Крит        268         0     

Кносский дворец на Крите. Фрески минойской цивилизации



Кносский дворец на Крите стоит в одном ряду с величайшими творениями человечества – египетскими пирамидами, римским форумом, Великой китайской стеной.Это великолепное творение древних жителей острова является главной достопримечательностью Крита. И если вы оказались на Крите, обязательно съездите в Кносс.

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

схема где остановка автобуса в кносс из ираклиона

 

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

 

Время работы Кносского дворца и стоимость билетов

Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.

Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.

Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.

 

Экскурсии в Кносский дворец

Экскурсии в Кносский дворец очень популярны. Их предлагают и местные турагентства, и туроператоры, которые обеспечивают приток пакетных туристов на остров Крит. Обычно в такие экскурсии включен также Археологический музей в Ираклионе и небольшая прогулка по Ираклиону.

У оператора Тезтур экскурсия в Кносский дворец из Ретимно стоила 64€. В эти 64€ был включён обед и экскурсионное сопровождение во дворце и в музее.

В уличных агентствах Ретимно можно купить экскурсию за 16€ (только трансфер: доставка в Кносс и Археологический музей, времени дается по 2 часа на каждый объект), либо за 30€ с экскурсией.

Из Ретимно можно доехать до Ираклиона самостоятельно на междугородном автобусе за полтора часа, заплатив 8,3 евро (что мы и сделали).

Брать ли экскурсию или ехать самостоятельно?

В обоих вариантах есть плюсы и минусы. При наличии знающего экскурсовода интересно послушать экскурсию. Удобно, когда подвозят сразу к входу, и не надо искать в Ираклионе нужный автобус до Кносса.

С другой стороны, во время экскурсии ты ограничен во времени и должен осматривать дворец в режиме группы. Выигрыш по деньгам в самостоятельном посещении небольшой (а если брать в уличном турагенстве только трансфер за 16 евро, то самостоятельная поездка оказывается даже дороже).

Кстати, перед входом в Кносский дворец поджидают клиентов местные экскурсоводы. Так что при необходимости можно взять экскурсовода непосредственно там, на свою небольшую компанию и ходить уже в своем темпе.

Посетителей во дворце много – и групп, и самостоятельных туристов. Мы были не в самый высокий сезон. Летом, вероятно, народу значительно больше. К тому же место открытое, в жару может быть очень жарко. Запаситесь водой и зонтами от солнца.

 

Немного о Минойской цивилизации

Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.

Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.

Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

Фреска под названием «Коридор процессий»

 

А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?

стеатитовый сосуд

кносский дворец

 

На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.

минойский бык

кносский дворец

 

Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.

кносский дворец фрески

Фреска «Игра с быком»

 

Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.

минойская фреска

Эта фреска получила название «Парижанка»

 

Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!

Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских  папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам

В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.

кносский дворец фрески

План Кносского дворца

 



Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.

Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.

Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.

Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б)  пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.

Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.

Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт,  что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.

 

Исследование и воссоздание Кносского дворца

Мы можем любоваться творениями древних жителей Крита благодаря гениальной реконструкцией сэра Артура Эванса и датского архитектора и художника Пита де Йонга, работавшего под его руководством.

Имя Эванса стоит в одном ряду с именем Генриха Шлимана, который, опираясь на текст Илиады, открыл Трою. Эванс тоже, не будучи профессиональным археологом и так же опираясь на мифы о Тесее, открыл целую минойскую цивилизацию, которую он же и назвал «минойской». То есть, получается, что древнегреческие мифы не всегда выдумка, а иногда довольно точно передают историческую правду, раз на их основании совершены такие открытия.

В 1900 году Эванс начал раскопки Кносского дворца и продолжал их до 1930 года. Хотя обнаружен дворец был задолго до Эванса, и раскопки там начал местный археолог-любитель Минос Калокеринос.

Эванс гениально отреставрировал, а, точнее, воссоздал значительную часть этого дворца. Сейчас профессиональные историки его за это много ругают.  Говорят, что Эванс при воссоздании дал волю своей фантазии, и что, дескать, дворец был не таким, и что его интересовал только культурный слой, связанный со вторым дворцом, а остальное он уничтожил. Дело в том, что поселения на месте дворца были и ранее. Так, первый дворец, разрушенный землетрясением, существовал с 2000 до 1700 года до н. э. А позднее там была римская колония.

кносский дворец древние амфоры

Эти пифосы (большие керамические сосуды) сохранились от первого дворца

 

Может, что-то Эванс и делал неправильно, возможно, в чём-то грешил перед наукой. Но, не будь Эванса, не знали бы мы о прекрасных фресках и не любовались бы ни на что не похожими колоннадами и помещениями дворца.

Благодарные греки установили Эвансу памятник около дворца, а на родине он был возведён в рыцари.

Раскопки и восстановительные работы в районе дворца ведутся и сейчас, однако в основе он остается таким, каким его воссоздал Эванс.

 

Кносский дворец

Расположен Кносский дворец в нескольких километрах от моря среди холмов, поросших соснами, кипарисами, оливами и виноградом. Вдалеке видны горы.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Критская природа замечательно гармонирует с древними развалинами. Включив воображение, можно представить, как к дворцу со всех сторон спешили люди, дабы принести ему свои дары. С севера, от моря шли торговцы с товарами из далёких стран и рыбаки с уловом, с гор спускались пастухи, ведя коз и овец, из окрестных деревень крестьяне несли плоды земли: оливки, виноград, злаки и овощи. А из  великого города, столицы богатой морской державы, во все концы света отправлялись купцы и чиновники…

кносский дворец

Таким, в представлении исследователей, был Кносский дворец

 

Дворец, имевший более тысячи помещений, при всей сложности и хаотичности, хорошо структурирован. Входы в него ведут строго с севера, юг, запада и востока, а в середине  расположен центральный двор (как и в остальных критских дворцах). Стены сложены из гладко отёсанных каменных блоков.

кносский дворец

 

Частично сохранилась раскрашенная штукатурка, которой был облицован дворец.

кносский дворец фрески

 

Необычной, расширяющейся кверху формы колонны были и красные, и чёрные, и белые.

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

Деревянные антисейсмичные перекрытия, понятное дело, не сохранились, и Эванс восстановил их из железобетона, стилизовав под дерево.

кносский дворец перекрытия

 

При строительстве сооружений Кносского дворца были впервые в истории человечества  созданы (во всяком случае, более ранние не известны)  многоэтажные (до 5 этажей) постройки.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Этажи соединяли широкие лестницы, по которым и сейчас удобно подниматься.

кносский дворец

 

Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод. Керамические трубы хорошо сохранились.

Была решена проблема освещения помещений при отсутствии оконного стекла – были использованы световые колодцы и коридоры.

кносский дворец

 

Дворец включал парадные залы, жилые помещения, мастерские и склады. Так, Эвансом был обнаружен роскошный стул, который он идентифицировал как трон.

кносский дворец колонны

 

В этом же помещении был обнаружен небольшой бассейн, предположительно для омовений. Вдоль стен тянутся скамьи, а сами стены разрисованы ни на что не похожими загадочными грифонами. Был ли это действительно тронный зал, как предполагал Эванс, или это помещение использовалось для религиозных ритуалов, или там заседал какой-то совет – нам остаётся только гадать.

кносский дворец, "тронный зал"

кносский дворец фрески

 

Был в древнем Кноссе свой театр. Во всяком случае, так это сооружение назвал Эванс.

кносский дворец театр

 

Стены дворца украшали великолепные фрески и раскрашенные барельефы. Они сохранились лишь частично, но их замечательно восстановили под руководством Эванса швейцарские художники, отец и сын Эмиль Жилерон-старший и Эмиль Жилерон-младший и Пит де Йонг. Стиль этих изображений самобытный. И хотя отдельные детали напоминают этрусские, египетские или ближневосточные произведения, но в целом минойские творения ни с чем не перепутаешь. Они, на мой взгляд, оставляют самое большое впечатление от Кносского дворца.

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

И напоследок — несколько видов Кносского дворца

кносский дворец фрески

кносский дворец
кносский дворец фрески
кносский дворец
кносский дворец фрески

кносский дворец

 

Кроме дворца в Кноссе, на Крите есть ещё дворцы в Фесте, Малее и Закросе, относящиеся к той же эпохе. В этих археологических зонах обнаружено много интереснейших артефактов минойской культуры. Они даже более аутентичны, поскольку там не проводились реставрационные работы. По этой же причине они не так раскручены. В следующий свой приезд на Крит постараюсь побывать и в этих дворцах.



Полезные сервисы для подготовки к путешествию

- поиск авиабилетов - на Aviasales

- подбор отелей - на Booking. Потом сравните цены на HotelLook и на RoomGuru

- съём жилья у хозяев - на Airbnb или на Суточно.ру

- подбор готовых туров - на Travelata и на Level.travel

- оформление туристической страховки - на Cherehapa

- заказ такси/трансфера на KiwiTaxi или на intui.travel

- ж/д и автобусные билеты в Европе GoEuro.com и Rail Europe

Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Журнал "Путевые истории" - это собрание авторских рассказов о путешествиях с фотографиями, картами, практическими рекомендациями.
Наибольшая часть статей посвящена Италии. Однако и другие страны Европы, Азии, Африки представлены в той или иной степени.

Политика конфиденциальности
Подписка

Введите ваш е-мейл:

Поездки по годам:

Чтобы добавить сайт в закладки, нажмите Ctrl+D
Яндекс.Метрика
240*400
250x250