Шахдаг — горнолыжный курорт № 1 в Азербайджане и один из лучших на Кавказе. Он был открыт в 2012 году на склонах Большого Кавказа вблизи российско-азербайджанской границы. Курорт Шахдаг создавался с оглядкой на топовые альпийские курорты и продолжает активно развиваться. Позиционируется как круглогодичный.
Как добраться до Шахдага? Где лучше селиться? Инфраструктура курорта Шахдаг, трассы, ски-пассы, рестораны, апрески. Что посмотреть в окрестностях? Чем заняться летом?
Содержание
Шахдаг – как добраться
Шахдаг находится на севере Азербайджана (его координаты — 41.322614, 48.148307). Ближайший к нему город – Кусары, или Гусар (Qusar).
От Баку до Шахдага – 215 км. Дорога от аэропорта занимает около 3 часов.
Добраться до Шахдага можно на такси или на арендованной машине. Таксисты за доставку на курорт берут 120-150 долларов за машину. Трансфер в Шахдаг.
Мы арендовали машину Hyundai Tucson за 80 манат в сутки (47$). 92 бензин стоил 1 манат/ литр (0.59$). Аренда авто в Баку
Дорога идет вдоль Каспийского моря. По пути можно посмотреть две природные достопримечательности: Агатовые горы Хызы и гору Бешбармак. А если вы едете из аэропорта Баку, будет удобно сделать остановки у башни в Рамане и розового озера Масазир.
Отели Шахдага. Структура курорта
Курорт Шахдаг имеет два уровня: нижний и верхний.
С нижнего на верхний можно подняться на канатке, переехать на машине или дойти пешком.
Нижний уровень
На нижнем уровне находится Shahdag Ski Resort, или ски-центр – закругленное здание с различными службами (кассы, прокат, спортивный магазин, кафе самообслуживания, инструкторы, фаст фуд).
Перед ски-центром – большая парковка.
С другой стороны эффектно раскинулась нижняя часть обширной зоны катания. От ски-центра в разные стороны отходят подъемники.
В этом здании также находится Hotel Zirve 3*. Для постояльцев отеля парковка бесплатная, а также бесплатно посещение СПА-центра в верхнем отеле Шахдаг СПА. Все постояльцы отмечают вкусные завтраки. Стоимость – от 65$ за ночь.
Верхний уровень
На верхнем уровне построены четыре отеля.
Три отеля стоят кучно: Pik Palace 5*, Park Chalet 5* и Shahdag Hotel & Spa 4*.
Это отличные современные отели со шведскими завтраками, СПА-зонами, ресторанами, прокатом лыж. Цены начинаются от 100$ за ночь в двухместном номере (в Парк Шале — от 200$).
От отелей есть выход к подъемнику гондольного типа . Возле гондольного подъемника есть также парковка
Отель Shahdag Hotel & Spa
Отель Pik Palace
Park Chalet
Чуть поодаль от этой роскошной тройки есть относительно бюджетный отель GAYA Residences 3*. Номера оборудованы мини-кухнями, завтраков нет. До склонов придется подъезжать на шаттле или своей машине. Стоимость – от 70$ за ночь.
Основная движуха по вечерам (апрески) происходит на верхнем уровне возле трех главных отелей: бассейны, СПА, рестораны, тренажерные залы, конные прогулки.
Чуть дальше от подъемников есть еще другие отели и гостевые дома, но их постояльцам уже потребуется машина, чтобы добираться до склонов.
Жилье в Кусарах
При наличии машины можно взять отель в соседнем городке Кусары и ездить на горнолыжный курорт на машине. Это будет значительно дешевле. Стоимость двухместного номера в Кусарах (Гусаре) начинается от 35$. В городе есть магазины и очень приличные недорогие рестораны. В некоторых отелях имеется прокат горнолыжного снаряжения, а хозяева с удовольствием предоставляют трансфер до горы и обратно – для них это хорошая возможность заработать.
Читала, что 80% катающихся на Шахдаге именно так и делают: снимают жилье в Кусарах. И мы были не исключением. Мы останавливались в Кусарах в отеле Fraish air boutige и остались довольны и отелем, и его замечательным хозяином.
Кусары – это длинный городок, вытянутый вдоль реки Кусарчай. Часть домов стоит внизу у реки, а большая часть города вознесена на узкую скальную ступень. Вариантов проживания в Кусарах предостаточно. Тем не менее, если собираетесь ехать в высокий сезон и хотите жить поближе к склонам или к ресторанам, бронируйте отель заранее.
Дорога от Кусар до Шахдага
От Кусар до Шахдага – 19 км по живописной дороге.
Выезжаем из города, и вскоре впереди появляются снежные вершины – сначала как прекрасное видение, потом всё явственней.
Переезжаем по мосту реку Кусарчай, и теперь справа тянется обрывистый берег реки, весь в складках из желтого песчаника.
Время от времени возникают одиноко стоящие гостевые дома и отели. Думаю, с развитием курорта они уже не будут так одиноки.
При подъезде к Шахдагу дорога раздваивается. Левая дорога ведет к нижним станциям канаток, горнолыжному центру и отелю Зирве.
Правая — к гондольному подъемнику и к отелям Пик Палас, Парк Шале, Шахдаг СПА и Гайя Резиденс.
Мы выбираем левую дорогу и вскоре паркуемся перед зданием Shahdag Ski Resort.
Прокат горнолыжного снаряжения и ски-пасс
На входе в прокат служащий оформляет заявку на снаряжение, где указывается, какое снаряжение вам нужно, ваш рост, вес и уровень катания.
Потом с этой заявкой вы подходите к разным стойкам и получаете: в одном месте шлем, в другом – ботинки, в третьем лыжи, палки, очки.
Кстати, шлем должен быть обязательно, без шлема на подъемник не пускают.
Цены на прокат снаряжения в Zirve:
- Шлем – 10 манат (6$)
- Ботинки — 19, лыжи, палки (средний уровень катания) – 31, итого — 50 манат (30$)
- Очки – 12 манат (7$)
Еще есть прокат в отеле Shahdag Hotel & Spa, там цены выше. Мы брали в Zirve, вполне довольны.
Цены на скипасс:
- На день – 42 маната (25$)
- На полдня – 32 маната (19$)
- Прогулочный – 18 или 20 (два варианта)
Если брать скипасс на несколько дней, то цена за день будет меньше.
Так, скипасс на 5 дней катания стоит 126 манат, или 74$. Получается за день всего 15$.
Детский скипасс (с 6 до 11 лет) — примерно на 15% дешевле взрослого.
Цены божеские, прямо скажем. Ощутимо ниже, чем на Красной поляне. За месяц до Шахдага я каталась в Домбае – там цены примерно такого же уровня (скипасс на день в Домбае стоил 2700 руб, или 30$). Только условия на Шахдаге значительно лучше.
Катание на Шахдаге
Теперь о самом главном: подъемниках и трассах.
Горнолыжный курорт Шахдаг находится на высоте 1435 м. Зона катания – до 2550 м.
Перед поездкой я смотрела фотографии курорта и как-то не впечатлилась. Вне трасс виднелась бурая земля, снега мало.
Что в действительности.
Да, курорт не очень высокий, трассы с искусственным снегом.
При этом качество трасс идеальное. К полудню снег почему-то не раскисает, лишь становится мягче (с утра жесткий вельвет).
Всё оборудовано на высшем уровне: подъемники, разметка, ограждения. Подъемники современные, с колпаками. Вдоль трасс стоят вешки. Вдоль обрывистого края обязательно натянута красная высокая сетка.
Мне даже показалось, что проявлена излишняя бдительность. Скажем, едешь по трассе, а впереди в центре склона установлен предупреждающий стенд. Сбавляешь скорость, приближаешься. Думаешь, то ли камни за щитом, то ли яма. Оказывается, просто меняется крутизна склона, перегиб.
Трасс пока не очень много, но ведутся работы по созданию новых.
Фрирайда мало, поскольку вне трасс попадаются куски земли.
Но там, где снег есть, народ не упускает возможности покататься вне трасс.
Я как-то поднималась на фуникулере с чехом из Праги, и мы разговорились. Он сказал, что ездит на Шахдаг уже четвертый год, и с каждым годом курорт становится все лучше, количество трасс увеличивается, строят гостиницы.
Я спросила, почему он ездит в Азербайджан, а не в Альпы? Чех ответил, что по сравнению с Альпами здесь дешево, само катание отличное, народу мало, вкусная и дешевая еда в ресторанах.
Народу в Шахдаге, действительно, мало. Никогда еще не видела такого малолюдного горнолыжного курорта. Всё время практически спускаешься в одиночестве.
Никаких очередей на подъемник. Это было так странно! Почему-то горнолыжные курорты Азербайджана никак не рекламируются. Впрочем, и после посещения Баку я тоже удивлялась, почему так мало говорят о достоинствах этого города.
Но наши уже потихоньку разведывают это место. Встретила на склоне компанию русских ребят. Они тоже были в восторге от катания, качества трасс и малолюдья.
Еще один большой плюс для горнолыжников – здесь почти нет сноубордистов. Дело в рельефе курорта – он волнистый, с перегибами, и между крутыми участками попадаются долгие пологие переходы, на которых лыжникам приходится толкаться, а вот досочникам ничего не остается, как преодолевать эти переходы пешком.
На подъемниках все охотно общаются. Так, помимо наших и чеха, я пообщалась с шотландцем, с ребятами из Дубая, и даже встретилась такая экзотика, как горнолыжник-египтянин.
А еще на курорт привезли несколько машин азербайджанских военных. Часть из них что-то строила на склоне, а другую часть отправили осваивать горные лыжи. Новички учились в сторонке, на отдельном подъемнике. А продвинутые катались с инструктором.
В середине дня на склоне появились местные горнопляжники, а также туристы из Баку, которые прибыли на Шахдаг на экскурсию. Они брали пешеходные билеты и поднимались наверх. Наверху, действительно, очень красиво. Горы здесь слоистые, вдалеке виднеется снежный пик Шахдаг, на склонах которого и разбит горнолыжный курорт.
Еда на склоне
На узловых станциях подъемников построены рестораны.
Популярностью пользуется ресторан на 2351 м. Там отличная смотровая площадка.
Мы же обедали внизу. Вдоль здания горнолыжного центра стоят палатки с едой. Можно выбрать что-то на свой вкус.
Либо сходить в кафе самообслуживания.
После катания мы ехали в свои Кусары и там уже ходили в ресторан Nord. Порции огромные, очень вкусно.
Вот так выглядит садж на двоих: в центре блюда – куски тушеной баранины с овощами, по краям – печеный картофель и баклажаны.
Под блюдом – горячие угли, чтобы не остывало.
Туман
За неделю до нашего приезда (конец февраля – начало марта) погода на курорте стояла устойчиво солнечная. В это время на Шахдаге катались мои знакомые и присылали завлекательные фото.
К нашему приезду прогноз испортился, обещалась облачность.
К счастью, облака спускались на курорт только во второй половине дня. До обеда светило солнце. А часам к двум наползало облако.
Причем на самой верхней станции светило солнце. Катишься, кругом красота, потом въезжаешь в облако и тут уже двигаешься практически на ощупь. Садишься на креселку, в непроглядном тумане едешь вверх, и в какой-то момент снова оказываешься над облаками, среди залитых солнцем гор. Такие контрасты.
Пару раз спустилась донизу. И в полной мере оценила, как хорошо, что яркие вешки стоят вдоль трассы достаточно часто.
В таком тумане хочется, чтобы впереди тебя кто-то ехал и указывал путь. Я как раз догнала военнослужащих с инструктором и старалась от них не отставать.
На подъемнике народ спрашивал у инструктора: «Второй день уже катаемся, и вчера, и сегодня после обеда наползает туман. Так всегда бывает или это нам так повезло?»
Инструктор ответил, что за месяц у них обычно бывает 5-6 таких облачных дней .
Мы спросили, когда на Шахдаге лучший сезон. Он ответил, что обычно январь, но конкретно в этом январе снега было мало. В общем, никакой определенности.
Понятно, что погоду надо мониторить. И все равно не угадаешь. Если бы знать, что после обеда будет туман, то выгодней брать скипасс только на первую половину дня.
Шахдаг летом
Курорт считается круглогодичным. Летом здесь ходят в трекинги, занимаются альпинизмом, ездят на горных велосипедах.
Чуть дальше курорта Шахдаг находится село Лаза с водопадами.
Популярны маршруты на вершину горы Шахдаг (высотой 4243 м).
В 20 км от Шахдага находится другой горнолыжный курорт Азербайджана – Туфандаг. Оба они расположены в Национальном парке Шахдаг. Прямой дороги между ними нет. Возможно, есть (или будет) летний трекинговый маршрут.
Вообще в этих красивейших местах просто напрашивается создание разнообразных пеше-горных маршрутов. Например, до высокогорного села Хыналыг — одного из самых интересных мест Азербайджана.
Из круглогодичных развлечений – конные прогулки, родельбан, квадроциклы, полеты на парапланах, боулинг, кинозал.
Отзыв о Шахдаге
Шахдаг стал для меня открытием. Я была просто в восторге. Курорт европейского уровня. Отличные интересные трассы и мало народа! Всё сделано по уму. Еще бы трасс побольше, и цены бы ему не было.
Относительно недолгий трансфер (3 часа от Баку). Трансфер из Баку в Шахдаг
Сам Баку прекрасный, можно после катания там остановиться на пару дней. Экскурсии в Баку
Прокат машин в Баку на Localrent. Localrent работает с местными прокатными фирмами, у них большой выбор, хорошие цены и низкие депозиты (мы оставляли 100$).
В Баку летают Аэрофлот и Azal. Виза не нужна. Авиабилеты на Aviasales
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.