Экскурсия на Акташский ретранслятор – одна из самых популярных в селе Акташ. Ретранслятор находится в 17 км от села, он установлен на высокой плоской вершине Курайского хребта.
Собственно, туристов привлекает не сам ретранслятор, а виды, которые открываются от его подножия. Высота площадки, на которой стоит вышка – 3038 м, и на эту высоту есть возможность подняться на машине.
Содержание
Особенности экскурсии на Акташский ретранслятор
Дорога к ретранслятору проходима только для джипов. Из 17 км пути только первые 4 км – асфальт. Следующие 6 км приходится преодолевать по крутой, разбитой и размытой горными ручьями дороге (это самый сложный участок пути). Последние 7 км проходят выше зоны леса, дорога получше, там уже можно выписывать петли, но тоже есть свои сложности, как на любой горной дороге.
Экскурсии проводятся только летом и ранней осенью. И то, если весна поздняя, то на последних километрах может лежать лёд до середины июня, и тогда туристов высаживают чуть выше зоны леса.
Мы ездили в середине сентября, и нам сказали, что еще одна неделя – и сезон закроется.
Для местных жителей–владельцев джипов это хорошая возможность заработать в летний период. Село Акташ возникло в 1980-х при ртутном руднике, который в 2004 году был закрыт, и жители села остались без работы. Стоимость экскурсии – 2300-2500 рублей с человека. В Акташе проживает много казахов, и, насколько я поняла, именно казахи держат этот бизнес.
Необходимое условие для того, чтобы экскурсия состоялась, – безоблачное небо. Ну, это понятно: вся ценность этой поездки – в великолепных видах.
Стараются ездить на встречу восхода или заката. В высокий сезон, бывают, возят в течение всего дня, но днем будет сильно мешать солнце, поскольку самый эффектный объект – Северо-Чуйский хребет – находится как раз на юге. А вот на восходе или закате вы застанете быструю смену красок и в течение небольшого времени увидите совершенно разные картины.
Экскурсия длится 2-3 часа. На самой вершине проводят минут сорок — час. На обратном пути за дополнительную плату (плюс 1 000 руб.) могут завести на Озеро горных духов.
Акташский ретранслятор на карте
Координаты 50.340295, 87.748801.
Отзыв о поездке на ретранслятор в сентябре
Дорога на вышку
Выезд был назначен на 5 часов утра, так что к этому времени мы подошли к выходу из турбазы (наша турбаза «Караван» находилась прямо около Чуйского тракта, проходящего через Акташ).
Однако из-за непунктуальности водителя мы выехали на полчаса позже. Но все равно на улице было еще темно, как ночью. Небо было усыпано крупными звездами.
Мне удалось занять место рядом с водителем.
Быстро миновали асфальтовый кусок дороги. Через 4 км на развилке мы въехали в горный лес, и тут дорога оказалась просто ужасной. Приходилось лавировать между выступающими камнями, некоторых из них были весьма внушительными, так что машина сильно кренилась.
А раньше, как мне сказал водитель, здесь лежал асфальт, поскольку эта дорога вела к руднику, и надо было возить рабочих. Когда рудник забросили, дорога быстро пришла в негодность, поскольку ее размывают горные ручьи.
Наконец мы поднялись выше зоны леса. Стало светлей. Нас окружал суровый горно-степной пейзаж, трава на склонах гор была покрыта инеем. Дорога была относительно ровной, подмороженной. Главная сложность здесь – крутые участки и узкие петли серпантинов.
Проехали терриконы – возвышающиеся конусы отработанной руды. Чуть выше в распадке стояли покинутые здания общежитий и столовой для работников рудника.
И вот на очередном повороте посреди неба показались заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.
Снежные вершины здесь называют «белки́».
Всё выше и выше.
Смотровая площадка
Преодолев крутой подъем, мы въехали на большую ровную площадку, над которой возвышалась 70-метровая мачта Акташского ретранслятора. Этот ретранслятор (вышка УРС 08609) был установлен в 1981 году и по сей день обеспечивает устойчивую связь в своем районе.
У подножия вышки стоит дом для обслуживающего персонала, два гусеничных трактора, бочки. Всё это выглядит как заброшенная техногенная зона на краю света.
Выйдя из машины, я, признаться, испытала некоторое разочарование. Бывала я многократно в горах выше отметки 3 000 м, видела заснеженные вершины и ходила сама по таким.
Но постепенно величественная красота этого места забрала меня без остатка, и от моей самоуверенной снисходительности «бывалого альпиниста» не осталось и следа.
Над площадкой возвышается небольшой пик – одна из вершин Курайского хребта. На неё все и забираются.
От пика в сторону тянется волнистый гребень.
С обеих сторон от вершины пролегают глубокие долины рек: на западе – Корумду-айры,
на востоке – Ярлы-амры. В русле Ярлы выделяется яркое пятнышко – озеро Горных духов.
На юге тянется снежная цепь Северо-Чуйского хребта.
Торжественность и грандиозность этой картины вызывает ощущение чего-то надмирного, космического. Фотографии совершенно не передают величия окружающего пейзажа.
Однако в космосе холодно.
Постепенно свет нарастает. Все в ожидании. На востоке небо становится оранжевым. Вспыхивают снежные вершины. Пейзаж теплеет на глазах, наполняется красками.
Мы спускаемся к машинам и отправляемся вниз.
Обратный путь
Однако и обратная дорога подарила нам много красот.
Поскольку основное направление – на юг, перед глазами почти все время стоит гряда Северо-Чуйского хребта и зеленая долина перед ним.
А правый склон при солнечном свете оказался разноцветным, с розовыми, бурыми и серыми полосами.
Проезжаем домики рабочих и террикон.
Минуем лес.
И вот наконец асфальт.
Въезжаем в Акташ. Сельские детишки идут в школу. А мы направляемся в кафе на завтрак.
День начался красиво. А после завтрака у нас намечено ещё два замечательных объекта: Гейзерное озеро и алтайский Марс. О них будет отдельный рассказ.
Гостевые дома и отели в Акташе
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.