Начала я рассказ о Люблине радостно и безмятежно, город мне показался нарядным и ярким, как конфетный фантик. Светило солнце, по улицам Старого города гуляли туристы, в церквях играли свадьбы. Передо мной была красивая картинка.
Потом, уже дома, разбирая фотографии и собираясь написать рассказ, я «погрузилась» в материал, и мне стало как-то не по себе.
Каждый город с долгой историей проживал и благополучные времена, и трагические, за каждым тянется кровавый след. Но как-то меня резанул контраст между безмятежным солнечным городком, оставшимся в моей памяти, и страшными событиями, ареной которых явился Люблин.
Все же начну с первого впечатления.
Содержание
Замковый холм. Часовня Святой Троицы
Итак, высадились мы на парковке. Зеленая травка, парк. Парк называется Подзамче, потому что раскинулся под стенами замка.
Сам замок – на Замковом холме.
На соседнем холме расположился Старый город. Холмы Замковый и Городской соединены длинным узким перешейком.
По лестнице поднимаемся на перешеек и направляемся к Замковому холму.
Замок выглядит новоделом. В 19-м веке его сильно перестроили.
Из старой «начинки» остались только башня-донжон 13-го века и часовня Святой Троицы 14-го века.
Подъем на донжон стоит 9 злотых. Сверху открывается вид на Старый город Люблина
Посещение часовни Святой Троицы производится по сеансам. На 12-тичасовой сеанс мест не было, купили билеты на сеанс в 14 часов (вернулись к замку после прогулки по Старому городу). Стоимость билета – 15 злотых.
Часовня считается одной из главных достопримечательностей города Люблина из-за своих уникальных фресок. Фрески выполнены в русско-византийском стиле, хотя сама церковь – католическая. Заказал такие фрески король Ладислав Ягайло. То ли оттого, что мать его была тверской княжной, то ли по внутреннему влечению, но вот нравились католическому королю византийские росписи.
Вообще Ладислав благоволил Люблину, при нем начался «золотой» век города, и даже право свободной торговли он дал Люблину на 20 лет раньше Кракова – в 1383 году.
Старый город
Переходим по перешейку по соседний холм
и через массивные Гродские ворота входим в Старый город – исторический центр Люблина.
Почти сразу же натыкаемся на остатки фундаментов.
Выглядят они аккуратно и оставлены на века – для памяти потомкам.
Прежде на этом месте стоял храм Архангела Михаила, но в 19-м веке он обветшал и был разобран. Оставили одни фундаменты, а над ними установили уменьшенную копию старого храма.
С этого места открывается отличный вид на замок.
Здесь мы впервые увидели, что кое-где на домах вместо окон выставлены фотографии людей. Фотографии бывших жильцов, погибших или пропавших во время Второй мировой войны.
Кружим по улочкам Старого Люблина, проходим мимо портала Доминиканского монастыря.
Выходим на площадь Рынок, которая имеется почти у каждого старого польского города.
В центре Рынка – официозное представительное здание: бывшая городская Ратуша, в которой с 15-го века разместился Коронный трибунал. Здание громоздкое, но взгляд на нем не задерживается. Взгляд скользит по периметру, по шеренге нарядных домов – один симпатичней другого.
Наиболее привлекательным является голубой прелестный дом с белыми «кудряшками» – дом Копоника.
Впрочем, и соседние хороши. Фасады украшены лепниной или росписями.
Дом Себастьяна Клоновича, местного воеводы и поэта, украшен портретами люблинских литераторов (и самого Клоновича в том числе – он слева).
Башня Тринитариев, музей религиозного искусства
В проеме между домами, на углу Рыночной площади возвышается башня Тринитариев. Это самое высокое сооружение Старого города, его высота – 64 м.
На башню можно подняться за 7 злотых.
В башне находится музей религиозного искусства.
Сверху открываются замечательные виды на исторический центр Люблина.
Архикафедральный собор
Пройдя под башней, попадаем прямо к архикафедральному собору Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова – великолепному барочному зданию, украшенному росписями. В нашу бытность в соборе проходило венчание, поэтому удалось поснимать только с краю.

Покружив еще по Старому городу, подходим к Краковским воротам. По левую сторону от ворот находится офис по туризму, где можно взять карту города с описанием достопримечательностей.

Краковское предместье
За Краковскими воротами начинается Краковское предместье. Старый Люблин быстро разрастался, за крепостными стенами появлялись новые районы, и в первую очередь дома строились вдоль дороги, идущей на Краков.
В Краковское предместье смещается центр города, и там же, сразу за воротами, в 1828 году возводится здание новой Ратуши – на месте пострадавшего от пожара монастыря кармелиток.

К новой Ратуше примыкает церковь Святого Духа. Возведена она была в 14-м веке при городской больнице. Больница не сохранилась, церковь перестроена в камне.

По левую сторону пешеходной улицы стоит фонтан, привлекающий многочисленных туристов. На фонтан передними ножками опирается бронзовый козел, символ Люблина. На гербе Люблина козел стоит на задних ножках перед виноградной лозой.

Литовская площадь
Справа начинается большая площадь-сквер – Литовская площадь, или Литевски. На зеленом холмике установлен черный обелиск с золотыми барельефами – в память об историческом событии. В 1569 году в Люблине, в трапезной Доминиканского монастыря была подписана так называемая Люблинская уния – об объединении Польши и Литвы в единое государство, Речь Посполитую.

За обелиском стоит конный памятник Пилсудскому.
Площадь замыкают три дворца: Чарторыжских, Любомирских и здание Люблинского воеводства, в котором сейчас размещается Университет Марии Складовской-Кюри.
Напротив обелиска – капуцинский костел Святых Петра и Павла, а за храмом начинается улица Капуцинок.

Переходим по ней на улицу Нарутовица для того, чтобы увидеть один из ранних храмов Люблина – Марии-Победительницы. Построен он был в 1426 году Ладиславом Ягайло в честь победы в Грюнвальдском сражении.

Напротив храма – люблинский театр Юлиуса Остерва.
По улице Нарутовица, мимо бернардинской церкви Павла и иезуитской церкви Петра (кажется, церкви всех орденов собраны на этом клочке земли) мы выходим на Кафедральную площадь и снова оказываемся перед башней Тринитариев.
Проходим через Старый город и выходим через Гродские ворота.
Впереди стоит замок. По обе стороны от перешейка – провалы.
Бывший еврейский квартал
Справа в низине между холмами устроена парковая зона. Слева полукругом выстроился ряд аккуратных домиков, а перед ним – автостоянка.

Когда-то Подзамче было тесно застроено. Здесь располагался еврейский квартал.
Первые евреи появились в Люблине в 14-м веке. В самом городе им жить не разрешили, они стали строиться под крепостными стенами, обживая пространство между холмами Замковым и Городским.
В какие бы польские города я ни попадала (крупные, конечно), в итоге всегда выяснялось, что в определенный период времени именно этот город являлся столицей государства.
Люблин тоже побывал официальной столицей Польши – недолго, правда, всего полгода: с июля 1944 по январь 1945, пока не освободили Варшаву.
А в 16-17 веках Люблин был негласной столицей польских евреев. Его называли «польским Иерусалимом». Здесь открылась первая еврейская типография (1547 год), строились синагоги, возникали учебные центры.
В 1656 году в Люблин вошли казаки и повстанцы Хмельницкого. В результате погромов еврейский квартал был разрушен.
Но польская знать сильно нуждалась в заемных средствах и, как могла, способствовала возрождению еврейской общины и восстановлению еврейского квартала.
С конца 18 века по начало 20-го еврейское население в Люблине составляло больше половины городского населения. До начала Второй мировой войны – около трети. В городе работали гимназии с преподаванием на иврите и идиш, библиотеки, выпускались газеты, открылся театр с постановками на идиш.
В сентябре 1939 года Люблин заняли немцы. В городе возникло еврейское гетто.
«Майдан» – слово тюркское, но в восточной Европе оно используется широко. «Майдан» – площадь, открытое место. «Майданек» – небольшой пустырь. Было такое место на окраине Люблина.
В июле 1941 года в Люблин прибывает Гиммлер. Вдоль границы с Советским Союзом решено организовать концлагеря для размещения советских военнопленных.
Особенно актуальны такие лагеря стали после Киевской операции, когда в окружение попали 4 советские армии, около 450 тыс. человек. Собственно, прибывшие военнопленные и строили бараки. Майданек разрастался. Он занимал территорию в 270 га и включал 22 барака.
С марта 1942 года в Майданек начали свозить евреев из Польши и Словакии. Заработали печи. Последнюю партию заключенных – около 300 человек – уничтожили за несколько дней до прихода в Люблин советских войск.
Сейчас в Подзамче ничего не напоминает о том, что когда-то здесь были жилые кварталы. На краю Люблина есть мемориальный комплекс Майданек, но в самом городе вы не найдете ни одной приметы, ни одной памятной таблички или столба, словно из истории с мясом выдрали страницу. Ну, жили в нашем городе какие-то люди, много их было и очень энергичные, долго жили, шесть веков, потом перестали жить. К нашей истории Люблина они не имеют никакого отношения.
Перечитала буклет, взятый в офисе по туризму. Всего одна фраза «Во время Второй мировой войны нацисты разрушили еврейские районы Подзамче и Веняву и убили большинство их обитателей».
Написано, что в апреле 2007 года Люблин получил статус исторического памятника. Всего в Польше 10 объектов имеют такой статус: Хельмно, Гданьск, Казимеж Долны, Краков, Люблин, Познань, Торунь, Варшава, Вроцлав и Замосч. Про дворцы, костелы, замки – написано. Что выдрана часть чужой культуры, уничтожены следы присутствия в этом месте чужого уклада – ни слова.
Остался у меня в душе осадок. Вот правда – чувство, что побывала среди декораций. Показали красивую вершину айсберга и убрали с глаз страшное. Я совсем не ратую, чтобы специально педалировать, нажимать на болевые точки – кому надо, тот съездит в Майданек. Но и делать вид, что ничего не произошло, как-то неправильно.
«А Мадонна шла по Иудее!
И все легче, тоньше, все худее
С каждым шагом становилось тело…
А вокруг шумела Иудея
И о мертвых помнить не хотела.
Но ложились тени на суглинок,
И таились тени в каждой пяди,
Тени всех бутырок и треблинок,
Всех измен, предательств и распятий… »
(А.Галич)
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Страшная история про времена Второй мировой войны. И то, что многое стало забываться. Из-за этого – огромная вероятность новой мировой войны.
даже не то что забываться. А как будто это чужая история, не имеющая к ним никакого отношения. Как будто все происходило в параллельном мире
Красивый и ухоженный город. Очень понравилось внутреннее убранство кафедрального собора. И с погодой повезло.
Действительно, смотришь и как-будто ничего никогда здесь не происходило страшного – кругом тишь и гладь. Не хотят делать акцента на трагических страницах истории? Где-то на территории Польши был в лагере мой отец.
город выглядит очень привлекательно. Конечно, никто не хочет выставлять напоказ страшное, и сам город ни в чем не виноват.
Действительно красивый и чистый город.Вообще, Польша заслуживает длительного знакомства, а то мы все проездом….
да, много там хорошего. В 2003-м году я ездила в Закопане на Новый год кататься на лыжах, так после этого просто заболела Польшей. Очень мне туда хотелось – и на Балтийское побережье, и на Мазурские озера, и в горы, и по историческим местам. А потом как-то остыла. Но, думаю, когда-нибудь побываю.
Спасибо, Елена, за рассказ про Люблин. Очень напоминает г.Гродно в западной белоруссии, где у меня много знакомых. Там тоже было всегда много евреев, и еврейское гетто во время войны, но об этом рассказывают и пишут много, там чтят историю. Поляки не хотят показывать страшные страницы их истории, потому что “лизоблюдничают” перед немцами, у них всегда внутренне присутствует чувство неполноценности и в зависимости от ситуации их руководство ведет себя соответствующе. Ведь помните историю с Освенцимом, которую освещали на телевидении довольно подробно.
Жду дальнейших рассказов о путешествии.
Может, не столько из-за немцев. Я думаю, не все гладко было в отношениях самих поляков с евреями на протяжении всей истории их сосуществования.
Цитаты из Википедии: “Против права жительства евреев в Люблине возражали его христианские жители, опасавшиеся конкуренции в ремесле и торговле”.
“Напряженность в отношениях между евреями и христианами резко обострилась в конце XVI–XVII вв. под влиянием контрреформации в Польше.” и т.д.
Лена здравствуй!
Будто снова побывала в этом прекрасном городе, но узнала у тебя намного больше!!
очень интересный рассказ.
Да память короткая у людей, или защитная реакция психики ? но ведь если забыть, то все может повториться((
Лид, я сама много чего узнала, пока готовила рассказ :). Вот почему (в том числе) мне нравится описывать увиденное – узнаешь много нового о тех местах, где побывал.
Елена, благодарю за чудесную прогулку по старому Люблину. Город – потрясающий! Судя по Вашим снимкам он сейчас помолодел, когда мы заезжали туда, некоторые здания были в лесах. Замковая часовня – это потрясающее произведение средневекового искусства. Мы видели фрески на готических сводах и в других местах, но масштаб, качество и состояние росписей в Люблине великолепны!
мне очень жаль, что я их не видела. А сам Люблин, действительно, потрясающий. Я даже не могла предположить.
Большое спасибо за подробный и эмоциональный рассказ об этом городе! Если есть другие отзывы я бы с удовольствием их почитала.
Про Люблин только один отзыв. Если вы имеете ввиду отзывы про другие города, то вот Содержание
Вам с погодой повезло. Ваш Люблин – солнечный, яркий, красочный. А в наше посещение лил дождь и город казался хмурым, мрачным, каким-то тревожным. Фотоаппарат приходилось прятать от дождя под куртку.
А что касается, последней части статьи, то мне, наоборот, показалось что поляки очень трепетно относятся к истории своей страны. Мы были в Варшаве накануне дня всех святых, и у каждой мемориальной таблички (а их довольно много) стояли зажженные лампадки и лежали цветы. А у памятника юному повстанцу, посвященному детям, участвовавшим в варшавском восстании 1944 года, мы видели как молодые поляки (мама и папа) учили своего трехлетнего сына зажигать лампадку. Вы и сами пишите, что есть мемориальный комплекс Майданек, фотографии бывших жильцов, погибших или пропавших во время Второй мировой войны выставляют в окнах. Т. е. помнят, не забывают.
да, погода была замечательная, слегка жарковато даже.
А про историю, конечно, поляки помнят, и особенно про тяжелые страницы, как и всякий народ, – и про Варшавское восстание, и про Катынь. Народная память долгая. Не помнят про то, что был Люблин “польским Иерусалимом”. Все же это было заметным периодом в истории города.
Все понравилось, кроме странного вывода, что в Люблине не помнят о Холокосте. Есть там и памятник евреям – жертвам гетто, и организации, занимающиеся сохранением памяти о еврейском населении, и экскурсии по еврейскому кварталу. Если вас действительно интересовала эта тема, надо было заказать в любой местной турфирме такую экскурсию.
Ну, вот я не почувствовала. Предварительно специально не интересовалась. Просто потом с удивлением прочла, что это была негласная столица польских евреев. Все же в других городах сохранились какие-то приметы, упоминания, а здесь – ни одной зацепки мне не попалось. Спасибо за добавление, буду знать.