Маяк Анива – самая впечатляющая «заброшка» Сахалина. Он стоит на небольшой скалке Сивучьей, которая узким проливом отделена от мыса Анива.
Узкий гористый мыс Анива направлен в сторону Японии и омывается двумя морями: с востока Охотским, с запада Японским. Этот юго-восточный краешек острова Сахалин японцы называли Нака сирэтоко, «край земли». Одинокий маяк перед мысом довершает картину края света, делает её законченным шедевром.
Собственно, ради этой картины и отправляются на маяк Анива, преодолевают долгий путь по суше и по морю — ну, а как вы еще хотели попасть на край земли?
Японцы построили маяк за два года: с 1937 по 1939, продемонстрировав высокий уровень японской инженерии.
Действительно, когда видишь эту скалку, этот каменистый клочок земли посреди неспокойного моря, кажется невероятным, что на ней можно было водрузить высокотехнологичное высотное сооружение. Ведь строили с корабля, причем у скалы даже причала не было.
Автору проекта маяка, инженеру Синобу Миура пришлось решать множество нетривиальных задач, начиная с того, куда выгружать строительные материалы и заканчивая тем, как на этой скале создать приемлемые условия жизни для работников.
Время доказало устойчивость конструкции и продуманность всего проекта. Маяк Анива послужил и Японии, и — с 1945 года — России. С 1990 года он работал в автономном режиме на радиоизотопных источниках, а в 2006 году прекратил работу, изотопные установки демонтировали.
Со временем заброшенный маяк Анива стал достопримечательностью острова Сахалин и превратился в экскурсионный объект.
Содержание
Экскурсии на маяк Анива
Морские экскурсии на маяк Анива – одни из самых популярных на Сахалине. Стоят они порядка 7-9 тыс. рублей. Стоимость зависит от судна: есть лодки и катера, оба открытые. Катер более высокий, быстроходный, там меньше качка, меньше брызг. Поездка на катере более комфортная, но и стоимость дороже.
Также бывают различия в программе: есть ли попутные остановки на берегу, горячий обед или только ланч-бокс.
Морская прогулка сильно зависит от погоды. Так, мы забронировали поездку на маяк Анива на первый же день после приезда, но из-за волнений на море её отменили. Вместо нее мы отправились в бухту Тихую. И только в последний день нашего пребывания на Сахалине нам удалось попасть на маяк Анива.
Расскажу, как проходила наша экскурсия.
От Южно-Сахалинска до Новиково (сухопутная часть экскурсии)
Выезжали из Южно-Сахалинска в 11 часов дня, двумя небольшими автобусами.
Из Южно-Сахалинска направились на юг, к заливу Анива. Проехали Корсаков, свернули на восток. После поселка Пригородное асфальт кончается, начинается грунтовка (вполне нормальная).
Доехали до села Новиково. Во времена японцев за поселком был грузовой порт, вывозили уголь (сейчас бывшие угольные карьеры заполнены водой и образуют так называемые Бирюзовые озера, их посещают во время экскурсии на мыс Евстафия).
Старый порт выглядит неуютно. По краям стоят времянки, припаркованы разнообразные машины, автобусы и плавсредства.
У берега выстроились лодки и катера. Какие-то суда приходят, одни люди выгружаются, другие загружаются, и суда уходят. Постоянный круговорот туристов.
Морская прогулка до мыса Анива
Нам раздали спасжилеты и широченные прорезиненные плащи (часть армейского ОЗК). Ну, и сами мы предварительно утеплились.
Была середина сентября. Я надела теплую куртку, шапку и перчатки.
Нас разделили на тех, кто едет на катере и на лодках. Получилось один катер и три лодки. И в лодке, и в катере – 3 ряда по 3 человека. И еще человек сидит рядом с рулевым.
Вот так выглядит лодка:
А так — катер:
Садится лучше назад, ближе к корме, там меньше качка. Во время движения нос судна высоко задирается и периодически резко бьет о воду. Сзади, понятно, амплитуда меньше.
Если море волнуется, брызги попадают на крайних, во время волнений и ветра от них не убережешься даже на катере. Когда шли к маяку, заливало тех, кто сидел справа (со стороны моря). А когда возвращались, ветер дул в спину, всем было сухо. Но на самом деле плащи могучие и полностью закрывают, заливает только лицо и очки.
Если хотите уберечься от брызг, садитесь в середину. Зато по краям лучше обзор. Мне во всяком случае было интересно смотреть на берег, дорога красивая. К тому же берег оказался даже не совсем пустынным.
Довольно долго вдоль моря тянется дорога.
Иногда в распадках попадаются домики: то бывший погранпост, то летние строения рыбацких артелей.
А вот домики бывшего японского поселка Сато. Здесь проживали работавшие на маяке люди. Работали на маяке Анива вахтовым методом. Проектировал поселок тот же инженер, что и строил маяк, — Синобу Миура. После войны здесь была погранзастава Южная.
Кое-где на пляже стояли палатки и виднелись машины.
Встречались водопады.
Ближе к мысу Анива местность обезлюдела, скалы стали высокими и обрывистыми.
По пути обогнали наши лодки. Наш катер вышел из порта позже лодок и всех обогнал.
Дорога для меня прошла быстро, я сидела со стороны берега (с левого борта) и любовалась окрестностями. От Новиково до маяка Анива мы шли около часа. На лодках – чуть больше.
Маяк Анива внутри и снаружи
Наконец впереди показался маяк.
Когда подошли ближе, катер замедлился, мы медленно обошли маяк и причалили к каменистому берегу.
На соседнем островке было полно чаек, но на Сивучьей скале их практически не было (равно, как и сивучей).
Высадка возможна только при спокойном море. Ширина пролива между мысом Анива и Скалой Сивучьей — около 20 м.
Наш капитан спросил, все ли полезут на маяк. Две женщины отказались, остальные освободились от плащей и полезли на скалу. На осмотр маяка дали 40 минут. Этого времени вполне достаточно.
Высота скалы Сивучья – 9 м, маяка – 31 м.
Чтобы со скалы вскарабкаться на основание маяка, требуется некоторая сноровка, есть там одно неприятное место, метра полтора.
Ну, а потом начинаются блуждания по различным отсекам маяка, с уровня на уровень.
Маяк имеет 9 уровней, на которых размещены многочисленные помещения.
Первые три этажа – широкие, эллиптической формы. Внизу – обширное техническое помещение. Далее – кухня и склады. На третьем этаже – вахтенная, радиорубка.
Далее эллиптическая часть заканчивается, остальные 6 этажей находятся внутри бетонного цилиндра.
На крышу третьего этажа можно выйти, там получилась обзорная терраса.
На 6 этаже есть небольшой балкончик,
а на 8 этаже – круговая открытая галерея.
Виды с верхней галереи на мыс Анива
Люди с вершины маяка еле видны.
Маяк венчает застекленный колпак с мощным фонарем. Проблесковый осветительный аппарат запускался при помощи часового механизма.
Во всех помещениях — печальное запустение, заброшенность. После того, как маяк прекратил свою работу в 2006 году, некоторое время, как говорят, здесь сохранялся порядок. Но потом на заброшенный маяк начал ездить народ. Со временем всё, что могли, содрали, разрушили, разбили стекла. Внутрь помещений залетали чайки, обустроились здесь и добавили хаосу.
Одинокая точка жизни, край света. Какая всё-таки тяжелая служба была на этом маяке – всё жизненное пространство сосредоточено внутри бетонного цилиндра, а для прогулок имелся только малюсенький каменистый кусок земли вокруг маяка.
Мыс Мраморный
На обратном пути мы шли, по моим ощущениям, медленней.
Пару раз подходили к берегу. Один раз смотрели водопад,
второй раз подошли к сидевшим у костра походникам, и наш капитан спрашивал, когда их забирать.
А потом была остановка у Мраморного мыса. Я ещё по пути на маяк её заприметила – она сильно выделялась своим цветом на фоне остального пейзажа.
Пристали в укромной бухте прямо за скалой.
На скалу можно залезть, придерживаясь за канат.
По другому канату мы спустились в соседнюю бухту. (Собираясь на Сахалин, прихватите с собой хозяйственные перчатки – здесь периодически попадаются брошенные со склонов канаты, по которым можно куда-нибудь залезть).
Народ рассыпался по Мраморной скале и по пляжу, позалезал в разные расщелины и дырки.
Нафотографировались, нагулялись и дальше в путь.
А вот уже и порт Новиково
Окончание экскурсии
Погода в конце стала пасмурной, но после морской прогулки и лазания по маяку и скале настроение было молодецкое. Все испытывали подъем.
После высадки в порту мы сдали свои плащи и спасжилеты.
В качестве обеда каждому выдали ланч-бокс: салат и картошка с куском рыбы. Отдельно наливали чай, к чаю – конфеты и пряники.
Поели, расселись по своим автобусам и отправились домой, в Южно-Сахалинск. Прибыли домой в 9 часов вечера.
В общем, съездить на маяк Анива я, безусловно, рекомендую: живописные берега по дороге, эпичный маяк. К тому же это, кажется, единственная однодневная морская прогулка на Сахалине, которую предлагают турфирмы (возят еще на остров Монерон, но, как правило, на два дня).
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Спасибо за описание поездок. Два раза была на Сахалине, тем не менее нашла у Вас новую для себя информацию. Желаю много интересных путешествий.