Если вы меня спросите, что мне в Черногории понравилось больше всего, я без промедления отвечу: «Дорога в Жабляк через Плужине и перевал Седло». Это был апофеоз нашего путешествия по Черногории, 50 км непрерывного эстетического удовольствия.
Постараюсь подкрепить свои восторги подробным рассказом и фотографиями.
Содержание
Наш маршрут
В предыдущей статье я описала наш маршрут на машине. Мы ехали из Будвы в Дурмитор с ночевкой в Жабляке. После деревни Jasenovo Polje дорога на Жабляк раздваивается. Правая, через Шавник – более короткая и простая, но советую выбрать левую, через Плужине и Пивское водохранилище: она очень красивая.
Навигатор (конечная точка была задана – Жабляк) верещал всю дорогу до Плужине, стараясь нас вернуть на короткий путь. Поэтому, чтобы он вас не нервировал, задайте сразу маршрут через Плужине. Точки: Будва – Подгорица – Никшич – Плужине – Трса – Жабляк.
Возвращались мы из Жабляка в Будву через мост Джурджевича, Колашин и Вирпазар, вдоль каньонов рек Тары и Морачи. Это тоже живописная дорога, но все же по зрелищности на первое место я бы поставила панорамную дорогу в Жабляк через Плужине.
Пивский монастырь
Итак, после Jasenovo Polje мы выбрали левую дорогу и ехали в сторону Плужине.
Дорога медленно, но неуклонно шла вверх и сопровождалась пасторальными пейзажами: поля, коровки, холмы.
Перед Плужине был указатель на Пивский монастырь. Мы свернули направо и, проехав 350 м, остановились на небольшой парковке под монастырскими стенами.
Монастырь стоит на полянке среди леса, окруженный низкими стенами из белого камня.
Когда смотришь на него, думаешь, какое уютное место выбрали для монастыря. Оказывается, изначально он стоял совсем в другом месте, на берегу реки Пивы. Построили его в 1573 году, во время османского владычества, в укромном месте.
Он благополучно пережил и турок, и австрийцев. Но во времена Югославской республики решили на реке Пива построить гидроэлектростанцию. В 1970 году монастырь был разобран и перенесен на другое, более высокое место. А в 1975 году запустили гидроэлектростанцию, и там, где прежде стоял монастырь, теперь плещутся воды Пивского водохранилища.
Монастырь маленький. Центральное место в нем занимает храм Успения Пресвятой Богородицы.
В церкви сохранились фрески 17 века, их тоже аккуратно перенесли.
В основании креста – две большие рыбы
Возле одной из колонн стоит кресло с нарядным подголовником
Перед алтарем низко свисает причудливая люстра – большое кольцо на цепочках.
Церковный колокол помещен в отдельное строение
Народу было мало. Кроме нас, еще пара туристов (наши, русские, ехали из Будвы в Сараево) и трое местных. Одна из местных женщин попросила подбросить ее до Плужине.
От монастыря до Плужине – 9 км. Видимо, в туристический сезон здесь вполне можно полагаться на попутные машины. Вот зимой, наверно, дело обстоит хуже, туристов мало. А пешком за 9 км на службу не находишься. Почему, интересно, монастырь не переставили поближе к поселку?
Пивское водохранилище
В Плужине мы высадили попутчицу, а вскоре перед нами распахнулась синь Пивского водохранилища.
Мы остановились на смотровой площадке.
Пивское водохранилище часто сравнивают с норвежскими фьордами, оно так же стиснуто высокими горами и заполняет окрестные ущелья. Через него натянута зип-лайн, желающие могут прокатиться над водой в альпинистской обвязке.
Орлиная дорога
Пересекли водохранилище по высокому мосту.
Главная дорога вдоль берега уходила на север, в Боснию (от Плужине до боснийской границы – 26 км). Мы же свернули в горы и виток за витком стали подниматься по горному серпантину.
В скалах пробиты многочисленные туннели, неосвещенные, но короткие.
Подъем был крутой, но очень красивый. Мы часто останавливались на фотосессии.
С этой точки видно сразу два туннеля
По пути часто встречались «карманы» для разъезда с встречными машинами (впрочем, машин было мало). Были даже благоустроенные места отдыха, со столиками и навесами или просто лавочки.
Подъем мы одолели за полчаса.
По Орлиной дороге машины ездят только в летний сезон, зимой по обледенелой дороге там не подняться.
Индивидуальные экскурсии с посещением парка Дурмитор
Плоскогорье. Деревня Трса
Неожиданно скалы кончились, и мы оказались на обширном плоскогорье, заросшем травой.
И уж совсем я не ожидала увидеть после такого сурового подъема раскиданные по равнине домики.
Время от времени попадались стога сена, а среди травы паслись козы и коровы.
Дальше домики пошли кучней, даже кладбище с церковью было среди них.
Это была деревня Трса. Находится она на высоте 1450 м и сейчас является эко-деревней. Для размещения туристов здесь есть гостевые дома. Так что, если хотите остановиться на ночь в красивом месте, поесть вкусной и здоровой пищи, то, возможно, это ваш вариант. Здесь можно взять лошадь напрокат.
Имеется здесь и кемпинг
Дорога вилась среди волнистой равнины, понемногу забирая вверх.
А мы тем временем поднимались все выше и выше.
Одинокие домики продолжали попадаться, причем иногда в самых неожиданных местах.
И уж никак мы не ожидали увидеть на куске дороги баскетбольную площадку. С другой стороны, не пропадать же доброму куску ровной поверхности.
Гора Пруташ
На некоторое время главным объектом любования для нас стала гора Пруташ с вертикально стоящими слоями горной породы.
Одинокий страж дороги
Взволнованнность рельефа здесь усилилась, мы словно оказались внутри разбушевавшегося моря, только волны этого моря были неподвижны и поросли травой.
Дорога вертелась, Пруташ поворачивался то эдак, то так, а в самом козырном месте на небольшом возвышении стояла рамка для фотографий. Хочешь – одну гору в рамке снимай, хочешь, тоже в кадр залезай.
Перевал Седло
Пруташ закончился, теперь любуемся горой Седло. Перевал Седло находится слева (северней) от горы.
Действительно, седло, иначе не скажешь. У этой горы тоже своя рамка для фотографирования имеется. А также лавочки для любования. К рамке было не пробиться, туда как раз перед нами прибыла группа мотоциклистов, и они снимались по очереди в рамке на фоне Седла.
Поехали дальше.
Направо от дороги отходит грунтовка. В низинке вдоль нее стоят горные хижины.
Теперь впереди – гора Стожина (которая действительно похожа на огромный стог), а под ним маленькое озерцо.
И вот уже чувствуется близость цивилизации. Во всяком случае, появились размеченные участки земли, ограды. Местность стала более пологой.
Наша дорога Р14 вливается в широкую благоустроенную Р5 (которая идет через Шавник и которой мы пренебрегли в самом начале). По ней мы мчимся во всю дозволенную прыть и вскоре въезжаем в Жабляк.
Про Жабляк и наши прогулки по национальному парку Дурмитор читайте здесь.
А этот рассказ заканчиваю советом: если есть у вас возможность, прокатитесь от Плужине до Жабляка по Орлиной дороге и через перевал Седло. Можно в обратном направлении – от Жабляка к Плужине. Впечатления получите незабываемые.
Арендовать машину в Черногории лучше всего через агрегатор LocalRent.
Дорога не опасная, безумно живописная. Если не хотите сами за рулем, есть экскурсии.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Елена, благодарю за живописный во всех отношениях и подробный рассказ о Черногории. Всегда с удовольствием всё просматриваю и читаю, и надеюсь побывать в тех же местах)
Огромнейшая благодарность за рассказ и фото. Я тоже влюбилась в Черногорию сразу и бесповоротно. Этой любви моей уже 5 лет.
Огромное спасибо, Елена, за рассказ с фото. Нахлынули воспоминания о замечательном отдыхе в Черногории, о рафтинге по реке Таре, об остановках около Пивского водохранилища для фотосессии. Красивая страна и замечательные люди.