Церкви Венеции – тема неисчерпаемая. В Венеции, небольшом по площади городе, имеется полторы сотни церквей. Какие же из них следует в первую очередь посмотреть и на что обратить внимание?
Постараюсь вас сориентировать и дать некоторые наводки.
Содержание
Церкви Венеции, включенные в список Хорус
ХОРУС – это Ассоциация церквей венецианского патриархата. В ассоциацию входят 18 венецианских церквей
А именно:
- Церковь Санта-Мария дель Джильо
- Церковь Сан-Стае
- Церковь Святого Стефана
- Церковь ди Сант’Альвизе
- Церковь Санта-Мария-Формоза
- Церковь Сан-Пьетро ди Кастелло
- Церковь Санта-Мариа деи Мираколи
- Церковь Пресвятого Искупителя (Реденторе на острове Джудекка)
- Церковь Сан Джованни Элемозинарио
- Церковь Санта Мария-дель-Розарио (церковь Джезуати)
- Церковь Святого Паоло
- Церковь Святого Себастьяна
- Санта-Мария-дель-Кармело (Кармини)
- Церковь Сан Джиакомо дел’Орио
- Церковь Святого Иова
- Сан Джованни в Брагоре
- Сан Тровазо
- Сан-Заккария
- Церковь Сан Джузеппе (закрыта)
Посещение каждой церкви из списка Хорус стоит 4 евро.
Chorus-pass, дисконтная карта на все эти церкви, стоит 14 евро, она действительна в течение года, по ней можно по одному разу посетить каждую из них.
Если вы планируете посетить более 4 церквей из списка Хорус, то имеет смысл приобрести карту Chorus-pass.
Купить ее можно при входе в любую из этих церквей: либо карту за 14, либо разовый билетик за 4 евро.
К Хорус-пасс прилагается подробная карта Венеции с достопримечательностями, а также список церквей Хорус с расписанием их работы. Как правило, все они работают с 10-30 до 17 с понедельника по субботу. Церковь Сан-Стае – только по средам и четвергам с 14-30 до 17.
При посещении последующих церквей вы предъявляете свой Хорус-пасс. Кассир ставит крестик на «своем» объекте и спрашивает, откуда вы, чтобы выдать информационный лист по данной церкви. Почти везде есть экземпляры на русском языке. В информационном листе дается история возникновения церкви, а также написано, какие шедевры ее украшают. На обороте вы найдете схему расположения этих шедевров.
Как правило, это картины Тинторетто, Карпаччо, Тициана, Веронезе, Тьеполо, Пальма, Джордано и других венецианских художников эпохи Ренессанса.
Беда в том, что церкви, как правило, по вечерам (а иногда и днем) недостаточно освещены. А для того, чтобы подсветить шедевр, требуется кинуть 50 центов.
Приятным исключением из общего правила явилась церковь Сан-Поло, где в отдельной капелле Распятия размещен цикл картин Тьеполо-младшего «Крестный путь», изображающих все 14 остановок Христа на его пути на Голгофу. Картины размещены на уровне человеческих глаз, с хорошим освещением, и потому производят сильное впечатление и остаются в памяти.
При входе в каждую церковь, как правило, висит значок с перечеркнутым фотоаппаратом, однако все фотографируют в открытую, и никто из служащих не делает замечаний (единственный раз попросили не снимать в церкви Сан-Пьетро, а лучше купить у них открытки).
Для человека, бывающего в Венеции наскоком и пытающегося в короткий отрезок времени вместить как можно больше впечатлений, по прошествии некоторого времени все эти церкви сливаются в одно целое. За некоторым исключением.
Вот мои исключения:
- Про Сан-Поло я уже писала. Эта церковь осталась в памяти своим циклом Тьеполо «Крестный путь».
2. Запомнилась церковь Сан Джиакомо дел’Орио. Прежде всего, она была первой на моем пути, именно в ней я и купила Хорус-пасс.
Эта церковь сильно выделяется среди других церквей Венеции (в основном, барочных) своим нетипичным интерьером – в ней чувствуется такая давность веков, что захватывает дух. Сан Джиакомо дел’Орио – одна из старейших церквей Венеции, она была построена в 9 веке.
Посмотрите, какие необычные здесь потолки.
В дальнейшем церковь многократно перестраивалась и в результате пристраивания капелл приобрела своеобразную форму.
Вход в церковь находится в самом неожиданном месте – с маленькой площади возле канала, а совсем не с просторной кампо дел’Орио. Кстати, и кампо дел’ Орио – одно из самых приятных мест Венеции: зеленое, тихое, несуетное.
К сожалению, в самой церкви темновато. Так что разглядеть в подробностях некоторые картины, висящие в глубине часовен, не получилось. Есть хороший выход: носить с собой бинокль. Впервые бинокль был мной опробован в Ватиканских музеях. В мельчайших подробностях рассмотрела тогда фрески Рафаэля – замечательное ощущение.
3. Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка – вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.
Здесь вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» – выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).
4. Моя любимица – тихая и очаровательная церковь Санта-Мария деи Мираколи, чудесная шкатулка, украшенная резным мрамором нежнейших тонов снаружи и изнутри.
Построена она для хранения чудотворной иконы Божьей матери с младенцем, и все здесь устремлено к этой иконе. Вы входите в эту бесхитростную церковь, которую можно всю от дверей окинуть одним взглядом – а потом поднимаетесь по ступеням к алтарю, к чудотворному образу.
5. Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)
Бесплатные церкви
Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?
Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них поразительные.
Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.
Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона. Обратите внимание на перечень художников.
Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.
Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:
В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).
А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.
Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.
Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.
Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.
Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.
Внутри – великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.
Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).
В церкви есть 4 картины Тициана

Платные церкви
Есть в Венеции церкви платные, но не входящие в список Хорус.
Санта-Мария Глориоза дей Фрари, или попросту Фрари – безусловно, самая эффектная из церквей Венеции. Пышные надгробья Тициана и Кановы, резные хоры, многочисленные скульптуры, картины – все это великолепие разом обрушивается на каждого входящего в Фрари, и дальше ему остается ходить и все более изумляться и восхищаться.
В алтаре Фрари – “Санта Мария Ассунта” Тициана
Также обязательно нужно посетить Базилику Санти Джованни е Паоло, или, как ее называют местные, Сан-Заниполо (билет стоит 10 евро).
Грандиозный собор является местом захоронения 18 дожей, а также многих знатных венецианских родов. Захоронения и многочисленные часовни украшены со всей возможной пышностью скульптурами и картинами.
К Сан-Заниполо примыкает нарядный фасад Скуолы Сан-Марко. И тут мы плавно переходим к новой теме.
Скуолы
Институт скуол возник к Венеции в 13 веке. Скуола – это общество мирян, объединенных под эгидой некоего святого с целями благотворительны
Скуолы были закрыты Наполеоном, однако некоторые из них впоследствии возобновили свою деятельность. В первую очередь – Скуола Гранде Сан-Рокко, общество, избравшее своим покровителем Святого Роха, защитника от чумы. Страх чумы в Средние века способствовал обильным приношениям Святому Роху, и в результате правильно выбранного покровителя богатство Скуолы Сан-Рокко росло, как на дрожжах.
Здание Скуолы расписывал Тинторетто. Это два огромных зала плюс часовня и сокровищница. Входной билет – 10 евро.

Находится Скуола Сан-Рокко рядом с Фрари. Оба этих выдающихся объекта постарайтесь не пропустить.
Так же мне очень понравилась небольшая Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони (или далматинская скуола Святых Георгия и Трифона), в которой содержится цикл работ Витторио Карпаччо. Два небольших зала, один над другим, великолепные картины – я получила большое удовольствие. Билет стоит 6 евро.
В других скуолах я не была (за исключением Скуолы Санта-Мария делла Карита, в здании которой сейчас размещена Галерея Академии – главный художественный музей Венеции. Вот эту «скуолу» надо посмотреть в первую очередь).
Церкви на островах
Пару слов про церкви на островах лагуны. Есть среди них, прямо скажем, уникальные, стоящие совершенно особняком.
Будет время – обязательно постарайтесь добраться до Торчелло, отдаленного островка Венецианской лагуны. Во-первых, вы получите представление, на каких гиблых землях зарождалась Венеция – там они представлены в своей первозданности.
Во-вторых, на этом острове, посреди болот, стоит могучая, 11-го века Базилика де Санта Мария Ассунта, украшенная византийскими мозаиками: на куполе – парящая в золотом небе Дева Мария, на стене – Страшный суд.
Если не доберетесь до Торчелло, съездите на ближний Мурано: туда часто ходят вапаретто, время в пути 15-20 минут. Выходить надо на остановке «Museo» (на Мурано корабль делает несколько остановок). В музей Стекла можно не ходить, но собор Санти Мария е Донато на Мурано посетите непременно – тоже византийские мозаики в апсиде. А какие там мозаичные полы!
Еще один легко достижимый остров – Лидо. Вапаретто №1 ходят туда несколько раз в час, ехать минут 10-15. В северной части острова стоит церковь Сан-Николо, в которой хранятся мощи Николая Мирликийского.
Когда Миры Ликийские оказались под властью турок, то из Бари и Венеции были организованы экспедиции по спасению мощей святого. Барийцы прибыли первыми, взломали саркофаг и забрали большую часть костей. Венецианцам достались остатки. Тем не менее, церковь Сан-Николо почиталась до такой степени, что процедура обручения дожа с морем непременно заканчивалась службой именно в этой церкви.
До Сан-Николо я не добралась, только видела ее с палубы круизного лайнера, когда мы входили в Венецианскую лагуну.
Про такие островные церкви как Сан-Джорджо и Иль Реденторе (обе – шедевры Палладио) я не упоминаю, поскольку обе они «под носом», обе (особенно Сан-Джорджо) создают парадный облик Венеции, и, по возможности, их тоже следует посетить (и подняться на кампанилу Сан-Джорджо!).
Резюме
Я обозначила самую вершину айсберга, вскользь и субъективно – со своей кампанилы, так сказать. Разумеется, я посмотрела небольшую часть церквей Венеции. У каждого человека будут свои предпочтения.
Как писал Павел Муратов: “Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо».
Желаю, чтобы у каждого из читающих эти строки рано или поздно нашлось время для неспешных и вдумчивых скитаниях по Венеции.
В следующий раз мы с вами пройдемся по музеям Венеции.
Экскурсии по Венеции для небольших групп и индивидуальных путешественников
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me