Содержание
- Бухара или Самарканд?
- Немного истории
- Достопримечательности Бухары
- Городские ворота и мавзолей Саманидов
- Мавзолей Чашма-Айюб
- Боло-хауз
- Крепость Арк
- Зиндан
- Ансамбль Пои Калян
- Торговый купол Токи Заргарон
- Кош-медресе Улугбека и Абдулазиз-хана
- Торговая улица
- Мечеть Магоки-Аттори
- Ляби-хауз
- Жилая застройка старой Бухары
- Вечерняя Бухара
- Отель Азия Бухара
- Что посмотреть в окрестностях Бухары
- Как добраться до Бухары
Бухара или Самарканд?
Бухара успешно конкурирует с Самаркандом в номинации «Самый интересный город Узбекистана», причем в этом негласном состязании некоторые отдают пальму первенства Бухаре (для меня Самарканд всё же остается непревзойденным).
Самарканд ассоциируется с величественными медресе, мечетями и мавзолеями («город МММ»), с их роскошными порталами и высокими куполами. Цвет воспоминаний о Самарканде – глубокий синий, кобальтовый: перед глазами встают бесчисленные глазурованные темно-синие и фиолетовые поверхности, покрытые замысловатыми узорами. В Самарканде всё вывалено напоказ, всё являет могущество и великолепие.
Бухара по сравнению с Самаркандом приглушена, не сияет так победительно, основной ее цвет – желтый, цвет обожжённого кирпича из местной глины. В Бухаре тоже есть свой набор прекрасных ансамблей, но основное тело города – это лабиринт узких улочек, блуждая по которым, неожиданно натыкаешься то на потаенный мавзолей местного святого, то на старинные бани, а то вдруг окажешься на широкой площади с роскошными медресе.
Оба города были важными пунктами на Великом Шелковом пути, и впоследствии через них проходили торговые пути. Но именно в Бухаре сильно выражена его торговая направленность. Здесь много караван-сараев, и в Бухаре мы столкнулись с «токи» – крытыми многокупольными галереями-пассажами, в которым прежде располагались различные рынки. Впрочем, и сейчас токи используются в качестве рынков – там продают сувениры для туристов.
Немного истории
Поселение на месте современной Бухары возникло более 2 500 лет назад в низовьях реки Заравшан.
В центре Бухары на высоком насыпном холме располагается крепость Арк, основанная в IV-III веке до н.э.. Это административный центр города: с незапамятных пор здесь за крепостными стенами жили правители, а у подножия цитадели разрастался шахристан (медина), а за ним — рабад.
Как и всякий город с древней историей, Бухара имела несколько периодов возвышения и падения.
Период расцвета Бухары приходится на время правления Саманидов в IX-X веках. При дворе Саманидов процветали науки и искусства, здесь работал великий Авиценна, персидский поэт Рудаки, историк Наршахи, оставивший подробное описание ранней истории города. Большое развитие получила медицина: в Бухаре было даже специальное учебное заведение – медресе, где готовили врачей.
От этого времени сохранился уникальный памятник архитектуры — мавзолей Исмаила Самани.
В XII веке, при следующих правителях Караханидах были построены минарет и мечеть Калян. Из известных личностей в числе прочих в это время в Бухаре жил Омар Хайям.
В 1220 году город был разрушен Чингиз-ханом. И в течение последующего века монголы не раз наведывались в Бухару, каждый раз ее разоряя (последний раз – в 1316 году).
В городе начинает распространяться суфизм. Одним из самых известных суфиев Бухары был Бахауддин Накшбанди, основатель ордена Накшбандия.
Во время правления Тимура Бухара пребывала в тени Самарканда, тем не менее это было относительно спокойное время: город отстраивался, развивались ремесла и торговля, возникали новые суфийские мистические школы. Бухара становится духовным центром страны, и к названию города добавляется эпитет «Шариф» — «Священная».
При Улугбеке, внуке Тимура, в Бухаре в 1417 году было построено большое медресе, дошедшее до наших дней.
Очередной период возвышения Бухары начался после того, как династия Тимуридов сменилась новой династией Шейбанидов. При Убайдулле-хане Шейбани в 1533 году столица была перенесена из Самарканда в Бухару.
Шейбаниды большое внимание уделяли развитию ремесел, искусств и науки, много строили. Старый город Бухары, который мы сегодня видим, сформировался именно в период их правления – в XVI-XVII веках (с вкраплениями других эпох). Сам Убайдулла-хан был поэтом и певцом. Как написал один из историков, он «освежил зефиром справедливости и доброты обоняние мира». Его духовным учителем был шейх Абдулла Яманий (Йеменский), в честь которого хан построил медресе Мири Араб, действующее по сей день.
Развитие продолжалось и при последующих правителях – Аштарханидов (пришедших из Астрахани).
В 1868 году Бухара попала под протекторат России. Последний бухарский эмир во многом связывал свою жизнь с Россией, он обучался в Санкт-Петербурге, впоследствии купил там дом на Каменноостровском проспекте, построил дворцы в курортных городах Ялта и Железноводск. Однако в 1920 году вынужден был бежать из Бухары в Афганистан, где и прожил остаток жизни (до 1944 года).
В сентябре 1920 года Бухара была захвачена частями Красной Армии под руководством Фрунзе. При штурме города использовались бомбардировщики, которые нанесли непоправимый урон городу. Были разрушены многочисленные исторические памятники.
В октябре 1920 года была образована Бухарская советская республика, которая просуществовала 4 года, а в 1924 году была разделена между Узбекской, Таджикской и Туркменской республиками.
Достопримечательности Бухары
Начнем маршрут по достопримечательностям Бухары от западных ворот Талипач и будем двигаться в восточном направлении, по пути отклоняясь в разные стороны. Длина маршрута – около 4 км.
Главные достопримечательности Бухары
- мавзолей Саманидов
- мавзолей Чашма-Айюб
- ансамбль Бово-хауз
- цитадель Арк
- зидан
- ансамбль Пои Калян
- кош-медресе (двойное медресе) Улугбека и Абдулазиз-хана
- торговые купола
- ансамбль Ляби-хауз
Маршрут на карте
Городские ворота и мавзолей Саманидов
В середине XVI веке, при Шейбанидах, разросшаяся Бухара была обнесена очередной стеной.
От стены Шейбанидов осталось два фрагмента, в том числе – ворота Талипач, северо-западный вход в город, и примыкающий к ним кусок стены. Укрепления возводились из прессованной глины, укрепленной бревнами, которые выходили из стены по обе ее стороны (обычная практика для этих мест – подобные глиняные стены с бревенчатым каркасом мы увидим и у крепости Арк, и в Хиве).
Рядом с воротами Талипач вырыт пруд и разбит парк Саманидов (прежде парк носил имя Кирова). В разных углах парка вы найдете следующие достопримечательности: на северо-западе – уже виденные нами ворота Талипач, на северо-востоке – мавзолей Чашма-Айюб, на юго-востоке – кош-медресе XVI века Модари-хана и Абдулла-хана (кош – то есть двойное: медресе стоят друг напротив друга) .
Самый ценный архитектурный памятник находится в центре парка. Это мавзолей Исмаила Самани, построенный в начале X века на месте древнего зороастрийского храма Солнца.
Со временем вокруг мавзолея правителя образовалось большое кладбище, а сам мавзолей скрылся под наслоениями эпох, превратился в холмик, и благодаря этому сохранился, а в 20-х годах прошлого века был счастливо обнаружен, раскопан и явлен на свет божий. Территорию вокруг него расчистили и благоустроили так, чтобы представить этот архитектурный шедевр наилучшим образом.
Мавзолей построен из кирпича, и надо видеть, какими невероятными рельефными узорами покрыты стены мавзолея снаружи и внутри. Ромбы, кружочки, колонны, решетки на окнах – все они выполнены из кирпича. Издалека напоминает свитер грубой вязки.
Саркофаг внутри один, хотя, как выяснилось при раскопках, здесь три захоронения.
Стоит саркофаг не по центру, а смещен к самому входу, что якобы служит подтверждением, что здесь некогда располагался храм огнепоклонников, в центре которого возжигали огонь. В некоторых узорах мавзолея тоже присутствует символика зороастризма.
Мавзолей Чашма-Айюб
От мавзолея Саманидов идем в северо-восточный угол парка, к другому мавзолею – Чашма-Айюб.
Айюб, или библейский пророк Иов, для испытаний был передан Аллахом Шайтану, который посылал пророку разнообразные мучения и болезни, но пророк не переставал славить Аллаха. В своих странствиях Айюб добрел до Бухары. По научению посланного Аллахом Джабраила (Гавриила) пророк в определенном месте топнул ногой, и там забил источник воды. В Бухаре пророк и умер и был похоронен рядом с этим источником.
Сам мавзолей имеет странную форму. Прямоугольный, а на крыше водружены и низкий полусферический купол, и башенка, и высокий конус. Он состоит из трех частей, которые строились в разное время. В XII веке при Караханидах над могилой был построен небольшой мавзолей с конусообразный куполом, а колодец располагался за его стеной, под айваном (навесом). При Тимуре была построена вторая часть, внутри которой оказался и колодец, а при следующих правителях Шейбанидах в XIV веке к мавзолею был пристроен вестибюль.
Сейчас в вестибюле и около колодца размещен музей водоснабжения Бухары. В экспозиции представлены карты с расположением арыков, родников, хаузов (водоемов), бань в древней Бухаре, рассказывается о цистернах-сардобах, много исторических фотографий.
Напротив мавзолея возвышается современное футуристическое здание – мемориальный комплекс Имама аль-Бухари.
Мухаммад аль-Бухари родился в 810 году в Бухаре и к семи годам уже знал наизусть коран. Много путешествовал, 4 года жил в Мекке. Свою жизнь он посвятил сбору хадисов – изречениях пророка Мухаммеда, которые передавались в устной форме. На основе тщательного отбора он создал книгу «Сахих» — вторую по значимости для мусульман после корана.
Рядом с площадью, где стоят мавзолей и мемориал, находится большой рынок.
Мы же покидаем парк Саманидов и по улице Ашрафи направляемся на восток.
Боло-хауз
Сначала мы видим круглый купол зимней мечети, потом – коротенький, словно игрушечный минарет, водоем за ним,
и вот перед нами самая эффектная часть архитектурного ансамбля – летняя мечеть Боло-хауз, представляющая собой айван, поддерживаемый резными деревянными колоннами.
Ножки колонн внизу словно перехвачены узким кольцом, а вверху заканчиваются резными сталактитами. Да и сама поверхность колонн покрыта узорами. Мечеть Боло-хауз называют мечетью «сорока колонн».
Потолок айвана и его внешний край покрыты восхитительными узорами. Это самая красивая часть строения.
Мечеть Боло-хауз построили в 1712 году, и вплоть до революции она являлась главной (пятничной) мечетью Бухары. Минарет возвели лишь в 1917 году.
Свое название мечеть получила от водоема Боло-хауз. Слово «хауз» вы будете часто слышать в узбекских старинных городах, но никакого отношения к английскому «house» оно не имеет. Пишется «hovuz». Хаузы – это искусственные водоемы, которые в древности использовались для забора воды. Как правило, эти водоемы имеют скругленные углы и ступенчатые стенки. В музее водоснабжения имеется карта хаузов древней Бухары, водоем имелся практически в каждой махалле (слободе). Впоследствии многие из них были засыпаны, поскольку не содержались в надлежащей чистоте и служили источником заразы.
Боло-хауз, или Верхний водоем, благополучно дошел до наших дней. Обычно лучшие фотографии мечети получаются с дальнего края хауза, когда айван с колоннами отражается в воде.
За водоемом, на дальнем краю площади возвышается гиперболоидная башня Шухова, построенная в 1927-1929 годах как водонапорная. В 90-х годах к ней пристроили лифт, и сейчас башня является отличной смотровой площадкой.
С башни Шухова открывается новый вид на весь ансамбль Боло-хауз. Левей мечети, через улицу виднеется интересное здание со ступенями по главному фасаду – это местный театр. А еще дальше возвышаются порталы кош-медресе. Эти два медресе друг напротив друга построил в XVI веке Абдулла-хан II. Первое медресе он посвятил своей матери (Модари-хан, то есть «мать хана»), второе – себе (Абдулла-хан).
С другой стороны башни Шухова находится крепость Арк, бывшая резиденция бухарских правителей.
Перед крепостью некогда располагалась площадь Регистан. На площади, в частности, стояла и мечеть Боло-хауз. Сейчас Регистан по большей части застроен, а перед крепостью проходит оживленная городская улица Афросиаб.
Крепость Арк
Все здания, что на данный момент сохранились внутри крепости, относятся к XVII-XX веках. Очень сильно пострадала крепость во время взятия Бухары Красной Армией: крепость нещадно бомбили, так что до сих пор часть холма представляет собой пустырь, и даже крепостные стены восстановлены не по всему периметру. Общая площадь цитадели – 3,9 кв. км.
Поднимаемся по пандусу, проходим через ворота и почти сразу оказываемся перед мечетью XVIII века.
Красив ее айван, и в самой мечети потолок украшен резными узорами.
От мечети по узкому проходу под арками проходим в Коронационный зал (XVII века), представляющий собой открытый двор, в глубине которого на возвышении стоит кресло под балдахином.
В этом же дворе, в подвальном помещении располагалось казначейство и хранились монеты. Вход в казначейство охранял каменный лев.
Далее, пройдя через Двор приветствий, мы попадаем в здание, в котором в данный момент размещена экспозиция музея истории Бухары.
После музея посещаем Конюшенный двор, в котором помимо 15-20 лошадей эмира располагались канцелярия и склады дворцовой утвари, а также сидели барабанщики, готовые в любой момент дать сигнал для сбора народа на Регистане.
Собственно, это всё, что можно увидеть сейчас в крепости Арк.
Зиндан
Если обходить цитадель Арк с северной стороны, то недалеко от северо-восточного угла холма вы увидите древнюю тюрьму – зиндан. Формой она напоминает цитадель – такие же покатые стены из сырца вокруг холма, только размерами значительно меньше. В тюрьме можно посмотреть камеры, в которых содержались должники, а также колодец, в который бросали заключенных, обвиненных в более тяжких преступлениях.
Ансамбль Пои Калян
От юго-восточного угла крепости Арк подходим к очередному городскому ансамблю – Пои Калян.
Сначала мы видим заднюю часть мечети с лазоревым куполом,
потом выходим на широкую площадь, и перед нами открывается весь архитектурный ансамбль: высокий портал мечети Калян (1514 года) и стоящий напротив нее портал медресе Мири Араб (1530-36 годы постройки). Площадь замыкает невысокий купол медресе эмира Алимхана.
Доминанта ансамбля – высокий минарет Калян, самое древнее здание на площади: он был построен в 1127 году. Ствол минарета украшен поясами рельефных узоров из кирпича. Наверху минарет заканчивается сталактитовым карнизом.
Высота минарета Калян – 46,5 м, и его можно видеть из разных точек Бухары.
В вечернее время он подсвечивается.
Мечеть Калян в нашу бытность была закрыта, так что мы не увидели ее огромный внутренний двор, в котором могли молиться одновременно 12 тысяч верующих, ее михраб и галереи с мощными колоннами.
Стоящее напротив медресе Мири Араб до сих пор является действующим: там готовят имамов-хатибов, исламоведов, учителей арабского языка. Это средне специальное учебное заведение. Обучение в нем длится 4 года, после чего выпускников распределяют в различные мечети Узбекистана.
Во время нашей поездки это было единственное медресе, использовавшееся по назначению, остальные медресе, как правило, превратились в рынки.
По сторонам от входного портала медресе возвышаются два голубых купола. Под правым куполом находится мечеть, под левым – усыпальница, в которой похоронены Убайдулла-хан, Мири Араб и их родственники.
Мы прошли в переднюю часть медресе, полюбовались красивыми сводами и арками.
Проход во внутренний двор для туристов закрыт. Мы только видели через решетку, как студенты, будущие имамы, во время перемены рубятся в настольный теннис.
Потом перемена кончилась, и они поспешили на занятия.
Интересна история строительства медресе. Мири Араб переводится как «арабский эмир». Так называли Абдуллу Йеменского, видного духовного деятеля начала XVI века. Будучи сыном правителя Йемена, он отказался от трона и, привлеченный учением суфия Бахауддина Накшбанди, отправился в Бухару. Вскоре он достиг уровня наставника этого суфийского ордена, познакомился с Убайдуллой-ханом, тогдашним правителем Бухары и стал его духовным учителем.
Мири Араб инициировал строительство медресе напротив мечети Калян. Деньги на строительство медресе выделил Убайдулла-хан: нужная сумма была получена от продажи в рабство 3 тысяч пленных персов.
Медресе Алим-хана издалека производит впечатление старинного (низкий, словно вросший в землю купол, минимум украшательств), но при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что оно здесь самое недавнее сооружение. Действительно, медресе появилось при последнем бухарском эмире Алим-хане, который правил до 1920 года.
Сейчас в медресе размещается маленький музей, в котором можно видеть наглядный макет Бухары со всеми ее достопримечательностями.
Торговый купол Токи Заргарон
За медресе Мири Араб виднеется странное здание из желтого кирпича: с высокой входной аркой и многочисленными маленькими куполами, группирующимися вокруг высокого главного купола.
Это торговая галерея Токи Заргарон (XVI века) – первая на нашем пути. Всего их в Бухаре на данный момент четыре.
Каждая такая купольная галерея имела свою специализацию. В Токи Заргарон продавались ювелирные изделия. Сейчас ассортимент в разных токи примерно одинаков.
Не всем хватает место под куполом – рынок выплескивается наружу.
Кош-медресе Улугбека и Абдулазиз-хана
За купольной галереей мы видим новый ансамбль противостоящих друг другу медресе (кош-медресе).
Слева стоит медресе Улугбека, возведенное знаменитым внуком Тимура в 1417 году. Сейчас в нем находится музей каллиграфии. В нашу бытность оно было закрыто на реставрацию.
Напротив него возвышается медресе Абдулазиз-хана 1652 года постройки. Оно носит следы былого великолепия, но, как и его визави, нуждается в реставрации.
В самом медресе размещен музей деревянной резьбы. Представлены разнообразные резные шкатулки, мебель, двери, ставни, фрагменты деревянных потолков, решетки для окон и даже посохи дервишей.
Торговая улица
Возвращаемся к Токи Заргарона и идем на юг по улице Хакикат. Обилие караван-сараев и торговых куполов указывает, что мы находимся в центре торговой активности древней Бухары.
Галерея ковров, а за ним еще одно купольное строение – торговый павильон Тим Абдулла-хана. (тим, в отличие от токи, не имеет сквозного прохода).
И опять – рыночные ряды. Перед входом под арку: справа – мечеть Бозори корд XVI века, слева бухарская баня XVI века (до сих пор действующая).
Входим под своды самого большого купольного пассажа – Токи Тельпак-Фурушона, рынка «шапок и украшений».
Центральный купол поддерживают массивные колонны.
Днем Токи забит народом, но вечером пуст. Его арки и купола производят сильное впечатление.
Пройдя Токи Тельпак-Фурушок насквозь, мы оказываемся перед обширной археологической зоной, представляющей собой скопление раскопанных фундаментов. Из таблички узнаем, что с краю располагался банный комплекс.
По двум сторонам археологической зоны (она имеет форму прямоугольника) друг за другом следуют караван-сараи, однотипные кирпичные здания, в основном XIX века.
Мечеть Магоки-Аттори
За зоной раскопок виднеется вросшая в землю мечеть Магоки-Аттори, древнейшая в Бухаре (XII-XIV века). Чтобы подойти к ее входу, надо приспуститься по лестнице метра на 4 – такой высоты культурный слой здесь нарос за века.
Мечеть была построена на месте зороастрийского храма Луны (мы помним, что начали наш маршрут с мавзолея Саманидов, построенного на фундаменте храма Солнца). Стены портала украшены каменными узорами.
В мечети размещался музей ковров, сейчас в здании проводится реставрация.
А впереди у нас – еще один торговый купол Токи Саррафон, или «купол менял», самый маленький из виденных.
Под куполом сворачиваем налево и выходим на улицу Бахауддина Накшбанди.
Ляби-хауз
Пройдя буквально несколько метров, мы попадаем в очень приятное место. Перед нами Ляби-хаус – ансамбль, образовавшийся вокруг одноименного водоема.
Справа вдоль улицы располагаются бывшие караван-сараи, а теперь кафе и отели, за которыми раскинулся еврейский квартал. Течет арык Шахруд, через который переброшены мостики.
А вот и Ляби-хауз, давший название всему району. С противоположной стороны водоема расположились кафе: столики стоят и под навесом, и у самой воды.
Комплекс Ляби-хауз, включающий в себя водоем, медресе и ханаку (обитель дервишей), построил в 1619-1623 годах диванбеги Нодир (диванбеги – это должность казначея при хане). Здания так и называются: ханака Нодир Диванбеги и медресе Нодир Диванбеги.
Ханака красиво отражается в воде.
Стоящее напротив нее медресе отделено от пруда небольшим сквером, в котором стоит памятник Ходже Насреддину.
Медресе Нодир Диванбеги украшено узорами из глазурованных кирпичей и изразцами.
В верхней части портала изображены птицы. Такие изображения совсем нетипичны для суннитов. Ученые предполагают, что медресе возводили персы-шииты, у которых нет запрета на изображения животных.
Во внутреннем дворе медресе, как обычно, — многочисленные сувенирные лавки.
Через улицу от сквера находится еще одно медресе – Кукельдаш, построенное в 1569 году на деньги Кулбабы Кукельдаша.
Это одно из самых больших медресе в Средней Азии – недаром после взятия Бухары Фрунзе со своим штабом расположился именно в нем.
После цветастого соседа фасад и внутренний двор медресе Кукельдаш кажутся скучными, но внутри встречаются интересные своды.
Жилая застройка старой Бухары
Мы закончили обзор основных достопримечательностей Бухары. При этом почти все время наш маршрут проходил вдоль широких улиц. Меж тем весьма интересно отклониться от них и углубиться в кварталы исторической жилой застройки. Во время прогулок по узким лабиринтам улиц вас чуть ли не на каждом шагу будут ждать небольшие открытия: караван-сараи, медресе, синагоги, захоронения местных святых.
Обязательно прогуляйтесь к Чор-Минор – так называемым «четырем минаретам». Когда-то здание служило входом в медресе. Впоследствии медресе было разрушено, и осталась только надвратная часть, весьма необычная, увенчанная четырьмя короткими минаретами.
Каждый минарет имеет свой узор. Вокруг Чор-Минор остался небольшой сад с розами и совсем крошечный водоем.
На купол можно подняться и посмотреть на минареты вблизи.
Вечерняя Бухара
Отдельное удовольствие – прогулки по вечерней Бухаре.
По закоулкам старого города ходить, конечно, не очень приятно, улицы не освещены (хотя к Чор-Минор мы ходили и в темное время, вечером он выглядел сказочно). Зато по пешеходной зоне – от Ляби-Хауз через Токи Саррафон, мимо караван-сараев и зоны раскопок, через купольные галереи, к призывно светящему минарету Калян – можно гулять безо всякой опаски.
Отель Азия Бухара
Наш отель Азия Бухара располагался в историческом центре, прямо напротив археологической зоны и мечети Магоки-Аттори. И сам он стилизован под старинное медресе.
Отель понравился: просторные номера, хороший завтрак, красиво оформленные фойе и ресторан.
Но самое замечательное – его расположение: в двух шагах и Ляби-хауз, и пешеходная улица, ведущая к Пои Калян и к крепости Арк. Так что отель безусловно рекомендую. В любом случае, на мой взгляд, в Бухаре надо выбирать отель в районе Ляби-хауз.
По поводу ресторанов могу порекомендовать ресторан «Старая Бухара». Находился он рядом с нашим отелем.
В вестибюле ресторана висят фотографии посетивших этот ресторан знаменитостей: Жерара Депардье, Александра Васильева, Жириновского, Собчак, Орбана (президента Венгрии) и других. Кормят здесь, действительно, вкусно.
Что посмотреть в окрестностях Бухары
В 4-х км к северу от Бухары находится Ситораи Мохи Хоса — летняя резиденция бухарского эмира Али-хана, созданная в начале XX века. В резиденции можно посмотреть парк с павлинами, летний дворец, павильон и пруд перед гаремом.
В зданиях резиденции размещен музей декоративного искусства, где представлены образцы одежды, керамики, вышивки. Сам дворец оформлен не то, чтобы с роскошью, но с выдумкой и восточным изяществом и весьма приятен для глаз.
В 10 км к востоку от Бухары находится мемориальный комплекс суфия Бахауддина Накшбанди. Великий суфий, основатель одного из самых распространенных тарикатов (в исламе тарикат – это подобие монашеского ордена), умер в 1389 году, а спустя полтора века вокруг его захоронения Абдулазиз-хан начал строительство комплекса. Сейчас это место является объектом поклонения и паломничества для мусульман.
Необыкновенно хорош двор, в котором находится могила Бахауддина.
Двор окружен айваном, и какие же там великолепные узоры на потолках!
На западе от Бухары, в 5 км от города находится некрополь Чор Бакр, «город мертвых». Это на самом деле своеобразный город, с улицами, красивыми зданиями, центральной площадью и водоемом. Кладбище возникло еще при Саманидах, около тысячи лет назад. Основная часть зданий была построена в XVI веке.
Как добраться до Бухары
Самый простой способ попасть в Бухару — на самолете. В Бухаре имеется международный аэропорт, который находится на окраине города, в 5 км от центра. Добраться из аэропорта до центра Бухары можно на автобусе или маршрутке № 100, которые ходят каждые полчаса. Недорого обойдется и такси.
Если вы прилетели в Ташкент или в Самарканд, то до Бухары удобней всего добраться поездом.
От Самарканда до Бухары скоростной поезд «Афросиаб» идет около полутора часов. Посмотреть расписание и купить билеты можно на Яндекс.Путешествия.
Квартиры в Бухаре на Суточно ру
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.