Во второй половине августа мы отправились путешествовать в Дагестан на машине .

До этого я была в Дагестане 30 лет назад на альпинистских сборах. Мы жили в районе аула Куруш, ходили на вершины Шилбуздаг, Ярыдаг, Базар-Дюзю. Собственно самого Дагестана мы не видели, только его маленький кусочек. Поэтому, когда мне предложили поехать туда и посмотреть все самые интересные места Дагестана, я с радостью согласилась.

Прилетали мы в Минводы, где нас уже поджидал приятель со своей машиной УАЗ Патриот. Все путешествие заняло неделю.

Маршрут по Дагестану

1 день. Переезд Минводы – Сулакский каньон (410 км). Одна ночь в КФХ «Родник» на левом берегу каньона.

2 день. Спуск в Сулакский каньон и прогулка на катере. Переезд по плотине на другую сторону каньона. Смотровая площадка в Дубках. Чиркейское и Ирганайское водохранилища.

Под вечер — прибытие в Гуниб, где у нас была забронирована квартира на 4 ночи.

Из Гуниба мы совершали радиальные выезды.

3 день.  Гоор и Кахиб — заброшенные аулы с оборонительными башнями. Карадахская теснина.

4 день. Хунзах, столица Аварского царства (русская крепость, каньон Цолотль, водопад Тобот). Матлас (водопад Ханский, «каменный мешок»).

5 день. Гамсутль (дагестанский Мачу-Пикчу), Чох (аул-крепость). Гуниб (парк Победы, ворота и крепость Шамиля, Царская поляна, природный парк).

6 день. Подземный Салтинский водопад. Переезд в Дербент. Купание, вечерняя прогулка по Старому городу. Ночь в Дербенте.

7 день. Дербент, крепость Нарын-кала. Бархан Сарыкум. Ночь во Владикавказе.

8 день. Возвращение в Минводы.

Маршрут на карте

маршрут по дагестану

Выезды из Гуниба

что посмотреть возле Гуниба

От Минвод до Дагестана

Выехали мы в пятом часу утра. Быстро по хорошей трассе проехали Кабардино-Балкарию, любуясь снежными пиками Главного Кавказского хребта, возвышающимися в отдалении.

Едем вдоль Главного Кавказского хребта

В Северной Осетии и Ингушетии дорога пошла похуже. Но, как только въехали в Чечню, качество дорожного покрытия сразу изменилось в лучшую сторону.

Чечня

На границе каждой из кавказской республик был пост, стояли военные с автоматами. Нами никто не заинтересовался, нигде не остановили.

Дороги везде были свободные.

Около 10-ти утра мы въехали в Дагестан. И тут же в Хасавюрте встали в пробку, в которой провели чуть больше часа. Как выяснилось, эта пробка в Хасавюрте существует в дневное время всегда. Трасса проходит через южную окраину Хасавюрта.

Пробка в Хасавюрте

Пока стояли в пробке, позавтракали в одном из кафе.

Наконец мы доползли до местного рынка, после которого уже нормально поехали.

Еще в городе мы свернули на местную дорогу, по которой направились на юг. Махачкала осталась в стороне.

Взгляд цеплялся за непривычное.

путешествие по дагестану

Три в одном

Проехали мимо селений с названиями Ленин-аул и Калинин-аул.

Местные дороги разной степени сохранности. Частенько попадаются коровы, очень ухоженные на вид.

по дороге в дагестан

Уже по грунтовке подъехали к месту нашей первой ночевки – КФХ «Родник» (крестьянское фермерское хозяйство).

Яндекс.Путешествия — удобный сервис для организации поездки. Здесь можно забронировать отели и билеты.

Авторские туры по Дагестану

Сулакский каньон и водохранилища

Ночевали мы на левом берегу Сулакского каньона. Народу на этой стороне каньона было немного.

сулакский каньон

Сулакский каньон

Утром по крутому серпантину спустились к воде, на катере проплыли по каньону – водная прогулка минут на 40.

сулакский каньон дагестан

по сулакскому каньону на катере

сулакский каньон

Потом по горной дороге доехали до плотины Миатлинской ГЭС, за ней по мосту переехали на другой берег и поднялись в селение Дубки, откуда еще раз полюбовались Сулакским каньоном.

сулакский каньон дагестан дубки

В Дубках на смотровых было много народа, считается, что отсюда открываются лучшие виды на каньон.

Экскурсии на Сулакский каньон из Махачкалы

Дальше наш путь шел вдоль череды водохранилищ: Чиркейского, Ирганайского и – уже вечером – Гунибского.

После узкого Сулакского каньона широченное Чиркейского водохранилище показалось чуть ли не морем. Мы остановились в первом же удобном месте и искупались.

на машине в дагестан

Чиркейское водохранилище

Возле воды стояли кабинки для переодевания, туалеты и даже молельная (которую я сперва приняла за туалет, поскольку на дверях были буквы М и Ж).

Потом мы уже привыкли, что молельные в Дагестане – на каждом шагу, чтобы каждый имел возможность в назначенный час помолиться аллаху.

Дорога вдоль водохранилищ – красивейшая.

чиркейское водохранилище

Суровые пустынные берега Чиркейского водохранилища сменились туннелем и узким ущельем, ведущем в Гимры.

Перед Гимрами возвышается башня, где некогда был убит первый имам Дагестана Гази Магомед, а израненный Шамиль сумел геройски прорваться сквозь осаду русских.

по дагестану на машине

От Гимр дорога идет вдоль реки Аварское Койсу («койсу» переводится с тюркского как «овечьи воды»).

По серпантину мы поднялись на очередную плотину и поехали вдоль Ирганайского водохранилища, которое выглядело более жизнерадостно по сравнению с Чиркейским – во всяком случае там была хоть какая-то растительность.

После Гергебиля мы свернули направо и поехали в горы вдоль реки Кара Койсу. Уже смеркалось, но и в сумерках ущелье выглядело впечатляющим. В одном месте стены ущелья почти смыкались, высокие скалы с обеих сторон стояли друг напротив друга, а за ними начиналось очередное водохранилище.

гунибское водохранилище

Перед Гунибом высокий скальный берег реки изрыт гротами. А над ним поднимается Кегерское плато.

гуниб

Гуниб и окрестности

В Гунибе мы обосновались на 4 ночи. Посмотрели сам Гуниб и ближайшие окрестности: Гамсутль, Чох, Карадахскую теснину, Гоор и Кахиб, Хунзах и Матлас, Салтинский подземный водопад  Эти места были, пожалуй, самыми интересными в нашем путешествии.

Гуниб путешествие по дагестану

Старый Гоор

кахиб дагестан

Кахиб

Последним объектом, который мы посмотрели в окрестностях Гуниба, был подземный Салтинский водопад.

салтинский водопад

Подземный Салтинский водопад

Гуниб — удобная база для знакомства с достопримечательностями горного Дагестана. Поэтому здесь цены на жилье обычно несколько дороже и бронировать отель или апартаменты лучше заранее.

Квартиры в Гунибе посуточно

Дербент

Из Гуниба мы отправились в Дербент через Салту. По пути проезжали дивные места.

в дагестан на машине

Спустившись в соседнее ущелье, в деревне увидели, как пекут лепешки в тандыре. Прикупили горячую лепешку и бутылку местного кваса (что-то типа сидра с мякотью).

Из земель аварцев мы переехали в земли цудахарцев. Селения в этом ущелье незримо отличались от аварских, каким-то своим укладом. Названия селений здесь часто имеют окончание «махи»: Буртанимахи, Кумамахи, Хаджалмахи.

Постепенно горы сменились равниной, распаханными полями и виноградниками.

в дагестан на машине

И вот впереди показалось море.

На федеральную трассу Махачкала-Дербент мы въехали чуть южней Избербаша, в Первомайском. Вся красота кончилась, началась неприятная дорога с множеством машин и практически вся застроенная по сторонам разномастными двухэтажными строениями.

Но вот наконец мы проехали под высокими двухарочными воротами с надписью «Дербент» и повернули в сторону моря.

дербент

В Дербенте мы заселились, сходили на пляж и искупались, потом гуляли по Старому городу. Наутро заехали на новую набережную (там находится лучший пляж Дербента), а потом отправились в крепость Нарын-Кала.

пляж в дерюенте

Пляж в Дербенте возле набережной

Старый Дербент. Переулок- Кази-бека

дербент крепость

Дербент. Крепость Нарын-кала

О Дербенте будет отдельная статья.

Жилье в Дербенте

Экскурсии в Дербенте

Дикий пляж

На вопрос: какие пляжи в Дагестане самые лучшие? – местные отвечали, что очень хороший пляж находится в 20 км к югу от Дербента, около экраноплана Лунь. Если же ехать на север, то лучший пляж на Каспийском море находится в Избербаше.

Наш рулевой решил все-таки в город Избербаш не заезжать, а заехать на дикий пляж, который значился на карте сразу за Избербашем.

Мы свернули на грунтовку и некоторое время ехали между крутой грядой и морем. Возле домиков спустились на песчаный пляж, но тут же прибежал недовольный человек и попросил нас удалиться. Видно, не надо было заезжать туда на машине, а спуститься пешком.

в дагестан на машине

Мы проехали чуть дальше и остановились в совсем глухом месте. Только гряда холмов, море и мы. Увы, заход в воду был плох, по скользким камням. Кое-как залезли в воду и там уже вволю поплавали. Глубина в этом месте нарастала быстро.

В общем, в отношении купания на Каспийском море нам не слишком повезло. Наверно, надо было искупаться на песчаном пляже возле набережной в Дербенте или заехать в Избербаш, тогда, может, впечатление от Каспийского моря было бы лучше.

Бархан Сарыкум

Сарыкумский бархан стал последней достопримечательностью, которую мы посетили во время нашего путешествия по Дагестану.

Находится он недалеко от федеральной трассы. Перед кассами – платная стоянка, 100 рублей. Можно поставить чуть дальше бесплатно.

Билет на бархан стоит 128 рублей.

На вершину бархана ведет экотропа — деревянный настил, который в верхней части засыпан песком.

бархан дагестан

Кассирша каждому посетителю при выдаче билета говорит, что сходить с тропы нельзя. Однако посетители, достигнув вершины, обычно отправляются на соседнюю вершину, уже безо всякой тропы, просто по песку.

Особых эмоций бархан не вызвал. Но и времени много не занял. Пишут, что здесь снималось «Белое солнце пустыни».

Обратный путь

Наше путешествие по Дагестану подошло к концу. Мы подъехали к Хасавюрту и приготовились стоять в пробке, но на этот раз все прошло легче и быстрей. В 5 часов вечера мы въехали в Чечню, где помчались по безлюдной хорошей дороге. Какой контраст по сравнению с загруженной трассой Дербент – Махачкала – Хасавюрт!

Уже в сумерках мы въехали в просторный зеленый Владикавказ, который нас сразу расположил к себе. Такое было ощущение, что из Азии мы переместились в Европу. Другое биение жизни, современные кварталы, много больших магазинов, женщины ходят без платков, нет вокруг минаретов с мечетями. В общем, как возвращение на родину из другой страны.

Отели во Владикавказе

Из Владикавказа мы намеревались на другой день съездить в Джейрахское ущелье, но утром начался сильный дождь, и ущелье пришлось перенести на следующий год. Куда съездить из Владикавказа

Во второй половине дня мы прибыли в Минводы, и на этом наше путешествие закончилось.

Железнодорожные билеты в Махачкалу/Дербент

Советы тем, кто собирается в Дагестан

Деньги

Запаситесь наличными деньгами. Карты здесь в ходу только на заправках (и то не всегда) и в крупных городах. Везде только наличка.

ПДД и обстановка на дорогах

Правила на дорогах в Дагестане часто нарушаются. К этому быстро привыкаешь и начинаешь ездить по «местным правилам». Причем до такой степени, что раз мы попали в курьезную ситуацию. На перекрестке мы свернули не туда, но тут же остановились и у стоящего на обочине работника ГИБДД спросили дорогу. Тот указал на нужный поворот. Наш водитель тут же крутанулся. Гаишник (русский парень) деликатно поинтересовался: «А сплошная линия вас не смущает?» Наш, помявшись, ответил: «Да у вас в Дагестане, я смотрю, сплошная никого не смущает». – «Ну, знаете, правила единые для всей страны, надо соблюдать». На том и разошлись.

Дорожное покрытие на основных дорогах нормальное. В горах зачастую грунтовка. Если хотите посмотреть больше интересных мест, берите полноприводную машину. Прокат машин

Трасса вдоль моря (Дербент-Махачкала и далее до Хасавюрта) всегда забита транспортом. На отходящих от нее дорогах свободно.

Еда

В местных продуктовых магазинах выбор небольшой (я не имею в виду столицу и Дербент, там есть большие супермаркеты). Возможно, надо ходить на местные базары, но мы ни на один из них не попали, потому что днями напролет где-то ездили.

Удивило, что в магазинах мало местных молочных продуктов. Меж тем как на дорогах встречается много коров. Коровы очень ухоженные, но с маленьким выменем. Такое впечатление, что их разводят на мясо.

С утра мы в квартире готовили яичницу, пили чай с сыром-колбасой, местными сластями. Кстати, местная говяжья колбаса оказалась вполне съедобной (в отличие от турецкой). Местный сыр на мой вкус слишком солон, мы его клали в салат с помидорами.

Днем обедали в каком-нибудь кафе/столовой, брали лагман, чуду (местные лепешки), курзе. Вечером ели салат, фрукты, арбуз. Из-за жары есть не хотелось, а вот местный кефир «Чабан» шел отлично.

Основные блюда местной кухни мы честно попробовали, но, признаться, большого восторга ни одно из них не вызвало. Пища простая, без затей. Так, курзе – это обычные пельмени, только способ защипки в них более замысловатый. Начинка может быть как из мяса, так и из творога или из зелени.

еда в дагестане

А вот аварский хинкал – это совсем не то, что мы привыкли есть в грузинских ресторанах. Подают отдельно бульон и отдельно тарелку с куском вареной говядины и кусками теста, сваренными в бульоне. С хинкалами аварцы не заморачиваются.

аварский хинкал

Аварский хинкал

Алкоголь не пробовали, ничего крепче местного кваса-сидра не пили. По такой жаре не было никакого желания. Самый прекрасный момент, связанный с приемом пищи, случился у нас, когда мы под вечер по пыльной жаркой дороге спустились из Гоора в долину и зашли в придорожное кафе. И там нас напоили айвовым соком из холодильника. Испытали невероятное наслаждение.

В Гунибе большой популярностью пользуется кафе Адат, но записываться туда надо заранее. Мы не попали. Ели в кафе при отеле «Белые журавли», обстановка симпатичная, еда съедобная.

Думаю, если вы собираетесь жить в Махачкале или Дербенте, то сможете питаться вкусней и разнообразней. Но в горном Дагестане лучше сразу настроиться на простую пищу.

Погода

Можно сказать, что с погодой нам повезло. Особенно учитывая, что через два дня после нашего отъезда в Гунибе сошел сель.

У нас практически все дни стояла солнечная погода. Слишком жаркая, да, 29-31°С. Но всю намеченную программу мы в Дагестане выполнили. Один день, когда мы были в Хунзахе, какое-то время было пасмурно, и даже чуть покапало. Но больших дождей мы избежали. Так что вторая половина августа – вполне благоприятное время для путешествий по Дагестану. И море теплое.

Знакомые ездили в Дагестан на майские праздники и тоже попали в хорошую погоду. Говорят, очень красиво в горах Дагестана осенью, когда лесистые склоны расцвечиваются осенними красками.

Отношение местных жителей

Перед поездкой в Дагестан вздумалось мне перечитать «Хаджи-Мурата» Толстого. И там меня зацепила одна деталь. Отец Хаджи-Мурата велел своей жене, только что родившей Хаджи-Мурата, идти кормилицей к ханскому сыну. Та отказалась, и тогда отец ударил свою жену кинжалом и убил бы, если б её не отняли.

«Вот это обычаи, — подумала я, — куда я еду! что за дикий народ». К тому же и Кавказская война еще жива в народной памяти. Наверно, они к русским относятся как к захватчикам.

Но, приехав в Дагестане, я оказалась в спокойной, дружественной атмосфере. Никакой агрессии ни от кого я не почувствовала. Быстро завязывались беседы, люди рассказывали о своем крае или селе и упоминали о событиях Кавказской войны спокойно, не перенося прошлых обид на нынешнее поколение. Иногда попадались очень интересные рассказчики. Так, в Салте местный мужчина стал нам рассказывать про сражение у Салты, нашел в телефоне и показал нам картину Рубо «Штурм аула Салта». Указал, где стояли русские, где горцы. Подсказал, что еще посмотреть в окрестностях.

В Гооре был долгий разговор с местным жителем. Я спросила: «Вот вы почитаете имама Шамиля, называете его именем улицы, площади. А как вы относитесь к Хаджи-Мурату?». Дедушка ответил: «Он был политической проституткой».

В общем, все мои опасения растворились в первый же день. Я чувствовала себя в Дагестане абсолютно комфортно и в полной безопасности. По вечерам мы с подружкой ходили одни по Гунибу, в Дербенте поздним вечером возвращались домой через весь город, не испытывая никаких тревог и опасений.

Впечатления от Дагестана

Дагестан – край фантастической красоты. Я много в каких горах бывала, все горы красивы по-своему. Но дагестанские пейзажи настолько причудливы, что весь горный Дагестан впору объявлять геологическим природным парком. Очень много различных форм рельефа: то в виде белых столбов по верху плато, то в виде пластов или натеков. То плато изгибаются невероятным образом, то растрескиваются узкими каньонами, внутри которых изливаются водопады. Стены гор испещрены гротами. Одно ущелье – голимый камень, соседнее – покрыто густым лесом. А эти склоны с рукотворными террасами!

Вот просто ехать, глазеть на все эти чудеса и наслаждаться!

Поэтому я безусловно рекомендую съездить в Дагестан и всё увидеть своими глазами. И желательно – на своей или арендованной машине. Прокат машин

Многие, прилетая в Махачкалу, там же и обосновываются на несколько дней и с экскурсиями объезжают окрестности.

Если вам некогда заниматься организацией самостоятельного тура или вы не водите машину, подберите себе тур на агрегаторах Большая Страна или Трипстер. На этих сайтах вы найдете множество авторских туров. Авторские туры в Дагестан — отличный способ посмотреть регион, добраться до самых красивых его уголков, не обременяясь заботами, где поесть, где переночевать, как добраться.

Отели в Махачкале

Экскурсии из Махачкалы

Квартиры посуточно

Авиабилеты в Махачкалу, календарь дешевых цен