Монументальное кладбище Кампосанто – еще один шедевр пизанской Пьяцца деи Мираколи.
В предыдущих статьях мы посмотрели Пизанский собор и Баптистерий, поднялись на Пизанскую башню, а теперь направляемся к высокой мраморной стене, за которой находится кладбище.
Содержание
История возникновения Кампосанто
Кладбище Кампосанто – последний по времени объект, возведенный на Площади Чудес. И едва ли его строительство входило в первоначальный план. Просто, после того, как был закончен Пизанский кафедральный собор, пространство внутри и вокруг него стало заполняться могильными памятниками и саркофагами именитых горожан.
И тогда архиепископ Фредерико Висконти распорядился выделить для захоронений отдельный участок на северной стороне Соборной площади и обнести его высокой стеной. Землю на этом участке смешали с землей, привезенной крестоносцами из Иерусалима (пизанцы участвовали в первых крестовых походах, предоставляя свои корабли для доставки рыцарей из Западной Европы в Палестину и Сирию). После этого место стало называться Кампо Санто – «святое поле».
К строительству кладбища приступили в 1277 году под руководством архитектора Джованни ди Симоне. Через семь лет архитектор умер, и в этот же год в битве при Мелории Пиза потерпела сокрушительное поражение от Генуи, положившее конец могуществу Пизанской торговой республики. Работы над кладбищем встали и возобновились только в 14 веке. Окончательно Кампосанто было достроено в 1464 году.
На Кампосанто хоронили самых знаменитых и богатых жителей Пизы. После того, как Пизу завоевали флорентийцы, здесь появились захоронения членов семьи Медичи. Чести быть похороненным на «святой земле» также удостаивались выдающиеся ученые, работавшие в Пизанском университете, такие, как математик Леонардо Фибоначчи, физики Карло Маттеуччи, О.Ф. Моссотти, юрист Ф. Дечо.
Менее почетных граждан хоронили под каменными плитами в галереях. Для захоронения также использовались римские саркофаги, предварительно очищенные от предыдущих останков. Некоторые удостаивались прекрасных надгробных памятников.
Стены галерей со временем были расписаны фресками. Самые известные из них принадлежат Франческо Трайни и Буонамико Буффальмако, в том числе “Триумф смерти” и “Страшный суд“ Буфальмако. В 14 веке над циклами фресок работали Андреа Бонаюти, Антонио Венециано и Спинелло Аретино. Северную галерею расписывали Таддео Гадди и Пьетро ди Пучо, а заканчивал флорентиец Беноццо Гоццоли .
В начале 19-го века кладбище превратилось в полноценный художественный музей. Этому отчасти способствовал приказ Наполеона о закрытии многих церквей на территории Италии. Художественные ценности из закрытых церквей было приказано вывозить во Францию. Стараясь не допустить оттока ценностей, куратор кладбища Карло Ласинио свез в Кампосанто скульптуры и картины из окрестных церквей. Тогда же саркофаги и надгробные памятники из внутреннего двора были перенесены под своды галерей.
27 июля 1944 году на Пьяцца деи Микароли были сброшены бомбы (иногда я представляю летчика, летящего над Пизой и приводящего в действие бомбосбрасыватель как раз над Площадью Чудес — что испытал он в эту минуту? был ли хладнокровен, исполнял ли бесстрастно приказ или был в запале? – невозможно поверить, чтобы мог быть отдан такой приказ или чтобы человек по своей инициативе поднял руку).
Одна из бомб пробила деревянные перекрытия Кампосанто, начался пожар, который не могли потушить несколько дней. Уникальные фрески осыпались со стен. Собрать вместе мельчайшие кусочки и восстановить из них картины стоило неимоверного труда.
Во время восстановительных работ на стенах галерей были обнаружены первоначальные рисунки, синопии, поверх которых создавались фрески. Обычно эти графические рисунки наносил сам мастер, а фрески на основе этих рисунков могли писать и подмастерья. Синопии были аккуратно сняты со стен и перенесены в отдельное помещение. Так на Пьяцца деи Мираколи появилась еще одна необычная достопримечательность – Музей синопий, музей настенных рисунков художников Проторенессанса.
Внутренний двор
Кладбище окружено мраморной стеной, расчерченной высокими глухими арками.
Над главным входом возвышается изящный готический табернакль (работа мастерской Джованни Пизано). В глубине него виднеются скульптуры святых и Девы Марии с ребенком. На коленях перед Иисусом стоит донатор.
Пройдя через контроль, мы оказываемся в высокой длинной галерее.
Само кладбище представляет собой вытянутый прямоугольник, окруженный по периметру галереями. В центре находится внутренний двор, киостро. Сейчас он пуст и покрыт газоном, а некогда был заполнен могильными плитами и саркофагами.
Из галерей на внутренний двор выходят изящные окна, разделенные тонкими колоннами.
Между окон помещены маскароны.
Однако главные сокровища находятся в галереях.
Плиты и саркофаги
На мраморном полу галерей встречаются погребальные плиты.
Могила Антонио ди Сан-Пьетро
Вдоль стен галерей стоят римские саркофаги. Всего их на кладбище 84, раньше было больше. Часть из них, а также некоторые погребальные урны и надгробия помещены в Музей Дуомо.
Фрески «Страшный суд» и «Триумф Смерти»
Больше всего времени уходит на рассматривание фресок. Каждая из них – плотное по содержанию художественное полотно, с множеством деталей и приметами своего времени. Это послание к нам людей, живших почти тысячелетие назад. Мы видим, как они одевались, чем увлекались, что их занимало или тяготило.
Обход галереи начинается от входа направо, против часовой стрелки.
Первая фреска – «Житие святых отшельников Фиваиды» Андреа Бонаюти. К сожалению, цвета поблекли и потеряли прежнюю яркость. Рекомендую брать с собой бинокль, чтобы внимательно рассмотреть детали
Следующая фреска поярче – «Страшный суд» Буонамико Буффальмако.
Сверху по центру, в медальонах, — Спаситель и Богоматерь. По обеим сторонам от них сидят апостолы.
Под Иисусом и Богоматерью — ангелы, возвещающие в трубы о наступлении Судного дня и разделяющие мир на две половины: праведников и грешников
Благостно и радостно в стане праведников
А это, возможно, встреча близких людей.
А вот этого господина, выползающего на Суд Божий, карающий ангел бесцеремонно отправляет к грешникам. Куда-то отправится восстающий из гроба персонаж в короне и мантии?
В стане грешников царит смятение
Ангелы подталкивают этих выглядящих еще вполне по будничному людей в царство дьявола, на бессрочные страдания и муки.
Думаю, на верующих людей эта фреска производила сильное впечатление.
И вот главный шедевр Кампосанто – фреска Буонамико Буффальмако «Триумф Смерти» (более подходящий перевод «Торжество Смерти»).
В нижней части справа – благочинное общество дам и кавалеров под сенью деревьев. Они прекрасно проводят досуг: кто-то занят музицированием, кто-то — беседой, кто-то прогуливается.
Чуть левей изображен король, отправившийся со своей свитой на охоту. Кавалькада внезапно останавливается, наткнувшись на три гроба. Все в смущении. Даже лошади присмирели, а собаки насторожились.
От гробов тянется вверх дорога на скалу, где в бедных хижинах, в трудах и молитвах живут монахи.
Жизнь скромная и праведная, равно как и жизнь, прошедшая в излишествах и пороках, кончается одним — смертью.
А потом в небесах происходит жаркая битва за души людей. Хвостатые темные твари тащат души в свою сторону, светлые силы пытаются перетянуть в свою.
И посреди этого сражения реет седая старуха Смерть, нацелившись косой на очередную жертву
Автор «Триумфа Смерти», художник Буффальмако по воспоминаниям был веселым человеком. Даже имя у него было соответствующим – Буонамико («добрый друг»). А такой мрачный сюжет художнику заказал монах Доменик Кавалка для устрашения и назидания мирянам.
Надгробные памятники у восточной стены и часовня даль Поццо
У короткой восточной стены находится группа торжественных надгробных памятников. На многих надгробиях портрет умершего (умершей) скромно присутствует в виде барельефа, над которым располагаются статуи скорбящих женщин и плакальщиц.
Ближайший к нам — памятник Анжелики Каталани
Памятник Винченцо Салвагаури
Между надгробий находится вход в часовню Карло даль Поццо.
Главный алтарь этой часовни посвящен Святому Иерониму.
В стеллажах представлены многочисленный церковные ценности, перенесенные сюда из Пизанского собора. Здесь хранятся такие реликвии, как фрагмент Святого Креста, шип от Тернового венца, кусочек платья Девы Марии.
Над часовней возвышается купол.
Слева от входа в часовню даль Поццо выделяется скульптурная группа с фигурой Безутешной. При многих памятниках помещены горестные женщины, но эта – самая выразительная (скульптур Лоренцо Бартолини, 1841)
Некоторые, впрочем, в плакальщицах не нуждаются. Вот надгробный памятник юристу Филиппо Дечо (1535): лежит себе человек и книжку читает.
За его спиной — чудесная фреска с перспективой города
А это скульптура математика Леонардо Фибоначчи, который родился в Пизе в 1180 (предположительно) году и провел здесь часть своей жизни.
Северная стена
Переходим к следующей, северной, стене Кампосанто.
Фреска Беноццо Гоццоли, «Иосиф при дворе фараона»
Следующая часовня Аулла выделяется красочным керамическим алтарем (произведение Джованни делла Роббиа, 1518 ).
Самая старая часовня на кладбище Кампосанто — часовня Амманнати (1360 г.). Здесь находится надгробие Лиго Амманнати, ученого, преподававшего в Пизанском университете.
Фреска Беноццо Гоццоли, «Возведение Вавилонской башни»
Фреска Беноццо Гоццоли, «Проклятие Хама»
Заканчивается северная стена фреской, изображающей зодиакальный круг
Западная стена
Вдоль короткой западной стены тоже много великолепных погребальных памятников.
Памятник поэту и историку Лоренцо Пиньоли
Среди прочих выделяется памятник физику Моссотти
В центре западной стены висят остатки цепей, некогда протянутых над рекой Арно и закрывавших вход в Пизу со стороны моря.
Южная стена
Остается пройти половину южной стены, с которой мы и начали осмотр кладбища Кампосанто. Помимо главного входа, в этой стене находится и второй вход
На мой взгляд, здесь цвета у фресок сохранились лучше всего.
Центральное место занимает фреска «Житие Святого Раньери» Андреа Бонаюти и Антонио Венециано (пизанец Раньери Скаччери, живший в 12 веке, родился в богатой семье, но впоследствии раздал богатство и жил отшельником; является святым покровителем Пизы)
На этом наша прогулка по Кампосанто подошло к концу.
Осмотр кладбища-музея занял у меня около часа.
Для меня кладбище Кампосанто стало открытием и одним из самых сильных художественных впечатлений в Пизе. И, если бы у меня спросили, что на Площади Чудес надо смотреть в первую очередь, я бы посоветовала Пизанский собор и Кампосанто.
Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура
- Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
- Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
- Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye
Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:
- авиабилеты - Aviasales
- отели - Островок и Яндекс.Путешествия
- квартиры, апартаменты - Суточно ру
- туристическая страховка - Cherehapa
- такси/трансфер - KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто - LocalRent и Economybookings
- экскурсии - Tripster и Sputnik
- пакетные туры - Travelata и Level.Travel
- авторские туры - Большая страна и YouTravel.me
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.