В сторону Великобритании я давно поглядывала.  Без знакомства с этой страной картина развития европейской цивилизации была бы неполной.

Однако каждый раз меня что-то останавливало: то курс рубля по отношению к фунту, то сложность получения английской визы. Наконец я решила, что дальше тянуть нельзя, надо ехать.

Тур Британия Gran Turismo

Не было цели подробно посмотреть какие-то города (скажем, Лондон или Эдинбург). Была цель получить представление обо всей стране.

Сначала я выбирала тур по Англии, Шотландии и Уэльсу. А потом решила захватить и соседнюю Ирландию.

Оптимальный вариант нашелся у турфирмы «Туртрансвояж». Назывался тур «Британия Gran Turismo» и охватывал столицы всех составляющих Великобританию частей: Лондон, Кардифф, Эдинбург и Белфаст, а также столицу Республики Ирландия — Дублин.

Продолжительность поездки — 12 дней, стоимость — около 100 тысяч рублей.

В январе я его забронировала, в июне получила визу, а в августе отправилась в долгожданный тур по Великобритании и Ирландии.

Описание поездки

Ранним утром мы вылетели из Шереметьево и спустя 4 часа приземлились в Хитроу.

Англия

Первые два дня мы провели в Лондоне.

Наш отель Royal National Hotel 3*располагался в районе Блумсбери, в 5 минутах ходьбы от Британского музея.

Знакомство с Лондоном началось с обзорной экскурсии по городу. После позднего обеда мы посетили Тауэрский замок, а вечером, после заселения в отель, вдвоем погуляли по вечернему Лондону (Ковент-Гарден, Трафальгарская площадь, набережная Темзы, Парламент, Вестминстерское аббатство).

На Трафальгарской площади

Вечерний Лондон

Вечерний Лондон. Вид на Парламент

На следующий день утром ездили в Виндзор. Прошлись по городку, посмотрели Виндзорский замок – великолепную загородную резиденцию британских королей.

В свободное время я прогулялась вдоль Темзы. Темза в этом месте выглядит по-деревенски спокойной, берега ее покрыты лесом, а возле пристани плавают лебеди.

Напротив Виндзора, по другую сторону Темзы, располагается город Итон – можно сказать, города плавно перетекают друг в друга. Итон известен своим колледжем, учиться в Итонском колледже очень престижно.

В августе колледж был закрыт, но охранник любезно разрешил пройти во внутренний двор (просторный и торжественный).

Итонский колледж

Из Виндзора мы вернулись в Лондон. Желающие (я в том числе) сходили в Вестминстерское аббатство.

Мероприятия этого дна шли так плотно (а я записалась на все экскурсии), что я едва успела перекусить перед прогулкой на кораблике по Темзе.

С воды открывается феерический вид на Лондон. Особенно эффектно смотрится Тауэрский мост на фоне окружающих небоскребов.

Тауэрский мост

Кораблик доставил нас в Гринвич. Посмотрели этот прославленный район Лондона, бывший некогда отдельным городом. Сейчас до Гринвича можно доехать на метро.

Мы же вернулись в центр на автобусе.

Была пятница, а в пятницу многие музеи Лондона работают допоздна. Так что вечером я еще сходила в Национальную галерею.

В отель возвращалась через район Сохо. Народ праздновал конец рабочей недели, пабы были забиты, на улицах играли музыканты.

3 день. Утром мы покинули Лондон и отправились на запад, в сторону Уэльса. По пути у нас была остановка в маленькой, живописной деревушке Касл Комб.

Касл Комб

В деревушке есть замок 15 века, сейчас в нем отель Manor House

В 20 км от Касл Комб находится город Бат, известный своими термальными источниками, открытыми еще римлянами.

В Бате мы провели около трех часов. Город прекрасный, но, к сожалению, в этот субботний день центр его был забит народом. Толпилась очередь на вход в термальный комплекс, в соборе шла свадьба, люди лежали на травке в парке, прогуливались вдоль набережной.

Бат. Мост через реку Эйвон

Городской парк в Бате

В то же время стоило чуть отойти от центра, как начинались тихие, безлюдные дворы. Купальные павильоны чередовались с жилыми домами. Когда-то в одном из таких домов, окруженный заботой леди Гамильтон, жил адмирал Нельсон, прибывший в Бат залечивать боевые раны.

Я сходила в местную картинную галерею. Кто-то из группы зашел в дом-музей Джейн Остин (писательница, хоть и не очень любила Бат, но провела там довольно много времени).

Уэльс

Выехав из Бата, мы вскоре покинули территорию Англии и оказались в Уэльсе.

В столицу Уэльса — город Кардифф — мы прибыли около 5 часов вечера (от Бата до Кардиффа – 90 км). Я прогулялась по городу, сходила в парк Бьют. Симпатичный город, широкий, просторный, много красивых зданий.

тур великобритания

Обратила внимание, что в Кардиффе значительно чаще, чем в Лондоне, попадаются эмигранты. В Лондоне я ожидала встретить примерно такое же количество переселенцев, как в Париже, но – нет – в центре Лондона их не так много. А вот в Кардиффском парке то и дело встречались женщины в хиджабах.

Потом, уже вечером, мы съездили на побережье Кардиффского залива, на Русалочью пристань. Там много развлекательных заведений, пабов и интересных современных зданий, в числе которых – Национальная ассамблея Уэльса и Миллениум-центр.

Оригинальное здание Национальной ассамблеи в Кардиффе

4 день. С утра была экскурсия в Кардиффский замок.

Интерьеры Кардиффского замка

Замок сравнительно недавний (местами он мне даже напомнил Нойшванштайн), но находится на территории крепости, заложенной еще римлянами. Внутри крепостных стен, на холме стоит могучая башня, полая внутри. С башни и с крепостных стен открываются хорошие виды.

Из Кардиффа мы выехали в западном направлении. За окном потянулись лесистые холмы национального парка Брекон.

тур великобритания

Следующая наша остановка была возле замка Карнарвон. Он стоит на берегу моря, у устья реки Сеент. От замка остались фактически только стены и башни, но от него веет такой грозной силой и древностью, что поневоле попадаешь под воздействие этой грозной суровости и старины.

Замок Карнарвон

В замке Карнарвон наследный принц получает титул «принц Уэльский».

После Карнарвона мы некоторое время ехали через национальный парк Сноудония, по мосту переехали на остров Англси и, добравшись до оконечности острова – местечка с названием Holyhead («Святая голова»), пересели на паром.

На пароме мы за два с половиной часа переправились на ирландский берег и около полуночи прибыли в столицу Республики Ирландия — Дублин.

Республика Ирландия

Три следующие ночи мы провели в Дублине, в студенческом кампусе, который в летнее время используется как отель для приема гостей. Номер мало чем отличался от номеров других отелей по нашему маршруту, но вот в столовую приходилось идти через улицу.

5 день нашего путешествия был посвящен Дублину.  Я, честно говоря, от Дублина ожидала большего. Город производит впечатление провинциального, примерно как Осло.

Дублин в сумерках. Река Лиффи

Главные достопримечательности города – Библиотека Тринити-колледжа, собор Святого Патрика и пивоварня «Гиннес».

Дублинский замок небольшой и не довлеет над местностью, а запрятан во дворах. Впрочем, замок симпатичный. Да и Тринити-колледж очень достойный. Есть несколько музеев, в том числе Национальная галерея и Национальный музей Ирландии. Государственные музеи бесплатные – как и в Великобритании.

Дублинский замок

Сначала у нас была пешеходная экскурсия, потом большая часть группы поехала на побережье на мыс Хоут. Я же осталась в Дублине для более тесного знакомства с городом.

Знаменитый дублинский паб — Темпл-бар

На 6 день день  была поездка по провинциальной Ирландии, и это был один из лучших дней нашего тура.

Сначала мы побывали на скале Кашел. Это необыкновенно сильное по воздействию место с древней церковью, кельтскими крестами и видами на бескрайнюю равнину.

Скала Кашел

К обеду мы прибыли в Килкенни. Этот город когда-то был столицей Ирландии и по сей день сохранил свой средневековой облик. К сожалению, в пабе нас долго обслуживали, и мы не успели уделить достопримечательностям Килкенни достаточно времени.

В Килкенни

Третья остановка на нашем пути была возле озера Глендолох в горах Уиклоу.

Горы Уиклоу

Место волшебное. Среди горного леса стоят руины церкви и кладбище, рядом высится узкая круглая башня, чуть дальше – часовня. В 6 веке в этом живописном месте поселился святой Кевин, последователь святого Патрика. Впоследствии здесь возникло аббатство.

Через лес мы прошли от одного озера до другого. На горных склонах цвел вереск.  День клонился к вечеру, но солнце было очень ярким.

тур великобритания

Утром 7 дня мы смотрели сады замка Пауэрскорт. Усадьба Пауэрскорт находится в окрестностях Дублина. Сады очень красивые.

Северная Ирландия

После обеда мы отправились в Белфаст. От Дублина до Белфаста – 140 километров. Границу между двумя странами: Республикой Ирландией и Великобританией (областью Северная Ирландия) — мы даже не заметили.  Из зоны, где ходят евро, мы опять попали в зону фунтов.

Считается, что Северная Ирландия смотрится побогаче своей соседки, но я этого не заметила. А Белфаст выглядит, пожалуй, еще проще Дублина.

На улицах Белфаста

Ратуша в Белфасте

В Белфасте есть эффектная ратуша, попадаются красивые здания и площади, но в целом достопримечательностей в Белфасте немного.

Одна из них – музей Титаника. Злополучный корабль Титаник был построен на верфях в Белфасте. Мы посмотрели на верфи, на оригинальное здание музея, но сам музей был уже к этому времени закрыт.

Музей «Титаник»

8 день явился пиком нашего тура по Великобритании и Ирландии. В этот день мы побывали на Тропе Великанов, одном из самых потрясающих мест Ирландии. Прошлись вдоль берега моря, посмотрели на «вымощенную» тропу, уходящую в море.

Потом поднялись на скалы и шли вдоль кромки скал, наслаждаясь видами.

Шотландия

Во второй половине дня мы сели на паром и переправились в Шотландию.

Три ночи мы ночевали под городом Стерлинг.

9 день был посвящен Эдинбургу. В августе в Эдинбурге проходит фестиваль Fringe, в котором принимают участие многочисленные театральные коллективы и музыкальные группы. Это с одной стороны интересно, с другой – слишком много народу в центре.

тур великобритания

После экскурсии по городу мы пошли в Эдинбургский замок. От посещения замка осталось в основном ощущение толчеи.

Во второй половине дня была экскурсия в старинный шотландский город Сент-Эндрюс, известный своим университетом. В этом университете, к слову сказать, учились принц Вильям и его будущая жена Кейт — там они и познакомились. Я думала, что наследные принцы по умолчанию поступают в Кембридж или Оксфорд. А тут какой-то Сент-Эндрюс на самом севере страны, на берегу Северного моря. Оказывается, это тоже очень престижный университет и, кстати, очень дорогой. А еще Сент-Эндрюс – родина гольфа, и все решения касательно правил и атрибутики этой игры принимаются именно здесь.

В общем, большая часть группы поехала смотреть университет и гольфполя, а я осталась в Эдинбурге. Сходила в Национальную галерею, в Кафедральный собор, посмотрела выступления музыкантов.

Потом я встретила девушку из нашей группы. Мы вместе поднялись на смотровую площадку памятника Вальтеру Скотту (этот памятник представляет собой узкую и высокую готическую башню). Прошлись по Королевской миле, которая идет от замка до королевского дворца Холируд.

Вид на Эдинбург с высоты памятника Вальтеру Скотту

За дворцом Холируд поднимается высокий холм, вершина которого называется Трон Артура. По тропинке мы дошли до вершины.

Жителям Эдинбурга можно позавидовать, что у них прямо  в центре города есть такое место для прогулок.

На 10 день смотрели Стерлинг. И город хороший, и замок замечательный.

Гобелены в замке Стерлинг

Во второй половине дня ездили на озеро Лох-Катрин. Предыдущие группы организаторы тура возили на Лох-Несс, на самый север Шотландии, теперь выбрали озеро поближе.

Лох-Катрин – живописное лесное озеро в окружении гор. Справа от пристани вдоль берега тянется прогулочная дорожка. Можно подняться по тропе на вершину горы Бен-Ан. В лесу полно черники.

тур великобритания

Озеро Лох-Катрин и кораблик «Вальтер Скотт»

По озеру ходит исторический кораблик «Вальтер Скот». Многие из группы прокатились на кораблике. Я же отправилась на вершину горы, но дойти не успела.  Со склона открывались замечательные виды – на озеро и окрестные горы.

В 11 день был долгий переезд от Стерлинга до Лондона с остановкой в городе Йорк. Йорк – очень интересный город, там много музеев, кафедральный собор Минстер, знаменитый своими витражами, колоритная улочка Шэмблз с фахверковыми домиками, вокруг исторического центра сохранился большой кусок городской крепостной стены. К сожалению, времени хватило только на поверхностный осмотр, на прогулку по крепостной стене и подъем на Клиффордскую башню.

На улице Шэмблз

Клиффордская башня

После Йорка мы еще 350 км ехали на юг. За день ландшафт поменялся кардинально. Утром за окном были шотландские горы, покрытые вереском. Чуть южней начались изумрудные поля с барашками и коровами. Потом появились кустарники. Холмы понижались, а перед Лондоном сменились равниной. Начались леса. Вот так – от суровых шотландских гор и вересковых пустошей мы переместились на лесистую равнину.

Виды по дороге:

тур великобритания

В Лондоне были около 10 часов вечера.

А на следующее утро улетали в Москву. Впрочем, четверть группы осталась после тура в Лондоне, чтобы посмотреть город и окрестности по своей программе. Я здорово пожалела, что, когда заказывала тур, не предусмотрела такой возможности. Впрочем, поскольку английскую туристическую визу дают на полгода, многие стараются ее использовать дважды. Стоит виза дорого, получать ее муторно, так что раз уж визу дали, вторая поездка напрашивается сама собой.

И, действительно, не прошло и двух месяцев, как я снова оказалась в Лондоне. Но об этом уже другой рассказ.

Отели в Лондоне

Авиабилеты Москва-Лондон

Своим читателям я предлагаю промокоды на покупку тура на агрегаторе пакетных туров Травелата:

• Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye

Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов: