Ещё дома, планируя поездку в Черногорию, мы решили, что обязательно съездим на экскурсию в соседнюю Боснию и Герцеговину. Виза туда не требуется (как и в Черногорию). Понятно, что за один день многого не увидишь, просто хотелось получить представление о стране и понять, насколько она тебе интересна.
Содержание
Заказ экскурсии в Боснию и Герцеговину
Экскурсию мы бронировали на сайте турфирмы Olimpus. Экскурсии от этой турфирмы рекомендовались во многих отзывах, и есть возможность заказать их заранее онлайн, не тратя время на поиски вариантов и планирование поездок во время отдыха. За раннее бронирование (за месяц) на многие экскурсии дается скидка 10 %.
Стоила экскурсия 55 евро на человека. При заказе по интернету мы заплатили 10% (при желании можно оплатить всю стоимость), а остальную сумму доплачивали уже гиду во время экскурсии. В программу экскурсии входило посещение двух объектов: водопадов Кравице и города Мостар. В Мостаре предлагался организованный обед в ресторане за дополнительную плату 10 евро.
Когда мы приехали в Будву, то увидели, что в уличных турагентствах экскурсии стоят дешевле, чем предлагает Olimpus. Так, в Боснию можно было купить экскурсию за 40 евро. Правда, в этом случае состав экскурсантов получается многонациональный, поэтому гид выдает информацию на трех языках: русском, английском и сербском. В Олимпус же набиралась только русская группа, и экскурсия велась только на одном языке.
Наш отельный гид от БиблиоГлобуса предложил экскурсию в Боснию и Герцеговину (далее – БиГ) за 50 евро. Но включала эта экскурсия только город Требине и монастырь Тврдош (такая же экскурсия у Олимпус стоила 40 евро).
Нам же хотелось обязательно посмотреть Мостар. Поэтому предложение от Олимпуса оказалось для нас наиболее подходящим. В итоге мы нисколько не пожалели о своем выборе.
Теперь непосредственно о самой поездке.
Экскурсия в Боснию и Герцеговину для небольшой компании
Прохождение черногорско-боснийской границы
Утро было пасмурное, и думалось, что день будет ненастный. За день до этого в Будве прошли сильные ливни. Однако на сайте Олимпуса было написано, что экскурсия проводится в любую погоду.
Пришли на место встречи (угол Mediteranska и Blaža Jovanovića). Подъехал автобус. Смотрю, на экскурсоводе – резиновые сапоги. Думаю, ну точно, будем ходить под дождем.
Поехали. Боко-Которский залив пересекали на пароме. Паромная переправа устроена в самом узком месте залива, между Лепетане и Каменари.
От Херцег-Нови дорога круто пошла вверх. С каждым витком серпантина мы все выше поднимались над заливом и морем.
Кстати, и погода разгулялась. Тучи развеялись, и потом весь день нас сопровождало солнце.
На черногорской таможне пограничники попросили предоставить несколько загранпаспортов от группы, наш гид Оля взяла паспорта у тех, кто сидел в первых рядах. Остальные прошли границу по списку (у гида был список туристов с номерами загранпаспортов). Так что, если не хотите лишней отметки в своем паспорте, занимайте места подальше.
На боснийской границе мы тоже долго не задержались.
И вот мы уже едем по Боснии и Герцеговине, по той ее части, которая именуется Республика Сербская.
Из каких частей состоит Босния и Герцеговина
Разобраться в территориальном делении страны непросто. Сама она представляет собой федерацию из трех частей, и одна из ее частей в свою очередь тоже является федерацией.
Кратенько расскажу историю такого разделения.
В 1980 году умер Броз Тито, и Югославия, при Тито казавшаяся нерушимой, стала потихоньку разваливаться. Первыми оторвались словенцы, и отделение Словении произошло спокойно. Национальный состав там достаточно однородный. Словения крепко стояла на ногах, хорошо зарабатывала, но ее доход отправлялся в Белград и там уже распределялся между другими менее успешными регионами Югославии. Поэтому словенцы при первом же случае решили исправить эту несправедливость и отделились.
Вслед за Словенией из состава Югославии вышла Хорватия. И тут уже зашевелились другие.
В Боснии и Герцеговине до поры, до времени мирно сосуществовали три народности: боснийские сербы (православные), боснийские хорваты (католики) и босняки (мусульмане).
И вот после отделения Хорватии и в этой части Югославии забурлили процессы. Сербов все устраивало, они собирались и дальше оставаться в составе Югославии и подчиняться Белграду. Боснийские хорваты хотели присоединиться к Хорватии, а босняки ратовали за отдельное независимое государство.
Началась война, по жестокости сравнимая с Второй мировой. Все себя проявили с наихудшей стороны. Вырезались целые деревни, разрушались города. Людей сбрасывали в колодцы-пещеры. За три года войны, с 1992 по 1995 было убито 300 тысяч человек. Многие уехали, население уменьшилось с 4.4 млн до 3.4 млн.
В 1995 году Югославская народная армия заняла большую часть поглощенной гражданской войной Боснии и Герцеговины. Конфликт близился к завершению. Но вмешалась Америка и в итоге разделила страну по своему разумению. Образовалась новая страна, состоящая на данный момент из следующих частей:
— Республика Сербская (49% территории страны, столица Баня-Лука)
— Федерация Боснии и Герцеговины (>50%), которая в свою очередь делится на мусульманскую Боснию (столица Сараево) и католическую Герцеговину (столица Мостар)
— округ Борчка (<1%), небольшой город с окрестностями, которым правит американский посол.
Босния и Герцеговина – страна относительно большая, около 50 т. кв. км (больше Черногории более чем в 3 раза).
Ее валюта называется «конвертируемая марка», км, курс к евро примерно 2 к 1. Местные цены надо делить на два, получите стоимость в евро. Забавно на ценниках видеть цены: «2 км», «10 км» — в первую очередь думаешь о километрах.
В туристических местах можно расплачиваться в евро, и сдачу дадут в евро. Если хотите в качестве сувенира привезти образцы местной валюты, попросите дать сдачу местными деньгами.
В магазинах на кассе, конечно, требуется марка, поэтому надо расплачиваться карточкой.
К слову сказать, для каждой части БиГ печатаются свои дензнаки со своими картинками и портретами. Расплачиваться ими можно в любой другой части страны, но при попадании в банк «чужеродные» банкноты попадают в отдельную стопку и отправляются в свою область.
У каждой области – свой флаг. У Сербской республики – триколор, как у русского флага, только полосы в другом порядке. А у федерации Боснии и Герцеговины – желто-синий с белыми звездами.
В стране используются два алфавита: кириллица и латиница, все надписи дублируются. Только в Сербской республике на первом месте идет название кириллицей, а потом латиницей, а в других местах — наоборот.
Первые впечатления от Боснии и Герцеговины
Итак, знакомство со страной у нас началось с Сербской республики, Требинской области.
Едем среди гор, покрытых чахлой растительностью. За горами – море, но там уже Хорватия. У Боснии есть небольшой кусочек моря, буквально 20 км, там находится город-порт Неум.
В выходные боснийцы отправляются на море в Черногорию или Хорватию. Хорватия ближе, но в Черногории дешевле.
А мы едем вдоль реки Требишница, проезжаем город Требине. Требине называют городом вина, платанов и солнца. Действительно, вокруг виноградники. Платаны в городе были насажены австрийцами во время их недолгого правления. И солнечных дней здесь очень много.
На Требишнице стоят мельницы. Река полноводная. А когда-то ее воды уходили в карстовые полости. При Тито дно реки забетонировали на 30-километровом участке, теперь вода течет по бетонному ложу.
Проезжаем белокаменный замок, принадлежащий «шоколадному королю» Родолюбу Драшковичу.
Родолюб разбогател в Америке, а, вернувшись в Боснию, основал шоколадную фабрику. Его магазины «Сладкая куча» («куча» – это «дом») встречаются и в Черногории.
Некоторое время едем по горной дороге, а под нами – огромнейшая, окруженная горами долина Попово поле. Долина с плодородной землей когда-то была полностью распахана, засеяна и засажена. При австрийцах через Попово поле была проложена железная дорога, что вызвало развитие района, появился удобный способ доставки продукции в города.
После боснийской войны здесь царит запустение. Да и железную дорогу разобрали как нерентабельную.
В последнее время народ начал потихоньку возвращаться. Встречаются обработанные площади.
Для справки: Австро-Венгрия завладела этой территорией в 1878 году, буквально сразу, как только отсюда были изгнаны турки. За время своего пребывания построила много дорог, мостов, зданий, оказала благотворное влияние на экономическое развитие Боснии и Герцеговины. В 1918 году Австро-Венгрия распалась, на Балканах появилось независимое королевство Югославия.
Меж тем мы покинули территорию Сербской республики, началась Герцеговина. Вместо православных церквей стали встречаться католические соборы.
Деревни выглядели ухоженными, зажиточными. Дома двух-трехэтажные, каменные. Много плодовых деревьев. Плантации винограда и табака. Здесь выращивается знаменитый герцеговинский табак.
Проезжаем через город Чаплина (Цаплино).
Рядом с ним (в 7 км к югу) находится национальный парк Хутово блато, включающий в себя озера, заболоченные пространства и карстовые холмы. В парке водится много птиц, в том числе цапель.
Делаем в Чаплине разворот, чтобы попасть на водопад Кравице. От города до водопадов – 10 км.
Наш маршрут на карте
Водопады Кравице
Национальный парк Водопады Кравице находится около города Любушки, под деревней Студенцы (посмотреть на карте).
В этих местах протекает река Требижат. Просачиваясь через лес многочисленными рукавами, она падает вниз с крутого обрыва. Края обрыва образуют дугу длиной 120 метров. Высота падения – 25-28 м.
Вход на территорию парка платный – 4 км (2 евро).
От верхней площадки, где находится парковка и кассы, к водопадам надо спускаться по лестнице (минут 7-10).
Можно также воспользоваться туристическим паровозиком за 1 евро.
Советую спуститься пешком, дорога проходит по приятному лесу, хорошо видно «макушка» водопада.
Первая ассоциация – Плитвицкие озера. Небольшой такой их кусочек, перенесенный на территорию Боснии.
Место очень красивое. Шум потоков, в воздухе водяная пыль, внизу под струями — спокойная гладь озера, по озеру плавно скользят лодки.
Вода в озере около 18 градусов. На берегу есть кабинки для переодевания. Говорят, летом здесь туристы купаются поголовно. Немудрено — летом жара в Биг доходит до 45-50°С. В конце сентября купающихся было не много. В основном народ заказывал лодочные прогулки (5 евро с человека).
Лодочник провозит пассажиров вдоль всего обрыва близко от струй водопада. Можно высадиться на другом «диком» берегу, прямо под водопадами.
Мы сначала прошли от озера вниз по реке, миновали ресторан,
лужайку для кемпинга, на котором стояла одинокая палатка,
вышли к небольшому порожку, на котором когда-то стояла мельница.
От этого места тоже предлагается лодочная прогулка уже с другим маршрутом, вниз по реке — до следующих водопадов, Mala Kravica.
Какой невероятный цвет воды!
Но нам очень хотелось купаться, мы вернулись к озеру. Вода была бодрящей, но вполне приятной. А до соседнего берега, как оказалось, можно было дойти вброд и принести туда фотоаппарат.
Полтора часа пронеслись незаметно. Накупавшись и нагулявшись, мы поднялись к автобусу и отправились дальше.
Мостар
От Чаплина до Мостара – 30 км пути. Дорога проходит вдоль реки Неретва, самой длинной реки Боснии и Герцеговины. Ее длина — 225 км, последние 25 км она течет по территории Хорватии и впадает в Адриатическое море.
История Мостара и его моста
Селение Мостар развивалось и разрасталось благодаря мосту через Неретву. Построенный здесь в давние времена деревянный мост стал перекрестком караванных путей. Мост охраняли мостари. Они же взимали плату за проезд. От них и пошло название города.
В середине 16 века жители города обратились к Сулейману Великолепному с просьбой построить над Неретвой каменный мост. Строительство моста началось в 1557 году и закончилось через 9 лет, в 1566 году. Руководил им Мимар Хайруддин, ученик великого Синана. Мост получил название Сулейманов (или Султанов).
В городе процветало ремесленничество. На правом берегу, в квартале Табхана, занимались обработкой кожи. Для кожевенников даже пришлось построить собственную мечеть Табачицу, поскольку исходивший от них запах сильно не нравился другим обитателям города. Рядом с мечетью сохранился хамам 16 века, в котором ремесленники мылись после трудового дня.
На левом берегу, в квартале Куюнджилук жили ювелиры, которые специализировались на изготовлении предметов из серебра и меди. По сей день главными сувенирами из города Мостар считаются изящные кофейники, турки, подносы и прочая посуда из меди и серебра.
Когда турок выгнали и Босния вошла в состав Австро-Венгрии, австрийцы построили в Мостаре еще два моста. Сулейманов мост стал называться Старым.
Каменный мост простоял более 4 веков и был разрушен хорватами в 1993 году во время боснийской войны. Это стало большой трагедией для горожан.
Вообще Мостар во время последней войны в течение полутора лет подвергался обстрелам, и следы снарядов еще видны на многих домах.
Сильней всего пострадали религиозные строения: церкви, мечети, костелы — их было уничтожено более 90%.
В 1998 году, после окончания войны, стали восстанавливать мост. За дело взялась турецкая строительная компания. Была расконсервирована старая каменоломня, из которой брали камень для моста. Новый мост был построен в 2004 году. Его длина – 30 м, ширина – 4.5 м, высота – 28 м. Входит в список объектов ЮНЕСКО.
Прогулка по Мостару
Мы прибыли на правую, хорватскую сторону города. Около францисканского собора Святых Петра и Павла находится большая парковка.
Собор Петра и Павла расписан в современном стиле.
Собор славится своей колокольней Мира, самой высокой в Боснии и Герцеговине. Высота ее 107 м.
На высоте 75 метров есть смотровая площадка. Лифт поднимает до высоты 45 м, а потом надо подниматься по лестнице.
Помимо высоченной колокольни, которая видна почти отовсюду, на ближайшем холме Хум католики установили большой крест.
Главное туристическое место города – мост и подходящие к нему улицы.
На мосту – столпотворение. Плиты моста вытерты до блеска, очень скользкие, а надо подниматься вверх, мост ведь арочный. Хорошо, проложены поперечены, иначе подняться было бы сложно.
С обеих сторон моста находятся полукруглые каменные башни: Тара и Халебия, в которых когда-то и сидели мостари: таможенники и защитники моста.
На правом берегу, там где прежде стояли кожевенные мастерские, теперь расположились многочисленные рестораны с открытыми террасами.
Вид с моста на левый берег
В Мостаре есть оригинальный туристический аттракцион — прыжки с моста в реку. В городе существует специальный клуб, где и готовят прыгунов. Летом на мосту проводятся международные соревнования.
Когда нет соревнований, члены клуба подрабатывают сбором денег с туристов. За перилами моста стоит прыгун, который делает вид, что вот-вот прыгнет в воду. Его помощники с окружающих зевак собирают деньги, обычно по 1 евро. Когда набирается примерно 20 евро, человек прыгает.
Под мостом народ наблюдает за приготовлениями к прыжку
Мы не стали задерживаться, да и толпа была такая, что хотелось из нее выбраться. И вообще мы целеустремленно двигались к ресторану, пришло время обеда.
На другом берегу улица заворачивает налево и идет вдоль берега. Если на правом берегу преобладали кафе, то здесь – сувенирные лавки (хотя и кафе тоже много). Очень красивые изделия из меди и серебра, а также керамика, платки, сумки, шарфы.
Обед занял около 40 минут. На первое — местная куриная чорба (так себе, напомнила суп из пакетиков), на второе – речная форель и в конце – мороженое. Обслужили быстро.
После обеда у нас оставалось около полутора часов свободного времени.
Рядом с рестораном, где мы обедали, находилась мечеть Коски-Мехмед-Паши. За 3 евро можно посетить мечеть и бельведер, а за 6 — еще и подняться на минарет.
Рядом с мечетью находится Дом Бишкевича, музей, в котором сохранилась обстановка турецкого дома 19 века.
Мы прошли до конца Старого города. Улицы Старого города покрыты речной галькой, из которой сложены разнообразные узоры.
Как только галька под ногами кончается, значит, вы вышли из Старого города.
Вдоль берега находятся многочисленные бельведеры, с которых открывают замечательные виды на мост.
Крыши многих домов крыты тонкими плитами из сланца.
Некоторые дома ярко раскрашены
Мы зашли в музей, который находится в башне Тара.
Обе мостовые башни полукруглые, к мосту обращены плоской стороной, к городу — выпуклой.
Музей бедноватый, но на башню стоит подняться опять же ради видов.
Обратите внимание, насколько башня Халебия ниже Тары.
Меж тем народу на мосту заметно убавилось.
Когда мы спустились вниз, на мосту стоял очередной прыгун, а его помощники обходили с шапкой народ.
Мы тоже сдали кровные евро, по узким улочкам спустились на берег и стали ждать прыжка.
На противоположном берегу привлекает внимание здание лимонного цвета — медресе.
Прыгун ходил по кромке, то приседал, то наклонялся, то делал вид, что оступился, но так и не прыгал. А потом и вовсе ушел. Я расслабилась, опустила фотоаппарат. В это время через ограду перелез другой человек (в отличие от предыдущего, он был в гидрокостюме) и моментально прыгнул в воду солдатиком. Я даже ойкнуть не успела.
Так что нет ни видео, ни фото.
Потом мы еще немного погуляли по правобережью Мостара, стараясь держаться подальше от туристической артерии. Там почти не было туристов, а сам район оказался очень симпатичным.
Нашли еще один арочный мостик — Крива чуприя (Кривой мост) и мельничную плотину на реке Радоболя (притоке Неретвы).
Есть мнение, что и этот мостик построил Мимар Хайруддин — для тренировки перед строительством большого моста.
Мостар оставил впечатление игрушечного, невероятно живописного городка. Если бы еще он не был так перенасыщен туристами!
Обратная дорога
В назначенное время мы собрались в автобусе и отправились назад.
Обратная дорога заняла около 4-х часов. Быстро наступила темнота. Время от времени возникали одинокие освещенные домики, иногда деревни. Только дворец «шоколадного короля» был ярко подсвечен и выделялся издалека.
Незадолго перед границей мы остановились на заправке на санитарную остановку. Утром мы на той же заправке пили кофе. В этот раз зашли в супермаркет и купили бутылку Жилавки, самого известного боснийского вина.
Границу прошли быстро. И вот мы снова в Черногории. Переправились на пароме через Боко-Которский залив и в десятом часу вечера прибыли в Будву.
Впечатления от экскурсии в Боснию остались самые хорошие. Экскурсия длинная, мы выехали в 6:45 и вернулись в десятом часу вечера, проехав за день около 500 км. Несмотря на то, что длилась она почти 16 часов, усталости не чувствовалось. Было очень интересно. Страна понравилась, и захотелось познакомиться с ней покороче.
Понравилась и организация поездки. Хороший автобус, замечательный экскурсовод Ольга. Здесь я изложила малую часть ее историй. Она подробно рассказывала о населенных пунктах, которые мы проезжали, о необычных видах местной флоры и фауны, о святых местах, об исторических эпизодах и прочее, было очень интересно.
Так что экскурсию в Боснию и Черногорию я горячо рекомендую.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.