Испания                3005         2

Гранада и Альгамбра

В 8 утра мы в Малаге сели в автобус и отправились в Гранаду.

Дорога в Гранаду прошла незаметно, за любованием окрестными пейзажами.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

В 10 утра мы прибыли в Гранаду и, выйдя из автобуса, сразу почувствовали, что находимся на высоте: было очень зябко. Вдалеке, вознесенная над городом, парила снежная гряда Съерры-Невады, и ледяное ее дыхание мы очень явственно ощутили.

Первым пунктом нашей программы было посещение La Kartuja, картезианского монастыря, находящегося в северной части города. Поскольку этот монастырь позиционируется чуть ли не как «христианская Альгамбра», хотелось сравнить эти два памятника разных культур и времен.
На вокзале мы купили карту Гранады и отправились искать Картуху. Шли долго, минут 20, миновали целый квартал, занятый местной тюрьмой и огороженный колючей проволокой.

За тюремным кварталом начался университетский городок. И за университетом, наконец, мы увидели желтые высокие стены монастыря.

Пройдя через ворота, мы очутились на просторной площади, выложенной мелкой галькой, сложенной в черно-белые узоры. Размеры площади вполне соответствовали торжественному и строгому строению и позволяли вошедшему путнику увидеть все здание разом. Лестница, плавными изгибами поднимающаяся ко входу с обеих сторон, зрительно словно выталкивала вверх тяжелый бежевый параллелепипед здания.

 Гранада альгамбра

Мы поднялись, купили билет за 4 евро и прямо из кассы вышли в клуатр. Монастырь в плане представляет собой квадрат с большим клуатром посередине, из которого можно попасть в другие помещения монастыря.

Первые залы (трапезная, зал капитула) аскетичны: белые стены и картины. Много работ Санчеса Котана, который начинал как успешный светский художник в Толедо, потом неожиданно принял постриг и последние 15 лет жизни провел в этом монастыре. Запомнилась серия картин, изображающих диалог святых мучеников. У одного, скажем, топор торчит из головы, а у другого – пика (самые разные предметы, с помощью которых тот или иной святой был умерщвлен). И они как бы так доверчиво друг другу жаловались. Я умилилась.

Дошли, наконец, до ризницы и храма. Барокко-пребарокко. Алебастровые завитушки откуда только не лезут. Роскошно, чрезмерно роскошно. Но совершенно не было ощущения встречи с чем-то высоким, душа не ахнула и не приподнялась.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

От Картухи на 8-м автобусе доехали до центра. (Чтобы не проехать нужную остановку, надо спросить у кого-нибудь из местных «Катедрал». Испанцы – люди на редкость отзывчивые, и человека 2-3 будут внимательно отслеживать, чтобы вы, не дай бог, не пропустили свой катедрал).

Кафедральный собор остался в памяти как что-то круглое. Заходишь внутрь и какое-то время идешь по кругу, вокруг главной капеллы. А от круга уже отходят продольные нефы. Народу здесь уже толпилось порядочно, не в пример стоящей на отшибе Картухе.

 Гранада альгамбра

Чтобы попасть в Королевскую усыпальницу, надо выйти из собора и обогнуть его. Построена она была раньше собора. Небольшой зал капеллы разделен на две части очень красивой, высокой решеткой.

 Гранада альгамбра

За решеткой – мраморное надгробие. За ним ступени спускаются к сумрачной крипте, где в темноте стоят в ряд 4 гроба: католических королей Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, их дочери Хуаны Безумной и ее мужа Филиппа Красивого.

Собор и усыпальница тесно зажаты окружающими домами, и глаз по отдельности выхватывает замечательные детали готических строений: башенки, порталы, высокие зубцы, ажурные перегородки.

 Гранада альгамбра

С ними соседствует изумительный дворец-медресе с чудесными балконами, затейливыми фонарями. Прежде здесь размещался древнейший арабский университет. После прихода христиан дворец был внутри перестроен, а богатейшая библиотека сожжена на соседней площади Биб-Рамбла. Сейчас здесь Академия изящных искусств.

 Гранада альгамбра

Весь этот район очень приятный со своей особой атмосферой. Сразу за собором – алькасерия (бывший мавританский рынок), чуть дальше – площади Биб-Рамбла и Романийа. Бродят туристы, играют музыканты. Перед входом в капеллу гитарист мастерски исполнял «Воспоминание об Альгамбре» — чудесная подложка под зрительские впечатления.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Там же мы наткнулись на русскую женщину, жительницу Гранады. До посещения Альгамбры у нас оставалось полтора часа. Мы ее спросили, успеем ли мы посмотреть Альбайсин, и она посоветовала подъехать на вершину холма на маршрутке.

На холм Альбайсин и холм Сакромонте идет маршрутка №30. Она же подвозит туристов к Альгамбре. Чтобы попасть в Альгамбру, надо встать на улице Гран Виа де Колон спиной к кафедральному собору. Если в другую сторону (в Альбайсин и Сакромонте) — надо перейти улицу и ждать маршрутку №30, стоя лицом к собору.

Маршрутка прибыла уже забитой, пришлось стоять. Зато стояли рядом с лобовым стеклом и могли наблюдать за всеми нашими перемещениями, хотя было ли в данном случае это преимуществом – вопрос. Сначала мы объезжали холм, и вокруг были относительно современные здания и широкая (тоже относительно) улица. Потом мы въехали в старый арабский квартал и начали подниматься в гору. Водитель лихо несся по узким улицам. Ощущения были: вот сейчас точно не впишемся. И каждый раз как-то проскакивали, вписывались ровно в улицу и даже для встречных прохожих находился зазор, чтобы им вжаться в стену. Кстати, в маршрутке ехало много арабов.

Наконец нас высадили на мирадоре (мирадор – это смотровая площадка) перед церковью Сан-Николас. Сама церковь строгих форм с высокой башней, и туристы, в общем-то, на нее и не смотрят, а, высаживаясь из маршрутки, тут же бегут к краю площадки любоваться Альгамброй. А снизу время от времени подходят новые туристы – запыхавшиеся: те, которые честно поднимались на холм пешком.

 Гранада альгамбра

Холм Альбайсин и холм Аль-Сабик (на котором стоит Альгамбра) разделены узкой рекой Дарро. Альбайсин весь застроен белыми маленькими домами с тесными проходами между ними. Аль-Сабик покрыт зеленью, на вершине – крепость Алькасаба, левей – дворец Карла V-го, а чуть ниже по склону – дворцы Насридов. Еще левей расположились террасы садов. От древних стен, окруженных зеленью, исходит покой и умиротворение. Задником картины выступают заснеженные вершины Съерры-Невады.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Рядом еще один холм, «Святая гора» – Сакромонте. Посередине склона, на одном уровне с нами, виднеется белое здание – бенедиктинский мужской монастырь.

Однако надо торопиться. Мы нырнули в лабиринт узких белобоких улочек-коридоров и на удивление быстро вынырнули из него на набережной реки Дарро. А мы-то думали, что будем плутать, упираться в тупики, подниматься, спускаться, искать проходы. Но все получилось просто и быстро.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Приспустившись по набережной, мы оказались на площади перед церковью святой Анны. Справа от церкви нашли офис по туризму, где обзавелись картами Гранады, Севильи и Кордовы.

Перешли реку и стали подниматься к Альгамбре.

Дома закончились массивными воротами. Мы вошли в сумрачный лес и скоро оказались под стенами крепости. И вот уже кассы и вход. Толпится народ в ожидании 14-ти часов (в это время запускают публику с билетами на вторую половину дня).

В дальнем павильоне мы распечатали билеты и в уселись в тенек трапезничать. А в назначенное время вошли в Альгамбру.

Прошли развилку Хенералифе-Алькасаба, высокий мост, миновали остатки древних фундаментов, самшитовую аллею, цветники. Заглянули в арабскую баню с прорезными звездами на куполе.

Слева за верхушками деревьев мягкими волнами расстилалась Гранада.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

С первых шагов по Альгамбре мне стало радостно и весело, я почувствовала, как заполняюсь легким воздухом праздника.

Мимо тяжеловесного двухъярусного квадрата дворца Карла V-го мы прошли к дворцам Насридов и предъявили билет.

Это был билет в сказку.

Все шло по нарастающей – без возможности выдохнуть. Поверхности, заполненные причудливой вязью, резные и инкрустированные потолки, тонкие колонны, подпирающие гроздья сталактитов, в которых кое-где застряла лазурь, некогда их покрывавшая.

Узоры – как ниспадающие дождевые капли и как конгломерат звезд, как лепестки, шишки, соты и тугие перекрученные нити. Высокие залы, затканные тончайшим кружевом, легчайшие арки с изрезанным волнистым краем, узорчатые полукруглые окна. Непрерывный калейдоскоп узоров. Тенистые покои, патио с фонтанами или бассейнами, нескончаемые переходы, струящиеся, как движение воды по скалам.

Кривой, как бы плывущий воздух. Переходы света – от полумрака залов до яркого солнца двориков. Уходящая вдаль череда арок с изморосью по краям. А эти махровые звезды на потолке! А бестелесные колонны Львиного дворика, поддерживающие золотую бахрому! Какая мастерская рука заставила играть все пространство, сплела в одно целое камень, свет, тени, колеблющийся знойный воздух, звук воды!

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Сладостнейшее время (точней – безвременье!) провели мы во дворцах Насридов и выходили расслабленные и завороженные. Вместо того, чтобы идти из дворцов сразу в сады Хенералифе, мы вынуждены были подняться к дворцу Карла и Алькасабе, потому что еще их не посмотрели. Мой совет: брать билеты во дворцы на сеанс 15-00, чтобы к этому времени посмотреть Карла и Алькасабу (потому что они — из «другой оперы») и не разрывать дворцы Насридов с Хенералифе.

На дворец Карла V-го вполне достаточно четверти часа. Дворец построен в стиле маньеризма – только еще зарождавшегося в то время. Снаружи он кажется огромным, но большую его часть занимает здоровый круглый двор посередине.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Посещение проходит по следующему сценарию: входящие идут в центр круглого двора, чтобы на центральном камне опробовать акустику, поднимаются на второй ярус с галереей. Там есть два музея, мы зашли в один, очень бегло посмотрели картины, посвященные Гранаде и Альгамбре. Вообще подспудно дворец вызывает отторжение – как инородное тело, разрушающее гармонию места.

Чтобы войти в Алькасабу, надо пройти через древние Винные ворота и пересечь широкую площадь. Мы поднялись на крепостные стены и шли по периметру крепости от башни к башне. Внутри крепости — остатки фундаментов казарм.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Со стен и башен открываются чудесные виды на окрестности. С одной стороны – горы, покрытые щедрой южной растительностью: яркая клубящаяся зелень равномерно прорезана строгими темными стрелами кипарисов. С другой стороны — разметавшееся по равнине бежевое тело города.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

На крепость ушло минут двадцать – полчаса.

За дворцом Карла начинаются сады, которые идут выше дворцов Насридов и переходят через ложбину на склон соседнего холма, более крутого, с узкими террасами. На этом склоне, в летнем дворце Хенералифе, арабские правители спасались от летней жары.

Нижние террасы покрыты цветами и высокими крытыми галереями из стриженых хвойников. Между галереями – бассейны. Выше дворца Хенералифе – аллеи тенистых деревьев, а рядом с ними – разнообразные геометрические контуры из стриженых кустарников.

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

 Гранада альгамбра

Сады Хенералифе закончились, мы подошли к воротам, через которые 4 часа назад вошли. На маршрутке спустились в центр Гранады, все к тому же кафедральному собору, и там пересели на автобус до вокзала. А в половине девятого вечера мы уже были в отеле.
Наутро нам предстоял ранний выезд в Севилью.
 

 


Другие рассказы об Андалусии:


Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

Поделиться в сетях:


Обсуждение: 2 комментария
  1. Лидия:

    Спасибо за прекрасные воспоминания, была там в 1999 году с сыном.Очень живо описаны впечатления о красотах, особенно понравилось про роспись стен арабской вязью — те же ощущения.Здорово

    Ответить
  2. Лидия:

    Спасибо за прекрасные воспоминания, была там в 1999 году с сыном.Очень живо описаны впечатления о красотах, особенно понравилось про роспись стен арабской вязью — те же ощущения.Здорово

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поездки по годам:
Подписка на новые рассказы

Введите Ваш e-mail адрес:

Рубрики
Яндекс.Метрика


Чтобы добавить сайт в Избранное, нажмите Ctrl+D