятого вечера мы уже были в отеле.
Наутро нам предстоял ранний выезд в Севилью.
Другие рассказы об Андалусии:
- Прогулка по Малаге
- Севилья
- Кордова
- Экскурсия из Андалусии в Танжер
- Андалусия: практические рекомендации для подготовки путешествия
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Спасибо за прекрасные воспоминания, была там в 1999 году с сыном.Очень живо описаны впечатления о красотах, особенно понравилось про роспись стен арабской вязью — те же ощущения.Здорово
Спасибо большое за рассказ и фото! Собираемся в июне в Испанию, вот просматриваю всякие интересные места. Буду знать про Альгамбру! Возьму на заметку))
Альгамбра — самое прекрасное место, которое я видела в Испании! При возможности побывайте там.
Живу в Гранаде вот уже 15 лет :)Alhambra и в правду красивый дворец который сохранил Испанский народ как реликвию как трофей одержанием победы над мароканцами 🙂
Ну, наверно, в первую очередь сохранил за его исключительную культурную ценность, а не как трофей.
В каком чудесном городе Вы живете!