Идея посетить в Амстердаме музей Амстелкринг возникла внезапно. Мы ехали на электричке из аэропорта в центр Амстердама, на прогулку по городу у нас было 5 часов (мы коротали время между рейсами). Мои друзья намеревались сходить в музей Ван Гога, я хотела прогуляться до музея Тропиков и музея НЕМО. Неожиданно в наши планы вкралась поправка. Ни до Ван Гога, ни до Тропиков мы в тот день так и не дошли.
Содержание
Церковь «Наш Господь на чердаке» и музей Амстелкринг
В электричке я листала путеводитель по Амстердаму и наткнулась на описание музея Амстелкринг. Оказывается, некий купец по имени Ян Хартман в 1661 году приобрел в Амстердаме три смежных дома, сложным образом соединил верхние этажи зданий и спрятал на таком объединенном чердаке католическую церковь.
В Амстердаме в те времена уже почти век как заправляли непримиримые кальвинисты, которые переделали все местные католические церкви в реформатские. Меж тем католиков в городе оставалось немало, и им нужно было где-то, хотя бы незаконно и тайно, собираться и совершать свои обряды.
Одним из таких потаенных мест и стал чердак дома правоверного католика Яна Хартмана. Среди посвященных людей, знавшим о существовании спрятанной церкви, она получила название «Наш Господь на чердаке» («Ons’ Lieve Heer op Solder”).
Службы в этой необычной католической церкви совершались в течение двух веков, а когда в 19 веке в стране настала веротерпимость и для католиков в 1888 году построили огромный храм Святого Николая, здесь, в том же 1888 году, был устроен музей Амстелкринг. «Амстелкринг» переводится как «Круг Амстела». Так называлась группа историков, которая ратовала за организацию музея в этом историческом здании и добилась своего.
Мне вспомнился дом Рябушинского в Москве на Малой Никитской (шедевр Федора Шехтеля). Всякий, кто бывал в этом доме, знает, что на чердаке этого дома скрывается домовая старообрядческая церковь. Пространство дома организованно сложно, крыша состоит из нескольких объемов – в полном соответствии с канонами модерна. Среди этих объемов, «продиктованных стилем», Шехтель так умело запрятал церковь, что снаружи никогда не заподозришь о существовании некоего тайного помещения.
В общем, стало мне любопытно взглянуть на «предшественника» дома Рябушинского.
Посмотрела по карте, где находится музей Амстелкринг, – в 10-ти минутах ходьбы от вокзала, в районе Красных фонарей. Предложила друзьям «зайти по дороге», и все согласились.
Как мы искали спрятанную церковь
Нашли мы музей не сразу. Просто наваждение какое-то. По GPS вышли в обозначенное место и даже видели лаконичную вывеску «Museum» (без всякого названия), но сам дом и его вестибюль настолько не вязались с представлениями о старинном голландском доме, что мы засомневались. Было полное впечатление какого-то безличного офиса.
Сделали еще пару кружков, сбегали на соседнюю улицу, на другой канал. Вернулись. Вошли. Выяснилось, это и есть музей Амстелкринг. Оказывается, в 2015 году рядом с домом Хартмана пристроили новый дом, в котором устроили кассу, кафе и сувенирный магазин. А уже из этого дома посетители по подземному переходу попадают в настоящий дом Хартмана. В общем, в наши дни эту церковь замаскировали еще сильней.
Адрес музея: Oudezijds Voorburgwal 38.
Лучший ориентир – Старая Церковь (Oude Kerk), они стоят на одном канале. Церковь остается за спиной, идем вдоль канала (канал справа) до дома 38.
Время работы музея Амстелкринг: пн-сб с 10.00 до 17.00, вскр с 13.00 до 17.00.
Музей закрыт 27 апреля («королевский день»). 1 января работает с 10.00 до 17.00.
Билет для взрослого стоит 10 евро, для детей с 5 до 18 лет – 5, меньше – бесплатно. В стоимость билета включен аудиогид (есть на русском).
Вот так дом Яна Хартмана смотрится снаружи.
Аудиогид интересный. Сначала идет вводная информация перед макетом дома – история возникновения церкви на чердаке..
Оказывается, таких тайных католических церквей в Амстердаме в то время было много, практически в каждом приходе (желтые точки на карте). Другое дело, что до 19-го века сохранилась только эта церковь.
Выходит, не слишком-то и притесняли в Амстердаме католиков. Первоначальная нетерпимость реформистов со временем смягчилась, и они, можно сказать, старались не замечать параллельного существования «потайных» католических церквей. Собираются – и ладно. Главное – не прилюдно, потихоньку. Согласитесь, трудно было бы держать в тайне сходки людей в определенное время в определенном месте. Непременно нашелся бы какой-нибудь соседушка и доложил бы куда надо.
После вводной части мы по подземному переходу перешли непосредственно в дом Хартмана.
Голландский дом изнутри
В Амстердаме я была внутри трех жилых домов (ныне они все – музеи): в доме Рембрандта, в доме Анны Франк и в доме Яна Хартмана. Все они построены по общему принципу: вытянутые комнаты с узкими окнами на канал или улицу, высокие потолки, крутые лестницы, соединяющие этажи. Помню, в доме Рембрандта была такая крутая лестница, что приходилось придерживаться за вертикальный канат.
Итак, проходим в жилище Яна Хартмана, человека, добившегося успеха и богатства своими руками. Начинал он учеником пекаря в немецком городке Кёсфельде. А в 42 года сумел себе купить три дома в центре Амстердама. На первом этаже дома был чулочный магазин. Выше располагались жилые комнаты, кухня, гостиная, столовая.
Минуем кухню. Среди посуды присутствуют изделия из делфтского фарфора.
Поднимаемся в большую залу, основное место семьи. К 42 годам у Хартмана было пятеро детей. Днем эта комната была гостиной, вечером становилась спальней. Стены покрыты плотной настенной тканью — для сохранения тепла.
Был в доме и зал приемов.
Мы поднимаемся все выше и наконец оказываемся в тайном помещении.
Церковь на чердаке
Довольно неожиданно после достаточно скромных жилых покоев увидеть такой большой зал. Во время служб здесь помещалось до 200 человек.
В алтаре — картина Якоба де Вита «Крещние Христа» (1716 г).
Церковный орган
За алтарем — маленькая часовня, посвященная Богородице
Какие выразительные лица:
Поднимаемся на второй ярус
Третий ярус
Под самой крышей
Вид на крыши соседних домов:
Башни католической церкви Святого Николая, которая сменила церковь на чердаке
Какое узкое и высокое помещение. Да, пожалуй, 200 прихожан здесь спокойно разместятся.
Капители
Спускаемся вниз. Проходим скромную исповедальню.
Сохранилась комната, в которой жил священник. Такие внутренние кровати-шкафы типичны для Голландии тех времен — в таком «шкафу» за створками было теплей.
Портрет первого священника этой церкви Петруса Парментира
В 49 лет Ян Хартман умирает. В завещании он написал, что комната пусть остается за Парментиром. Но, к сожалению, вскоре финансовые дела семьи пришли в упадок. Дом был продал, и старику тоже пришлось искать себе другое пристанище. Новые хозяева продолжали вести в церкви службы, но пригласили другого священника.
Последний зал музея отдан под экспозицию церковной утвари
Есть в музее и кафе:
В музее Амстелкринг мы провели около часа и нисколько не пожалели, что изменили свои планы и зашли сюда. Впрочем, в Амстердаме все музеи, в которых я была, любопытны и нетривиальны. О том, что мы еще посмотрели в Амстердаме, читайте здесь.
Необычные экскурсии в Амстердаме для семьи или компании
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Лена! Большое спасибо за Ваши описания и путешествий и особенно музеев ….Путешествуя в основном в группах и с ТТВ (и возраст и возможности ) хочется увидеть больше…. на музеи времени не хватает…..
Людмила, я тоже много (и с большим удовольствием) ездила с ТТВ и, надеюсь, еще поеду. В один из таких «наскоков» на Амстердам (правда, на два дня) мне удалось попасть и в музей Ван Гога, и в Рейксмузеум, и в дом Анны Франк. В другой раз — в дом Рембрандта. Главное — сразу отделяться от группы и идти по своему плану.
Да и в этот раз у нас было всего 5 часов в Амстердаме — пересадка между рейсами. Еще меньше времени, чем в автобусном туре.
Где-то я уже читала про эту церковь, даже подумалось, что у тебя))) Интересно, человек везде ищет воплощение своим желаниям, возможность быть в своей вере, в данном случае. И столько решено, и исполнено, да так серьёзно и красиво — прямо по-настоящему. Я только подумала: столько человек наверху в доме, и как-то выдерживали полы и перекрытия…
Голландцы вообще люди серьезные и основательные, такой город на сваях построили.Что уж им какие-то перекрытия. Сделали на совесть.