Продолжаю свой рассказ о Ломбардии. Мы с вами уже прогулялись по столице Ломбардии Милану, потом переместились на 50 км восточней и посмотрели Бергамо. Настала очередь для достопримечательностей Брешии.
Содержание
Едем в Брешию. Офис по туризму
Рано утром мы сели в Бергамо на электричку и через час вышли в Брешии (от Милана электричка, соответственно, идет 2 часа).
Брешиа находится между двух больших озер: Гарда и Изео. До известного курортного городка Сирмионе, расположенного на юге озера Гарда, можно доехать из Брешии на автобусе за час.
Рядом со станцией находится офис по туризму, где любезная девушка выдала нам несколько информационных буклетов и карт. На одной из карт она тут же обвела фломастером основные достопримечательности Брешии. Мне показалось, что туристы здесь – не слишком частые гости. Во всяком случае, она была нам рада и снабдила всем, чем могла.
Развернув карту, мы увидели, что исторический центр Брешии представляет собой квадрат, обведенный по периметру бульварами. Прежде на месте бульваров располагались крепостные стены. Старый город лежит на равнине, и только в его западном углу находится Циднейский холм. На этом холме и зародился античный город, впоследствии названный римлянами Бриксией. Сейчас на холме стоит Циднейский замок, а вокруг него разбит парк.
Пьяцца Витториа- эпоха Муссолини
По центральной улице Грамчи мы дошли до просторной пьяцца Витториа. Площадь выстроена в неоклассическом стиле главным архитектором эпохи Муссолини — Марчелло Пьячентини. В Бергамо центр Нижнего города тоже построен по его проекту.
В Брешии площадь Виктории не менее помпезная, чем центр Бергамо с Пропилеями. Построена она в 30-е годы прошлого века. Центральное здание площади — Дворец Почты.
По обеим сторонам дворца Почты стоят башни: кирпичная Торрионе и беломраморная башня Революции.
Удивительным образом архитектура диктаторских режимов разных стран имеет сходные черты: помпезность, монументальность, демонстрация мощи, строгость. Сравните Дом немецкого искусства в Мюнхене, Квадратный Колизей в Риме, ВДНХ в Москве, площадь Тяньаньмень в Пекине. Пьяццв Витториа в Брешии – из того же ряда.
Пьяцца делла Лоджиа – Возрождение
Проходим площадь Виктории насквозь и буквально через несколько метров оказываемся совсем в другой эпохе, среди ренессансных зданий 15-16 веков, выстроившихся по периметру Пьяцца делла Лоджиа.
Главное здание пьяцца дела Лоджиа – Палаццо Лоджия, в котором сейчас находится мэрия Брешии.
Подобно Бергамо, в 15 веке Брешиа вошла в состав Венецианской республики. Для венецианского подесты (а также для заседаний Городского Совета и Коллегии нотариусов) было решено выстроить подобающий дворец. Проект палаццо предположительно принадлежал Донато Браманте. В качестве архитекторов при создании дворца выступали Антонио Палладио, Леон Баттиста Альберти, а также главный архитектор Венецианской республики Якопо Сансовино.
Дворец торжественный и представительный. Два этажа. Второй этаж вознесен на арках.
Проходя под арками, мы прочли, что вход в палаццо свободный, и не преминули зайти в мэрию Брешии.
На входе нас спросили, по какому мы вопросу. Мы сказали, что хотим посмотреть здание. К нам приставили девушку, которая и провели нас по дворцу. Даже завела в зал заседаний и показала след от бомбы, попавшей во дворец во время Второй мировой войны.
На другой стороне площади напротив Лоджии стоит изящное здание с аркадой и с часовой башней Оролоджо посередине. На крыше двое хранителей времени отбивают часы — бьют железными молотами по колоколу.
С правой стороны Палаццо делла Лоджия привлекает внимание изящная лоджия с маленьким балконом.
Рядом с ней — два здания Монте-ди-Пьета: Старое и Новое. Зайдя в Новую Пьету, мы обнаружили замечательные деревянные потолки с росписью.
На втором этаже здания проходила выставка старых фотографий, посвященных развитию альпинизма в Альпах.
Пьяцца Папы Паоло 6-го (пьяцца Дуомо) — Средневековье
С площади Лоджии, где располагались светские власти Брешии, мы переместились на соседнюю, узкую вытянутую площадь Папы Паоло 6-го, или площадь Дуомо, духовный центр средневековой Брешии.
Кафедральных соборов на ней целых два, Старый и Новый.
Старый – цилиндрический храм из грубого серого камня – построен в 11-м веке. К сожалению, внутрь мы не попали, он был закрыт.
Новый Дуомо, с высоким беломраморным фасадом, строился с 1604 по 1825 годы.
Слева от Дуомо – бывшая городская ратуша Палаццо делль Бролетто с башней Пополо (13 век).
Внутри палаццо сохранился очаровательный внутренний дворик с фонтаном.
Пьяцца ди Форо — Античность
Следующая площадь Пьяцца ди Форо значительно меньше предыдущих, а когда-то это был центр античного города Бриксия — во времени Римской империи здесь располагался форум. Римский форум представлял собой прямоугольник 40 на 120 метров, вытянутый с севера на юг.
На северной (самой высокой) стороне форума возвышался Капитолийский храм, от которого сейчас остались развалины. Размеры разрушенного храма можно представить по фрагменту портала с колоннами.
К сожалению, на территорию археологической зоны мы не попали. Вход под своды Капитолия осуществляется раз в час с перерывом на сиесту. Посещение длится 50 минут и стоит 4 евро. Мы как раз попали на сиесту. Пришлось удовольствоваться бесплатным посещением развалин римского театра, который находится тут же, за домами, справа от Капитолия.
На южной стороне форума когда-то стояла базилика. Сейчас ее остатки можно найти в виде вкраплений мраморных плит в более поздние здания. Так, среди кирпичной кладки можно обнаружить мощные колонны, а из заштукатуренной стены выдаются каменные блоки.
Следы античности можно найти и в окрестных двориках.
Слева от развалин Капитолия стоит Палаццо Мартиненго Чезареско 17 века, в котором сейчас разместился университет Брешии и выставочные залы. Со стороны площади Форо фасад дворца ничем не примечателен, а со стороны Капитолия находится представительный портал с орлами.
Портал выходит на улицу Музеев – via dei Musei, одну из главных улиц античного города.
Монастырь Святой Джулии, музей Города Брешии
Немного пройдя по улице Музеев на восток, мы вскоре оказываемся около одной из самых впечатляющих достопримечательностей Брешии – а именно, около монастыря Святой Джулии и Сан-Сальваторе, который сейчас занимает Музей Города. Музей является объектом ЮНЕСКО.
Это огромный комплекс зданий, на который смело можно закладывать часа полтора-два. Как написано в музейном буклете, это 14 тыс. кв.м музейного пространства, на котором представлены 12 тыс. археологических находок, представляющих 3-хтысячелетнюю историю.
Женский бенедиктинский монастырь Сан-Сальваторе и Санта-Джулиа был основан в 753 году последним королем лангобардов Дезидерием и его женой Ансой. Прежде на этом месте располагалась римские виллы (Орталья и Нифео), их фрагменты были поглощены монастырем.
Строился монастырь до середины 15 века. Он включает в себя три церкви: Сан-Сальваторе, Санта Джулиа и Санта Мария ин Соларио, многочисленные переходы между ними, заполненные музейными экспонатами разных эпох, и три внутренних клуатра.
Стоимость билета в музей – 8 евро. Музей открыт вт-воскр 10-18 летом, 9-30 – 17-30 зимой.
В первых залах представлены артефакты Римского периода, среди которых наиболее ценными считаются бронзовая скульптура Виктории 1 в.н.э. и шесть бронзовых голов императоров 2-3 в.н.э.
Пройдя длинную галерею, мы попадаем в полутемное, широкое, крытое пространство. Это обширная археологическая зона с руинами двух римских вилл 2-3 вв.н.э. Сохранилась мозаика на полах, внутренние стены, бассейн возле одного из домов, фрагменты фонтанов и фресок на стенах.
Оцените многообразие узоров на полах античных вилл
За археологической зоной разбит монастырский сад, ограниченный старой крепостной стеной, окружавшей античную Бриксию, — впоследствии городская стена стала монастырской.
Далее проходим залы Раннего Средневековья и периода Коммуны и Синьории.
Поднимаемся по лестнице и попадаем в церковь Сан-Сальваторе, в самую яркую его часть – Хоры с фресками.
С хоров смотрим на саму церковь Сан-Сальваторе. Сверху она представляется совсем простой, с почти не сохранившимися фресками.
Но, спустившись вниз, обнаруживаем, что и там есть на что полюбоваться.
Спускаемся в крипту под церковью.
Еще один переход вдоль второго клуатра. Экспозиция барельефов и скульптур Венецианского периода.
Смотритель нас направляет в церковь Санта Мария ин Соларио.
После ярких жизнерадостных Хоров с фресками мы спускаемся в темную церковь с низкими сводами, в одном из залов которой собраны главные сокровища монастыря. Это – резной ларец Липсанотека из слоновой кости 4 в.н.э. и крест короля Дезидерия 8 в.н.э. – большой золотой крест, усыпанный крупными драгоценными камнями и камеями.
Да и сам зал с сокровищами похож на драгоценный ларец – фрески его восхитительны. А купол – глубокого синего цвета с вкраплением золотых светил – кажется бархатным.
Собственно, Хоры с фресками в церкви Сан-Сальваторе появились по просьбам монахинь, восхищенных фресками церкви Санта Мария ин Соларио, созданным художником Флориано Феррамола.
Наконец, все музейные сокровища осмотрены и собраны на флешку фотоаппарата. В некотором изнеможении вываливаемся на улицу. Обедаем в кафе напротив башни Геркулеса (башня была построена из каменных блоков античного храма Геркулеса).
Циднейский замок
Выходим на узкую улицу-лестницу, круто забирающую вверх, и вскоре оказываемся выше крыш, вровень с куполами церквей.
Дорожка ведет нас через парк к вершине Циднейского холма, на котором стоит Циднейский замок.
Проходим через ров и попадаем на территорию крепости-замка, которая оказывается огромной, с многочисленными бастионами, башнями, переходами, туннелями.
Внизу до горизонта тянется коричневое пространство черепичных крыш.
С севера возвышаются более современные, яркие здания, подпираемые на заднем плане горами.
Под стенами кое-где устроены теннисные корты, спортивные площадки. В одной из башен замка, Мастио Висконтео, находится музей Старинного оружия. В башне сохранились руины римского храма (на месте которого был построен замок), а также фрески 16-го века.
Побродить по зеленому холму – обширному городскому парку – было очень приятно и интересно.
Церкви Брешии
Дальше мы шли уже целенаправленно по церквям, отмеченных на карте и рекомендованных путеводителем.
Заходим в церковь Санта-Мария-делла-Калита — яркий образец местного барокко.
За Палаццо Лоджиа пошли по корсо Мамели, мимо башни Торре делла Паллата — с фонтаном Бьяндоре у подножия(1596 г). Фонтан аллегорически изображает Брешию с ее реками.
К церкви Санта-Мария деле Грацие мы подошли, когда там шла служба. Дымчато-коричневое пространство этой церкви мне показалось волшебным.
Из церкви, минуя маленький внутренний дворик, можно перейти в сантуарий, где хранится чудотворный образ Богородицы. Сантуарий – небольшая двухярусная капелла, с темно-синими сводами и легкими арками, и выглядит как царский чертог: таинственно и богато.
Далее – восхитительная церковь Санта Мария деи Мираколи, чей резной беломраморный фасад Черчиль назвал непревзойденным по красоте.
Внутри она тоже очень хороша. Обильно украшена резьбой по камню.
Увы, Мария Мираколи была последним объектом, который мы успели посмотреть в Брешии – стало смеркаться, пора было возвращаться в Бергамо. Хотя церковь Франциска Ассизского была недалеко от Мираколи, времени на нее уже не оставалось. Мы поспешили на станцию.
Резюме
Брешиа оказалась великолепной. Мы совершили путешествие по срезам Времен, в котором от античности до средневековья – два шага, а муссолиниевский неоклассицизм расположился в ста метрах от Ренессанса.
Одного дня на осмотр Брешии оказалось мало. Остались неохваченными: археологическая зона Капиталийского храма, Старый Дуомо-Ротонда (был закрыт), Музей старинного оружия в замке, несколько церквей 12-16 вв, пинакотека Тозио-Мартиненго (граф Тозио собрал коллекцию картин, среди которых есть работы Рафаэля, Лотто, а Мартиненго отдал свой дворец под городской музей).
Если про Бергамо мы что-то прежде слышали, видели фотографии, то Брешию представляли очень слабо, как-то она совсем не на слуху. Художественные богатства Италии задают такую высокую планку, что пробиться в первые ряды городу даже с такими яркими достопримечательностями, как Брешиа, совсем непросто. То, что в других странах являлось бы изысканным деликатесом, в Италии – повседневная пища. Так что можно безбоязненно отправляться в любой итальянский город старше 5-6 веков – этого времени вполне достаточно, чтобы он наполнился шедеврами архитектуры и искусства на благодатной, чудодейственной почве Аппенинского полуострова.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Спасибо за обстоятельный рассказ, как раз сейчас еду в Брешию. Последний абзац — в самую точку!
Ваши заметки по Бергамо, Брешии, Падуе восхитительны (то, с чем мы успели познакомиться). Превосходный изобразительный ряд. Увлекательно, профессионально (хотя я не романоязычна, но ценю чрезвычайно точность передачи названий и исторических реалий). Восторг от мест посещения органически переплетается с восторгом от рассказа. Огромная благодарность за труд.
Большое спасибо за отзыв, очень приятно.