Каджурахо находится немного в стороне от «Золотого треугольника» Индии. Кроме меня, из нашей небольшой группы в 5 человек туда никто не поехал. И экскурсия проводилась для меня одного.
Западная группа храмов Каджурахо
Утро, когда я должен был смотреть Каджурахо, выдалось прохладным и туманным.
Первым делом мы приехали к западной группе храмов. Я купил билет за 500 рупий (билет действителен для посещения всех групп храмов), вошёл на огороженную территорию, и минут сорок ходил по храмам в сопровождении гида, слушая его объяснения.
Гид Виджай, хоть и русскоговорящий, но русский язык в его интерпретации не сильно велик и совсем не могуч. Однако без его объяснений я бы многое не понял, а, главное, не заметил бы.
Потом он оставил меня одного, и я ещё часа 2 бродил по комплексу храмов, с интересом их осматривая. Народу было немного: несколько европейцев, молодой кореец и группа индийцев.
С утра было туманно, но постепенно дымка рассеялась, и под конец стало даже проглядывать солнышко.
Впечатлений от храмов Каджурахо много. Необычна форма храмов. Они напоминают какие-то фантастические грибы. В западной группе их, наверное, больше десятка. Не могу сказать точно, потому что я и не считал. Да и не знаю я, как считать постройки, стоящие на одном основании: один это храм или несколько.
До того, как я побывал в Каджурахо, мне было непонятно, как устроены индийские храмы. Думал, как же индийцы делали такие высокие своды? Оказалось, что самая большая и высокая часть храма, шикхара, символизирующая райскую гору Меру, целиком сложена из камня. А пространство внутри совсем маленькое.
Внутреннее помещение украшено рельефами, там стоят скульптуры богов и колонны своеобразной формы. И часто установлен лингам, которому индуисты молятся.
Индийские женщины, которые посещали храмы параллельно со мной, зайдя в храм, посвящённый богине Парвати, жене Шивы, пали на колени и благоговейно повторяли: «ПАрвати, ПАрвати». Хотя храмы вроде бы являются музеями и не действуют.
Храмы украшены своеобразными узорами. Многие покрыты сотнями и тысячами изваяний, религиозного, военного, бытового и эротического характера. Религиозные изваяния изображают каких-то неведомых мне индийских богов и богинь. На военных — солдаты маршируют, лошади скачут. Трубы трубят, барабаны бьют. На бытовых — женщины рассматривают себя в зеркало, вытаскивают занозы, подкрашивают губы. Работа мелкая, филигранная, но, на мой дилетантский взгляд, сильно уступает греческой скульптуре.
Но этих изваяний из камня столько, что диву даёшься. Сколько же времени и сил потратили древние жители этих мест на сооружение этих храмов! Хотя строились храмы в течение продолжительного времени: с 8 по 12 века при династии Чандела.
Династия эта по каким-то причинам захирела, город и святилища были заброшены, и, как обычно бывает в Индии, заросли джунглями. Спасибо английским колониальным инженерам, которые в 1830 году охотились в этих местах и обнаружили в лесу развалины. Они были потрясены забытым городом и, благодаря их открытию, храмы стали очищать от деревьев и земли и восстанавливать.Хотя реставрация кое-где проведена халтурно, такое впечатление, что некоторым «фигуркам» не нашли место и пристроили куда попало.
Больше всего англичан поразили не храмы и даже не их размеры, а эротическая скульптура. Она и сейчас, в наше либеральное время, даже и после сексуальной революции, смущает. А как же были возмущены англичане того пуританского века! Британские учёные стали писать о моральном разложении индийского общества, что, по мнению некоторых, и привело к завоеванию Индии сначала мусульманами, а потом британцами.
Так ли, нет ли, не знаю, но действия, запечатленные в «фигурках» (как называл их Виджай), мягко говоря, удивляют. Всем мыслимые и немыслимые сексуальные позы изображены без всякого стеснения.
Виджай объясняет это просто: местный раджа много воевал, ему нужны были солдаты. Вот он и повелел изобразить, как нужно делать этих солдат в большом количестве. Но чем тогда объяснить сцену, в которой женщина спаривается с собакой (как прокомментировал Виджай: «мужчины ушли на войну»).
Ну, а воин вдали от жены утешается с лошадью. Правда, на картинке с собакой женщину потом судят. То есть, это нельзя.
Так или иначе, нравы древних индийцев, судя по картинкам, были, ну, очень вольные.
И ведь изображено всё это на храмах, куда ходили, да и сейчас ходят молиться. И не только взрослые, но и дети. Может, в отсутствии ханжеских предрассудков дети росли с правильным взглядом на мир, мораль и место секса в жизни? Непонятно.
Но факт есть факт, эти изображения сделаны не в современном порнографическом журнале, а в древности и на стенах священных храмов.
В общем, впечатление от западной группы храмов двойственное. Храмы замечательны, оформление красивое, но содержание спорное.
После посещения музейных храмов гид сводил меня в расположенный рядом, за забором, действующий храм. Ничем особым он мне не запомнился.
Восточная группа храмов
После посещения западной группы храмов мы поехали в восточную.
Храмов там гораздо меньше. Она находится под управлением джайнистов, которые и переделали сохранившиеся храмы под свои нужды. А, может, эти храмы и раньше принадлежали этой вере. В статье в википедии, посвящённой Каджурахо, сказано, что там 3 храма принадлежат джайнистам, три – индуистам. Я различий не заметил.
Сохранилось там немного. Это в основном фундаменты или часть стен. Остальное – новодел. Это сразу видно, новое специально сделано из светлого материала, а старые мастера делали свои храмы из тёмного камня.
Стены старых построек покрыты фигурками, очень похожими на те, что я уже видел в западной группе. Только эротических изображений тут почти не было.
Лишь один храм целиком старинный.
Жрец сопроводил меня внутрь этого храма. От тёмного, освещаемого только фонариком, пространства осталось впечатление магической таинственности. Да ещё крыса (или какой-то похожий зверёк) при нашем появлении убежала по статуям куда-то вверх и скрылась. Настоящий индийский храм.
Есть ещё южная группа храмов, но туда мы не ездили.
После посещения храмов гид меня завез в мастерскую, где современные мастера изготовляют копии храмовых «фигурок» или что-то подобное для продажи туристам. Я сразу сказал, что покупать ничего не буду. Но посещения всё равно не избежал.
Порадовала скульптура «бога» в чёрных очках. Кого-то он мне напомнил.
Около Каджурахо есть каньон и кусочек джунглей, куда мы тоже заехали ненадолго.
Я в Индии искал, в первую очередь, подлинную индийскую архитектуру, без внешних влияний, и ждал от неё очарования невероятного. Как в своё время я был очарован Ангкором, который хоть и в Камбодже, но тоже индуистский.
И Каджурахо меня не разочаровал. Было, как в описаниях: монументальные древние индийские храмы, эротическая скульптура, иллюстрирующая кама-сутру, и даже больше. Я остался очень доволен этой экскурсией в некогда затерянное, но теперь всемирно известное место.
Тур «Золотой треугольник» Индии и Каджурахо
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Сколько труда надо вырезать все эти скульптуры из камня, потрясающе.Спасибо за знакомство с Каджурахо.
Да, туда на создание храмов было потрачено много. Но в рабочей силе Индия недостатка не испытывала тогда, и сейчас не испытывает. Рад, что познакомил вас с храмами. Желаю Вам познакомится с Индией очно.
Спасибо,надеюсь.