Продолжаю свой рассказ о Ломбардии. Мы с вами уже прогулялись по столице Ломбардии Милану, потом переместились на 50 км восточней и посмотрели Бергамо. Настала очередь для достопримечательностей Брешии.

Едем в Брешию. Офис по туризму

Рано утром мы сели в Бергамо на электричку и через час вышли в Брешии (от Милана электричка, соответственно, идет 2 часа).
Брешиа находится между двух больших озер: Гарда и Изео. До известного курортного городка Сирмионе, расположенного на юге озера Гарда, можно доехать из Брешии на автобусе за час.

Брешиа вокзал

Вокзал в Брешии

Рядом со станцией находится офис по туризму, где любезная девушка выдала нам несколько информационных буклетов и карт. На одной из карт она тут же обвела фломастером основные достопримечательности Брешии. Мне показалось, что туристы здесь – не слишком частые гости. Во всяком случае, она была нам рада и снабдила всем, чем могла.

Развернув карту, мы увидели, что исторический центр Брешии представляет собой квадрат, обведенный по периметру бульварами. Прежде на месте бульваров располагались крепостные стены. Старый город лежит на равнине, и только в его западном углу находится Циднейский холм. На этом холме и зародился античный город, впоследствии названный римлянами Бриксией. Сейчас на холме стоит Циднейский замок, а вокруг него разбит парк.

Пьяцца Витториа- эпоха Муссолини

По центральной улице Грамчи мы дошли до просторной пьяцца Витториа. Площадь выстроена в неоклассическом стиле главным архитектором эпохи Муссолини — Марчелло Пьячентини. В Бергамо центр Нижнего города тоже построен по его проекту.

В Брешии площадь Виктории не менее помпезная, чем центр Бергамо с Пропилеями. Построена она в 30-е годы прошлого века. Центральное здание площади — Дворец Почты.

Брешиа, пьяцца Витториа

Пьяцца Витториа. В центре — Дворец Почты, Палаццо дель Посте

По обеим сторонам дворца Почты стоят башни: кирпичная Торрионе и беломраморная башня Революции.

Брешиа, пьяцца Витториа

У подножия башни Революции установлена трибуна. С нее выступал Муссолини

Брешиа, пьяцца Витториа

Торрионе

Удивительным образом архитектура диктаторских режимов разных стран имеет сходные черты: помпезность, монументальность, демонстрация мощи, строгость. Сравните Дом немецкого искусства в Мюнхене, Квадратный Колизей в Риме, ВДНХ в Москве, площадь Тяньаньмень в Пекине. Пьяццв Витториа в Брешии – из того же ряда.

Пьяцца делла Лоджиа – Возрождение

Проходим площадь Виктории насквозь и буквально через несколько метров оказываемся совсем в другой эпохе, среди ренессансных зданий 15-16 веков, выстроившихся по периметру Пьяцца делла Лоджиа.

Брешиа, пьяцца Лоджиа

Пьяцца делла Лоджиа

Главное здание пьяцца дела Лоджиа – Палаццо Лоджия, в котором сейчас находится мэрия Брешии.

Брешиа, пьяцца Лоджиа

Палаццо Лоджиа

Брешиа, пьяцца Лоджиа

Девиз города —  «Верная Брешиа»

Подобно Бергамо, в 15 веке Брешиа вошла в состав Венецианской республики. Для венецианского подесты (а также для заседаний Городского Совета и Коллегии нотариусов) было решено выстроить подобающий дворец. Проект палаццо предположительно принадлежал Донато Браманте. В качестве архитекторов при создании дворца выступали Антонио Палладио, Леон Баттиста Альберти, а также главный архитектор Венецианской республики Якопо Сансовино.

Дворец торжественный и представительный. Два этажа. Второй этаж вознесен на арках.

Брешиа, пьяцца Лоджиа

Проходя под арками, мы прочли, что вход в палаццо свободный, и не преминули зайти в мэрию Брешии.

Брешиа, палаццоЛоджиа

Поднимаемся по лестнице

На входе нас спросили, по какому мы вопросу. Мы сказали, что хотим посмотреть здание. К нам приставили девушку, которая и провели нас по дворцу. Даже завела в зал заседаний и показала след от бомбы, попавшей во дворец во время Второй мировой войны.

Брешиа, палаццо Лоджиа

Брешиа, палаццо Лоджиа

Брешиа, палаццо Лоджиа

Брешиа, палаццо Лоджиа

На другой стороне площади напротив Лоджии стоит изящное здание с аркадой и с часовой башней Оролоджо посередине. На крыше двое хранителей времени отбивают часы — бьют железными молотами по колоколу.

Брешиа, часовая башня

Башня Оролоджо с Хранителями Времени

С правой стороны Палаццо делла Лоджия привлекает внимание изящная лоджия с маленьким балконом.

Брешиа, палаццо Лоджиа

Рядом с ней — два здания Монте-ди-Пьета: Старое и Новое. Зайдя в Новую Пьету, мы обнаружили замечательные деревянные потолки с росписью.

Брешиа, пьяцца Лоджиа

На втором этаже здания проходила выставка старых фотографий, посвященных развитию альпинизма в Альпах.


Пьяцца Папы Паоло 6-го (пьяцца Дуомо) — Средневековье

С площади Лоджии, где располагались светские власти Брешии, мы переместились на соседнюю, узкую вытянутую площадь Папы Паоло 6-го, или площадь Дуомо, духовный центр средневековой Брешии.

Брешиа, площадь Папы Паоло 6-го

Площадь Папы Паоло 6-го

Кафедральных соборов на ней целых два, Старый и Новый.

Старый – цилиндрический храм из грубого серого камня – построен в 11-м веке. К сожалению, внутрь мы не попали, он был закрыт.

Брешиа, старый Дуомо

Старый Дуомо, или Ротонда

Новый Дуомо, с высоким беломраморным фасадом, строился с 1604 по 1825 годы.

Брешиа, новый Дуомо

Новый Дуомо

Брешиа, Новый Дуомо

Брешиа, новый Дуомо

Брешиа, новый Дуомо

Папа Паоло 6-й — уроженец здешних мест. В миру — Джованни Баттиста Монтини

Слева от Дуомо – бывшая городская ратуша Палаццо делль Бролетто с башней Пополо (13 век).

Брешиа, дворец Бролетто

Дворец Бролетто

Внутри палаццо сохранился очаровательный внутренний дворик с фонтаном.

дворец Броллето

Пьяцца ди Форо — Античность

Следующая площадь Пьяцца ди Форо значительно меньше предыдущих, а когда-то это был центр античного города Бриксия — во времени Римской империи здесь располагался форум. Римский форум представлял собой прямоугольник 40 на 120 метров, вытянутый с севера на юг.

Брешиа Пьяцца ди Форо

Пьяцца ди Форо

На северной (самой высокой) стороне форума возвышался Капитолийский храм, от которого сейчас остались развалины. Размеры разрушенного храма можно представить по фрагменту портала с колоннами.

Брешиа, Капитолийский храм

Руины Капитолийского храма

К сожалению, на территорию археологической зоны мы не попали. Вход под своды Капитолия осуществляется раз в час с перерывом на сиесту. Посещение длится 50 минут и стоит 4 евро. Мы как раз попали на сиесту. Пришлось удовольствоваться бесплатным посещением развалин римского театра, который находится тут же, за домами, справа от Капитолия.


Брешиа, руины римского театра

Руины римского театра

На южной стороне форума когда-то стояла базилика. Сейчас ее остатки можно найти в виде вкраплений мраморных плит в более поздние здания. Так, среди кирпичной кладки можно обнаружить мощные колонны, а из заштукатуренной стены выдаются каменные блоки.

DSC_5364 Брешиа, базилика

Следы античности можно найти и в окрестных двориках.

Брешиа, античные остатки

Слева от развалин Капитолия стоит Палаццо Мартиненго Чезареско 17 века, в котором сейчас разместился университет Брешии и выставочные залы. Со стороны площади Форо фасад дворца ничем не примечателен, а со стороны Капитолия находится представительный портал с орлами.

Портал выходит на улицу Музеев – via dei Musei, одну из главных улиц античного города.

Брешиа, виа деи Музеи

Улица Музеев

Монастырь Святой Джулии, музей Города Брешии

Немного пройдя по улице Музеев на восток, мы вскоре оказываемся около одной из самых впечатляющих достопримечательностей Брешии – а именно, около монастыря Святой Джулии и Сан-Сальваторе, который сейчас занимает Музей Города. Музей является объектом ЮНЕСКО.

Это огромный комплекс зданий, на который смело можно закладывать часа полтора-два. Как написано в музейном буклете, это 14 тыс. кв.м музейного пространства, на котором представлены 12 тыс. археологических находок, представляющих 3-хтысячелетнюю историю.

Брешиа, схема музея Святой Джулии

Схема музея — монастыря Святой Джулии

Женский бенедиктинский монастырь Сан-Сальваторе и Санта-Джулиа был основан в 753 году последним королем лангобардов Дезидерием и его женой Ансой. Прежде на этом месте располагалась римские виллы (Орталья и Нифео), их фрагменты были поглощены монастырем.

Строился монастырь до середины 15 века. Он включает в себя три церкви: Сан-Сальваторе, Санта Джулиа и Санта Мария ин Соларио, многочисленные переходы между ними, заполненные музейными экспонатами разных эпох, и три внутренних клуатра.

Стоимость билета в музей – 8 евро. Музей открыт вт-воскр 10-18 летом, 9-30 – 17-30 зимой.

В первых залах представлены артефакты Римского периода, среди которых наиболее ценными считаются бронзовая скульптура Виктории 1 в.н.э. и шесть бронзовых голов императоров 2-3 в.н.э.

Брешиа, скульптура Виктории

Перед скульптурой Крылатой Виктории проходит школьный урок

Пройдя длинную галерею, мы попадаем в полутемное, широкое, крытое пространство. Это обширная археологическая зона с руинами двух римских вилл 2-3 вв.н.э. Сохранилась мозаика на полах, внутренние стены, бассейн возле одного из домов, фрагменты фонтанов и фресок на стенах.

Брешиа, остатки римской виллы

Остатки римской виллы

Оцените многообразие узоров на полах античных вилл

DSC_5417 DSC_5419 DSC_5422 DSC_5425

Брешиа, римская вилла

Мозаичные узоры

За археологической зоной разбит монастырский сад, ограниченный старой крепостной стеной, окружавшей античную Бриксию, — впоследствии городская стена стала монастырской.

Далее проходим залы Раннего Средневековья и периода Коммуны и Синьории.

Брешиа, музей города

Один из барельефов

Брешиа, музей Города, клуатр

Клуатр

Поднимаемся по лестнице и попадаем в церковь Сан-Сальваторе, в самую яркую его часть – Хоры с фресками.

Брешиа, Хоры с фресками

Брешиа, Мавзолей

Мавзолей Мартиненго

Брешиа мавзолей

Брешия Хоры с фресками

Брешиа, фрески

С хоров смотрим на саму церковь Сан-Сальваторе. Сверху она представляется совсем простой, с почти не сохранившимися фресками.

Брешиа церковь Сан-Сальваторе

Церковь Сан-Сальваторе

Но, спустившись вниз, обнаруживаем, что и там есть на что полюбоваться.

Брешиа фрески

Фрески в церкви Сан-Сальваторе

Фрески в церкви Сан-Сальваторе

Спускаемся в крипту под церковью.

Крипта

Еще один переход вдоль второго клуатра. Экспозиция барельефов и скульптур Венецианского периода.

Смотритель нас направляет в церковь Санта Мария ин Соларио.

Брешиа церковь Соларио

После ярких жизнерадостных Хоров с фресками мы спускаемся в темную церковь с низкими сводами, в одном из залов которой собраны главные сокровища монастыря. Это – резной ларец Липсанотека из слоновой кости 4 в.н.э. и крест короля Дезидерия 8 в.н.э. – большой золотой крест, усыпанный крупными драгоценными камнями и камеями.

Брешиа крест Дезидерия

Церковь Санта Мария ин Соларио

церковь Санта Мария ин Соларио, Крест Дезидерия, Брешиа

Крест Дезидерия

Брешиа, Липсанотека

Липсанотека из слоновой кости

Да и сам зал с сокровищами похож на драгоценный ларец – фрески его восхитительны. А купол – глубокого синего цвета с вкраплением золотых светил – кажется бархатным.

Купол церкви Санта Мария ин Соларио

Собственно, Хоры с фресками в церкви Сан-Сальваторе появились по просьбам монахинь, восхищенных фресками церкви Санта Мария ин Соларио, созданным художником Флориано Феррамола.

Наконец, все музейные сокровища осмотрены и собраны на флешку фотоаппарата. В некотором изнеможении вываливаемся на улицу. Обедаем в кафе напротив башни Геркулеса (башня была построена из каменных блоков античного храма Геркулеса).

Циднейский замок

Выходим на узкую улицу-лестницу, круто забирающую вверх, и вскоре оказываемся выше крыш, вровень с куполами церквей.

Брешиа, подъем к замку

Крыши Брешии

Дорожка ведет нас через парк к вершине Циднейского холма, на котором стоит Циднейский замок.

Брешиа, Циднейский замок

Подходим к воротам замка

Проходим через ров и попадаем на территорию крепости-замка, которая оказывается огромной, с многочисленными бастионами, башнями, переходами, туннелями.

Брешиа, Циднейский замок

Брешиа, Циднейский замок

Внизу до горизонта тянется коричневое пространство черепичных крыш.

DSC_5587

DSC_5582

Вид на Брешию с Циднейского холма

Вид на Брешию с Циднейского холма

С севера возвышаются более современные, яркие здания, подпираемые на заднем плане горами.

Вид на Брешию с Циднейского холма

Под стенами кое-где устроены теннисные корты, спортивные площадки. В одной из башен замка, Мастио Висконтео, находится музей Старинного оружия. В башне сохранились руины римского храма (на месте которого был построен замок), а также фрески 16-го века.

DSC_5592

DSC_5606

DSC_5607

DSC_5617

Брешиа, замок

Брешиа замок

Побродить по зеленому холму – обширному городскому парку – было очень приятно и интересно.

Церкви Брешии

Дальше мы шли уже целенаправленно по церквям, отмеченных на карте и рекомендованных путеводителем.

Заходим в церковь Санта-Мария-делла-Калита — яркий образец местного барокко.

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

Санта-Мария-делла-Калита

За Палаццо Лоджиа пошли по корсо Мамели, мимо башни Торре делла Паллата — с фонтаном Бьяндоре у подножия(1596 г). Фонтан аллегорически изображает Брешию с ее реками.

Брешиа башняТорре делла Паллата с фонтаном Бьяндоре

Торре делла Паллата

Брешиа башняТорре делла Паллата с фонтаном Бьяндоре

Фонтан Бьяндоре

 

К церкви Санта-Мария деле Грацие мы подошли, когда там шла служба. Дымчато-коричневое пространство этой церкви мне показалось волшебным.

DSC_5683

Брешиа церковь С.М. делле Грацие

Церковь С.М. делле Грацие

DSC_5685

Из церкви, минуя маленький внутренний дворик, можно перейти в сантуарий, где хранится чудотворный образ Богородицы. Сантуарий – небольшая двухярусная капелла, с темно-синими сводами и легкими арками, и выглядит как царский чертог: таинственно и богато.

DSC_5694

DSC_5698

Сантуарий

Далее – восхитительная церковь Санта Мария деи Мираколи, чей резной беломраморный фасад Черчиль назвал непревзойденным по красоте.

церковь Санта Мария деи Мираколи

церковь Санта Мария деи Мираколи

Внутри она тоже очень хороша. Обильно украшена резьбой по камню.

церковь Санта Мария деи Мираколи

церковь Санта Мария деи Мираколи

церковь Санта Мария деи Мираколи

Увы, Мария Мираколи была последним объектом, который мы успели посмотреть в Брешии – стало смеркаться, пора было возвращаться в Бергамо. Хотя церковь Франциска Ассизского была недалеко от Мираколи, времени на нее уже не оставалось. Мы поспешили на станцию.

Резюме

Брешиа оказалась великолепной. Мы совершили путешествие по срезам Времен, в котором от античности до средневековья – два шага, а муссолиниевский неоклассицизм расположился в ста метрах от Ренессанса.

Одного дня на осмотр Брешии оказалось мало. Остались неохваченными: археологическая зона Капиталийского храма, Старый Дуомо-Ротонда (был закрыт), Музей старинного оружия в замке, несколько церквей 12-16 вв, пинакотека Тозио-Мартиненго (граф Тозио собрал коллекцию картин, среди которых есть работы Рафаэля, Лотто, а Мартиненго отдал свой дворец под городской музей).

Если про Бергамо мы что-то прежде слышали, видели фотографии, то Брешию представляли очень слабо, как-то она совсем не на слуху. Художественные богатства Италии задают такую высокую планку, что пробиться в первые ряды городу даже с такими яркими достопримечательностями, как Брешиа, совсем непросто. То, что в других странах являлось бы изысканным деликатесом, в Италии – повседневная пища. Так что можно безбоязненно отправляться в любой итальянский город старше 5-6 веков – этого времени вполне достаточно, чтобы он наполнился шедеврами архитектуры и искусства на благодатной, чудодейственной почве Аппенинского полуострова.

Отели в Брешии


Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура

  • Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye



Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов: