Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.
Содержание
История появления Пантеона на холме Святой Женевьевы
Прогуливаясь в Париже по Латинскому кварталу, неизбежно в какой-то момент оказываешься перед грандиозным зданием в неоклассическом стиле, с мощной колоннадой и высоким, довлеющим над окрестностями куполом.
На фронтоне надпись — «Великим людям — благодарная Родина»
Пантеон водружен на вершине холма Святой Женевьевы – одного из семи холмов, на которых стоит Париж. И освоен этот холм был первым из семи.
Сначала римляне обосновались на острове Сите, но очень скоро перебрались на левый берег Сены и стали застраивать склоны холма. Следы первоначального римского города Лютеция сохранились до наших дней: это термы Клюни, арена Лютеции, декуманус – одна из центральных улиц древнего города (сейчас это улица Сен-Жак).
Пантеон на карте Парижа
Впоследствии холм назвали именем Святой Женевьевы, небесной покровительницы Парижа, жившей в 5-м веке. Ее молитвы, как полагают, спасли город от нашествия Аттилы – подойдя к Парижу, Аттила почему-то повернул вспять.
Со временем на холме возникло аббатство Святой Женевьевы. А в 18-м веке Людовик 15-й во время тяжелой болезни пообещал в случае своего выздоровления возвести достойнейшую церковь в честь Женевьевы. Строили церковь по проекту архитектора Суффло с 1758 по 1789 годы и закончили как раз к началу Великой французской революции.
Что делать атеистам-революционерам со свежепостроенной церковью, да еще такой грандиозной? Решили использовать ее как пантеон – для захоронения выдающихся людей, сделавших славу Франции. А над мощами святой Женевьевы надругались: отрезали ей голову, а тело сожгли.
Революция сменилась реставрацией монархии. Пантеон опять стал церковью Святой Женевьевы. Потом было еще несколько революций и реставраций, каждая из которых пантеон превращала в церковь и наоборот. В конце концов установилась республика, и маятник метаморфоз застыл на «пантеоне». И попутно «украсился» научным маятником – физик Жан Леон Фуко подвесил к куполу шар на тросе для наглядной демонстрации вращения Земли.
Меж тем крипта Пантеона пополнялась гробницами великих французов, и изначально сугубо мужское общество со временем было разбавлено двумя женщинами: полячкой Марией Складовской-Кюри, дважды удостоившейся Нобелевской премии, и Софи Бертло, женой химика Бертло, который ни за что не соглашался лежать в Пантеоне без жены.
Подъем на купол Пантеона. Париж сверху
В предыдущие мои визиты в Париж Пантеон оставался в стороне от моих маршрутов либо был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной как нельзя кстати и был открыт для посещения. Я отмела все свои планы и уверенно направилась изучать внутренности Пантеона.
Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Открыт музей ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля до 30 сентября – до 18-30). Отдельно продаются билеты за 2 евро на купол Пантеона. Подъем на купол осуществляется по сеансам. Я очень удачно подошла к началу очередного сеанса. К этому времени уже набралась интернациональная группа человек в 20.
В 11 часов мы под предводительством строгого официального мужчины отправились наверх. 206 ступеней по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда по крутой лестнице поднялись к куполу.
Круговая галерея
Виды с купола Пантеона открывались замечательные. Пожалуй, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Химер Нотр-Дам.
С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.
Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.
Нотр-Дом де Пари
Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.
Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.
Колесо обозрения на площади Согласия
За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса
Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов
Обратите внимание, сколько печных труб
Спускаемся с купола
Пантеон внутри
Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.
Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.
До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).
Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.
В центре зала качается неустанный маятник Фуко.
Макет Пантеона
Крипта
Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.
В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта
При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.
Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).
Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.
Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.
Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.
Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24
Обеим семейным парам (супругам Кюри и Бертло) предоставлены отдельные склепы.
Захоронения жертв революций 1830 и 1848 гг. — здесь уже идут списком
Тесное и темное подземелье пронизано узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.
Из крипты поднимаемся наверх, любуемся еще раз настенной росписью и покидаем этот пышный мавзолей.
После посещения Пантеона советую зайти в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.
А улица Суффло отведет вас к Люксембургскому саду. С аллеи сада открывается еще один открыточный вид на Пантеон.
Заказать трансфер из аэропорта
Экскурсии на русском языке для небольших компаний и индивидуалов
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Возле площади Пантеона мы были в ресторанчике. Посмотрела по схеме: были на ru de la Montagne-Sainte-Genevieve. Она выходит к церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Мои фотографии Пантеона не очень хорошие, он всё никак не вмещался в кадр))) Отойти вдаль не получалось, мы ждали автобуса. Почитать о нем, конечно, интересно, да и отношение испытываешь особое: столько великих граждан Франции нашли здесь последний приют. Виды с купола — потрясающие: весь Париж перед глазами.
Виды, действительно, замечательные, многие здания Парижа можно хорошо разглядеть. Когда мы были на галерее Химер, то брали с собой бинокль. Можно было разглядеть детали ближайших церквей и других примечательных зданий. Жалко, что при посещении Пантеона у меня с собой не было бинокля.