Нидерланды        518         4             

Амстердам, музей Амстелкринг. В поисках спрятанной церкви



Идея посетить в Амстердаме музей Амстелкринг возникла внезапно. Мы ехали на электричке из аэропорта в центр Амстердама, на прогулку по городу у нас было 5 часов (мы коротали время между рейсами).  Мои друзья намеревались сходить в музей Ван Гога, я хотела прогуляться до музея Тропиков и музея НЕМО.  Неожиданно в наши планы вкралась поправка. Ни до Ван Гога, ни до Тропиков мы в тот день так и не дошли.

 

Церковь «Наш Господь на чердаке» и музей Амстелкринг

В электричке я листала путеводитель по Амстердаму и наткнулась на описание музея Амстелкринг. Оказывается, некий купец по имени Ян Хартман в 1661 году приобрел в Амстердаме три смежных дома, сложным образом соединил верхние этажи зданий и спрятал на таком объединенном чердаке  католическую церковь.

В Амстердаме в те времена уже почти век как заправляли непримиримые кальвинисты, которые переделали все местные католические церкви в реформатские.  Меж тем католиков в городе оставалось немало, и им нужно было где-то, хотя бы незаконно и тайно, собираться и совершать свои обряды.

Одним из таких потаенных мест и стал чердак дома правоверного католика Яна Хартмана. Среди посвященных людей, знавшим о существовании спрятанной церкви, она получила название «Наш Господь на чердаке» («Ons’ Lieve Heer op Solder”).

Службы в этой необычной католической церкви  совершались в течение двух веков, а когда в 19 веке в стране настала веротерпимость и для католиков в 1888 году построили огромный храм Святого Николая, здесь, в том же 1888 году, был устроен музей Амстелкринг.  «Амстелкринг» переводится как «Круг Амстела». Так называлась группа историков, которая ратовала за организацию музея в этом историческом здании и добилась своего.

Мне вспомнился дом Рябушинского в Москве на Малой Никитской (шедевр Федора Шехтеля). Всякий, кто бывал в этом доме, знает, что  на чердаке этого дома скрывается домовая старообрядческая церковь. Пространство дома организованно сложно, крыша состоит из нескольких объемов – в полном соответствии с канонами модерна. Среди этих объемов, «продиктованных стилем», Шехтель так умело запрятал церковь, что снаружи никогда не заподозришь о существовании некоего тайного помещения.

В общем, стало мне любопытно взглянуть на «предшественника» дома Рябушинского.

Посмотрела по карте, где находится музей Амстелкринг, – в 10-ти минутах ходьбы от вокзала, в районе Красных фонарей. Предложила друзьям «зайти по дороге», и все согласились.

 

Как мы искали спрятанную церковь

Нашли мы музей не сразу. Просто наваждение какое-то. По GPS вышли в обозначенное место и даже видели лаконичную вывеску «Museum» (без всякого названия), но сам дом и его вестибюль настолько не вязались с представлениями о старинном голландском доме, что мы засомневались. Было полное впечатление какого-то безличного офиса.

Сделали еще пару кружков, сбегали на соседнюю улицу, на другой канал. Вернулись. Вошли. Выяснилось, это и есть музей Амстелкринг. Оказывается, в 2015 году рядом с домом Хартмана пристроили новый дом, в котором устроили кассу, кафе и сувенирный магазин. А уже из этого дома посетители по подземному переходу попадают в настоящий дом Хартмана. В общем, в наши дни эту церковь замаскировали еще сильней.

Адрес музея: Oudezijds Voorburgwal 38. 

Лучший ориентир – Старая Церковь (Oude Kerk), они стоят на одном канале. Церковь остается за спиной, идем вдоль канала (канал справа) до дома 38.

амстердам аудекерк

 

 
Время работы музея Амстелкринг: пн-сб с 10.00 до 17.00, вскр с 13.00 до 17.00.

Музей закрыт 27 апреля («королевский день»). 1 января  работает с 10.00  до 17.00.

Билет для взрослого стоит 10 евро, для детей с 5 до 18 лет – 5, меньше – бесплатно. В стоимость билета включен аудиогид (есть на русском).

Вот так дом Яна Хартмана смотрится снаружи.

амстердам музей

 

Аудиогид интересный. Сначала идет вводная информация перед макетом дома – история возникновения церкви на чердаке..

амстердам музей амстелкринг

 

Оказывается, таких тайных католических церквей в Амстердаме в то время было много, практически в каждом приходе (желтые точки на карте). Другое дело, что до 19-го века сохранилась только эта церковь.

амстердам музей

 

Выходит, не слишком-то и притесняли в Амстердаме католиков. Первоначальная нетерпимость реформистов со временем смягчилась, и они, можно сказать, старались не замечать параллельного существования «потайных» католических церквей. Собираются – и ладно. Главное – не прилюдно, потихоньку. Согласитесь, трудно было бы держать в тайне сходки людей в определенное время в определенном месте. Непременно нашелся бы какой-нибудь соседушка и доложил бы куда надо.

После вводной части мы по подземному переходу перешли непосредственно в дом Хартмана.

 

Голландский дом изнутри

В Амстердаме я была внутри трех жилых домов (ныне они все – музеи): в доме Рембрандта, в доме Анны Франк и в доме Яна Хартмана. Все они построены по общему принципу: вытянутые комнаты с узкими окнами на канал или улицу, высокие потолки, крутые лестницы, соединяющие этажи. Помню, в доме Рембрандта была такая крутая лестница, что приходилось придерживаться за вертикальный канат.



Итак, проходим в жилище Яна Хартмана, человека, добившегося успеха и богатства своими руками. Начинал он учеником пекаря в немецком городке Кёсфельде. А в 42 года сумел себе купить три дома в центре Амстердама. На первом этаже дома был чулочный магазин. Выше располагались жилые комнаты, кухня, гостиная, столовая.

Минуем кухню. Среди посуды присутствуют изделия из делфтского фарфора.

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Поднимаемся в большую залу, основное место семьи. К 42 годам у Хартмана было пятеро детей. Днем эта комната была гостиной, вечером становилась спальней. Стены покрыты плотной настенной тканью — для сохранения тепла.

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Был в доме и зал приемов.

амстердам музей амстелкринг

 

Мы поднимаемся все выше и наконец оказываемся в тайном помещении.

 

Церковь на чердаке

Довольно неожиданно после достаточно скромных жилых покоев увидеть такой большой зал. Во время служб здесь помещалось до 200 человек.

амстердам музей амстелкринг

 

В алтаре — картина Якоба де Вита «Крещние Христа» (1716 г).

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

 

Церковный орган

амстердам музей амстелкринг

 

 

За алтарем — маленькая часовня, посвященная Богородице

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Какие выразительные лица:

амстердам музей амстелкринг

 

Поднимаемся на второй ярус

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Третий ярус

амстердам музей амстелкринг

 

Под самой крышей

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Вид на крыши соседних домов:

амстердам музей амстелкринг

 

Башни католической церкви Святого Николая, которая сменила церковь на чердаке

амстердам музей амстелкринг

 

Какое узкое и высокое помещение. Да, пожалуй, 200 прихожан здесь спокойно разместятся.

амстердам музей амстелкринг

 

Капители

амстердам музей амстелкринг

 

Спускаемся вниз. Проходим скромную исповедальню.

Сохранилась комната, в которой жил священник. Такие внутренние кровати-шкафы типичны для Голландии тех времен — в таком «шкафу» за створками было теплей.

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Портрет первого священника этой церкви Петруса Парментира

амстердам музей амстелкринг

 

В 49 лет Ян Хартман умирает. В завещании он написал, что комната пусть остается за Парментиром. Но, к сожалению, вскоре финансовые дела семьи пришли в упадок. Дом был продал, и старику тоже пришлось искать себе другое пристанище. Новые хозяева продолжали вести в церкви службы, но пригласили другого священника.

Последний зал музея отдан под экспозицию церковной утвари

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

амстердам музей амстелкринг

 

Есть в музее и кафе:

амстердам музей амстелкринг

 

В музее Амстелкринг мы провели около часа и нисколько не пожалели, что изменили свои планы и зашли сюда. Впрочем, в Амстердаме все музеи, в которых я была, любопытны и нетривиальны. О том, что мы еще посмотрели в Амстердаме, читайте здесь.

 



Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

Поделиться в сетях:


  Метки:
Обсуждение: 4 комментария
  1. Людмила:

    Лена! Большое спасибо за Ваши описания и путешествий и особенно музеев ….Путешествуя в основном в группах и с ТТВ (и возраст и возможности ) хочется увидеть больше…. на музеи времени не хватает…..

    Ответить
    1. Людмила, я тоже много (и с большим удовольствием) ездила с ТТВ и, надеюсь, еще поеду. В один из таких «наскоков» на Амстердам (правда, на два дня) мне удалось попасть и в музей Ван Гога, и в Рейксмузеум, и в дом Анны Франк. В другой раз — в дом Рембрандта. Главное — сразу отделяться от группы и идти по своему плану.
      Да и в этот раз у нас было всего 5 часов в Амстердаме — пересадка между рейсами. Еще меньше времени, чем в автобусном туре.

      Ответить
  2. Где-то я уже читала про эту церковь, даже подумалось, что у тебя))) Интересно, человек везде ищет воплощение своим желаниям, возможность быть в своей вере, в данном случае. И столько решено, и исполнено, да так серьёзно и красиво — прямо по-настоящему. Я только подумала: столько человек наверху в доме, и как-то выдерживали полы и перекрытия…

    Ответить
    1. Голландцы вообще люди серьезные и основательные, такой город на сваях построили.Что уж им какие-то перекрытия. Сделали на совесть.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поездки по годам:
Подписка на новые рассказы

Введите Ваш e-mail адрес:

Страны
Яндекс.Метрика


Чтобы добавить сайт в закладки, нажмите Ctrl+D