Старинные аварские села Гоор и Кахиб находятся в четырех километрах одно от другого. Однако, чтобы добраться до них, придется от реки, с самого низа ущелья, долго подниматься по крутому, пыльному серпантину. Путь неприятный, утомительный, но когда наконец оказываешься на узком плато Гоора или в укромном ущелье Кахиба, в окружении башен и руин домов, среди невероятных пейзажей, то совершенно не жалеешь о потраченных на дорогу усилиях.
Итак, старый Гоор и старый Кахиб. Добавления к названиям «старый» в данных случаях обязательны, поскольку именно старые аулы Гоор и Кахиб находились в труднодоступных, но исключительно красивых местах. Современные Гоор и Кахиб откочевали на более удобные пологие склоны и находятся примерно в километре от своих предшественников.
Начнем по порядку – со старого Гоора.
Содержание
Старый Гоор
Дорога
Утром мы посмотрели Карадахскую теснину, потом двинулись дальше – вверх по ущелью вдоль реки Аварское Койсу.
В селе Хебда переехали по мосту реку и стали подниматься по склону.
Гоор и Кахиб на карте
Дорога – узкая гравийка, иногда с неприятно крутыми поворотами. Да еще в нескольких местах производились работы, приходилось объезжать технику. Такое впечатление, что в связи с наплывом туристов в Дагестан власти решили проложить нормальные дороги к популярным достопримечательностям.
Миновали новый Гоор, который выглядел вполне благополучным. На спортплощадке парни играли в волейбол, на улицах было много детишек, никаких признаков запустения.
Наконец вдалеке показались оборонительные башни старого Гоора.
В начале дороги на старый Гоор стоял мальчишка и собирал дань – 100 рублей с машины. Сказал, что так велел местный глава. Дорога была перегорожена цепью, которую мальчишка снимал после произведенной оплаты.
Под одной из башен устроена небольшая парковка – машин на 8-от силы 10.
За парковкой и наверху есть крытые веранды, где можно выпить местного травяного чая, съесть пирожок.
Оставив машину, мы отправились смотреть заброшенный аул.
Экскурсии с посещением сёл Гоор и Кахиб
Экскурсия по старому Гоору
На парковке к нам подошел местный дедушка и предложил себя в качестве гида. Сказал, что он заслуженный учитель. Цену сначала назвал в 500 рублей, но потом легко согласился на 300.
Некогда в селе Гоор стояло 7 боевых башен, они были построены в 16-18 веках. До нашего времени дошли три башни. На одну из них, самую низкую, можно залезть.
Дедушка нам рассказал, что на этом склоне был особый микроклимат, который позволял получать хороший урожай даже в засушливые годы, когда в соседних ущельях все выгорало. Поэтому и были построены сторожевые башни, чтобы предупреждать набеги из соседних аулов, жители которых оставались без урожая и были вынуждены грабить соседей.
Само село Гоор располагалось на узком плато – столь узком, что в некоторых местах усадьба одной стороной выходила на одну сторону ущелья, а другой – на противоположную (под словом “усадьба” я имею в виду дом и двор с хозяйственными постройками).
Руины домов
Все дома – однотипные, стены их сложены из узких камней, подогнанных друг к другу
При виде этой сельской улицы мне вспомнилась византийская Мистра
Соседний склон изначально был занят под поля и сады.
Переселяться с узкого плато на соседний склон люди стали сравнительно недавно – во второй половине прошлого века. Дедушка сказал, что массовое переселение началось после того, как там построили новую школу. Да и в целом, склон, на котором сейчас располагается новый Гоор, значительно удобней и больше приспособлен для жизни. Он пологий и широкий, село тянется по нему ровной лентой.
Старожил указал нам также на дальний склон, довольно крутой, но изрезанный узкими террасами. На нем тоже, оказывается, что-то выращивалось.
Из села к этому склону ведет тропка. Я подумала, что нужно иметь определенное мужество, чтобы пройти по этой тропке, не говоря уж о том, чтобы работать на узких террасах.
Тропинка, ведущая к склону с террасами, начиналась за калиткой.
Мы вышли за калитку, слегка приспустились по тропе и посмотрели на Гоор снизу. Но дальше идти по ней не решились, вернулись обратно.
Я ожидала, что мы пойдем по плато вверх, выше башен, но дедушка повел нас вниз.
Про историю села от нашего экскурсовода мы ничего толком не узнали. Рассказ его состоял в основном из его детских воспоминаний, где что в селе находилось. При этом дедушка бесстрашно присаживался на край обрыва или подходил к самому краю.
Он показал нам руины бывшего своего дома, показал место, где проходили сельские праздники и игрались свадьбы. Место, надо заметить, довольно узкое, прямо-таки метров 10 шириной прямо под обрывом. На обрыве рассаживались зрители, а внизу игрались свадьбы.
Я спросила, не было ли несчастных случаев, когда кто-нибудь случайно падал в пропасть. Дедушка ответил, что на его памяти был единственный случай, когда его одноклассница в выпускном классе ответила отказом сватавшемуся к ней односельчанину. Семья оскорбленного жениха пустила о девушке дурные слухи, и та шагнула с обрыва. Наш провожатый рассказал, что когда он спустился к телу погибшей девушки, то ему запомнилось, что на руке тикали часики, а рука была уже холодна.
Среди руин выделялось длинное одноэтажное строение с рядом полукруглых окон – пожалуй, единственное сохранившее здание в старом Гооре.
Здание оказалось мечетью-святилищем. Здесь были похоронены три местных шейха, в память о которых перед входом в мечеть установлены доски с арабской вязью.
Вышедшие из мечети девушки угостили нас конфетами, чтобы мы почтили память этих шейхов. Внутрь нас тоже пригласили войти, но мы не пошли, только заглянули с порога.
За мечетью начиналось кладбище.
“Язык тролля” по-дагестански
Меж тем плато все более сужалось. Левый его край резко обрывался. На краю обрыва выделялось несколько уступов, которые туристы называют «языки тролля» – по аналогии со знаменитым «языком тролля» в Норвегии.
Здешние «языки» не такие длинные и узкие, как норвежский, однако тоже можно найти отличный ракурс для фото. Да и само плато, на котором стоит старый Гоор, напоминает по форме длинный узкий язык.
Обычно большинство туристов скапливаются возле первого «языка», там стоит очередь на фотографирование.
Однако ниже по склону есть еще тройка скальных выступов. И один из них очень эффектный: в его очертаниях ясно различим человеческий профиль.
У последнего «языка» дедушка рассказал, что под ним находилась их «детская площадка». Посмотрите, на какой узкой полочке под скалой играли дети.
Расставшись с нашим провожатым, мы спустились до конца плато,
а потом пошли обратно
По дороге наблюдали фотографирующихся на «языках». Кто-то бежал на утес отважно, кто-то буквально заползал.
Мы тоже поснимались, не слишком экстремально, правда.
Около мечети мы встретили еще одного местного жителя, с которым вышел интересный разговор. Он рассказывал о прежнем житье-бытье в старом Гооре, об окрестных селах. Поговорили о Кавказской войне, обсудили Шамиля и Хаджи-Мурата.
Потом мы поднялись в верхнюю часть села.
Верхняя часть плато усеяна обломками домов
Напоследок залезли на башню
Вид с нижней башни
Нагулявшись по Гоору, отправились в соседнее село Кахиб.
От Гоора до Кахиба
Расстояние от Гоора до Кахиба небольшое, но рельеф заставляет выписывать загогулины. В паре мест нам встретился асфальт, а так мы ехали по грунтовке.
В новом Кахибе самое представительное здание – туберкулезный санаторий. Перед ним тоже положен асфальт.
Грунтовка заканчивается на небольшой площади нового Кахиба, у двухэтажного здания с высоким крыльцом и деревянной верандой на втором этаже.
На этой площади устроена импровизированная стоянка. Народ оставляет машины и дальше идет пешком по вот таким закоулкам.
Так выглядит современное село Кахиб
Идти от стоянки до входа в старый Кахиб – около 20 минут.
Сначала идешь по деревне и вглядываешься вдаль – где же этот старый Кахиб? И неожиданно в просвете домов видишь на горном склоне что-то не вполне обычное. Цвет – тот же, но словно скалы как-то расчерчены. И понимаешь, что это развалины домов, которые так сливаются с горой, что с одной стороны они почти неразличимы, а с другой – все же ощущается нарушение общего рисунка.
Старый Кахиб
За селом дорога идет резко вниз, к реке, а за мостом – резко вверх.
И раньше это был единственный путь в старый Кахиб. Достаточно было «запереть» мост и тропинку – и село становилось недоступным.
С другого берега смотришь на Кахиб в профиль. Уже явственно видны развалины домов.
А напротив через реку лежит современный Кахиб.
И вот старый Кахиб разворачивается во всей красе
Но, чтобы попасть в него, надо обойти овраг.
Тропа подводит к стене высокого дома. Арка в стене воспринимается как ворота в аул.
В Кахибе сохранилась только одна башня (16-17 века постройки).
Залезть на башню не получилось – отсутствовала лестница, ведущая на второй этаж.
С другой стороны башни я обнаружила группу туристов, слушающих местного аксакала в традиционной аварской одежде. Когда я подошла, он рассказывал, как они выращивали в селе толокно, потому что толокняное молоко в жару хорошо утоляло жажду.
К сожалению, не было времени послушать рассказ местного жителя, поскольку уже смеркалось, а нам еще долго добираться до дома. Свидетельства современников, конечно, бесценны, надо слушать их воспоминания при любой возможности.
Старому Кахибу мы уделили незаслуженно мало времени. Но я очень рада, что побывала в этом месте.
Спуск на машине от Кахиба до реки Аварское Койсу занял полчаса. В седьмом часу мы наконец достигли асфальта и поехали в Гуниб, где снимали квартиру.
В заключение скажу, что Гоор и Кахиб стали для меня самым ярким впечатлением в нашей поездке по Дагестану
Я ничего от них особенного не ожидала, думала, что самое интересное нас ждет в Гамсутле, однако и Гоор, и Кахиб меня удивили и восхитили. Они вроде соседи и представляют собой схожие руины, но насколько по-разному смотрятся! Каждый занимает исключительно живописное место. И это место в соединении с остатками человеческого жилья превращается в феномен. Картинки совершенно разные, но в обоих случаях – фантастические.
Как добраться до Гоора
От столицы Дагестана Махачкала до Гоора – 190 км. До села Хебда идет хорошая асфальтированная дорога, потом начинается грунтовка и серпантины.
Само ущелье реки Аварское Койсу тоже очень симпатичное. Напомню, что помимо сел Гоор и Кахиб там еще есть по дороге Карадахская теснина.
А за селом Датуна начинается тропа, ведущая к древнему христианскому храму. Мы этот храм пропустили, поэтому прилагаю фото моей знакомой, которая была более внимательна и нашла его. Храм был построен в 4-6 веках, использовался вплоть до распространения в этих краях ислама, а во время Кавказской войны он снова был открыт для русских солдат, перешедших на сторону Шамиля (оказалось, что таких было довольно много).
Схема долины реки Аварское Койсу
Из Хунзаха, расположенного в соседнем ущелье, можно спуститься в долину реки Аварское Койсу (до деревни Заиб) по очень живописной дороге. Но ехать по ней можно только на полноприводной машине. В ином случае надо объезжать через село Большой Гоцатль.
Из Гуниба в долину Аварского Койсу тоже есть короткий путь через перевал и село Мурада, грунтовка с горным серпантином. В целом, если вы хотите хорошо посмотреть горный Дагестан, берите в аренду машину с полным приводом. Прокат машин
Можно также заказать джип-тур в Махачкале.
Экскурсии по Дагестану из Махачкалы
Из Махачкалы удобно добираться до бархана Сарыкум и Сулакского каньона, однако ехать из Махачкалы до горных районов в рамках однодневных экскурсий довольно утомительно.
Для исследования достопримечательностей горного Дагестана лучше обосноваться в селах Большой Гоцатль, Карадах, Гуниб или селах рядом с ними. Из Гоцатля удобно добираться до Гоора, Кахиба и Карадахской теснины, а также до достопримечательностей соседней долины – Хунзаха и Матласа.
В селе Большой Гоцатль популярен гостевой дом “У Зайнаб”. Там вкусная еда, доброжелательные хозяева, которые помогают туристам с организацией поездок.
Из Гуниба близко до Гамсутля и Салтинского водопада. До Гоора и Кахиба, Хунзаха и Матласа мы тоже ездили из Гуниба.
Если вам некогда заниматься организацией самостоятельного тура или вы не водите машину, подберите себе тур на агрегаторах Большая Страна и Трипстер. На этих сайтах вы найдете множество авторских туров. Авторские туры в Дагестан – отличный способ посмотреть регион, добраться до самых красивых его уголков, не обременяясь заботами, где поесть, где переночевать, как добраться.
Следующий рассказ будет посвящен Гамсутлю
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.