Горный курорт Далат стал для меня одним из самых приятных мест, виденных мной во Вьетнаме. Я ездил в Далат на экскурсию из Нячанга. Впечатлений много.  Я даже подумал, как хорошо было бы остановиться здесь на несколько дней.

Чем хорош Далат

Далат расположен всего в 70 км от Нячанга.

Меня поразило отличие горного Далата от побережья. Отличается растительность: в Далате и вокруг него произрастает великолепный сосновый лес, как будто это не тропики, а средняя полоса.

Отличается и климат: в горах он значительно прохладнее (мой знакомый, побывавший в этих местах ещё в годы вьетнамо-советской дружбы, рассказывал, как намёрзся, путешествуя по вьетнамским горам в кузове армейского ГАЗ-66 и как счастлив был возвращению на тёплое море).

Далат, Вьетнам

Ну чем не Средняя полоса России?

А как прекрасны поросшие джунглями горы в окрестностях Далата, рассечённые глубокими ущельями и многочисленными водопадами!

История возникновения горного курорта

Основали этот город французские колонизаторы как курорт для своих высших офицеров.

В конце 19 века среди европейских держав было принято захватывать колонии. В том числе и в местах, совершенно не подходящих для проживания европейцев. Одним из таких мест был Вьетнам. Какова была цель этих захватов, мне не совсем понятно. Вряд ли затраты на колонизацию таких отдалённых от прекрасной Франции мест могли окупаться. Даже и при бесчеловечной эксплуатации местного населения. Да и много ли можно было получить дохода от аборигенов, живших в то время в условиях, приближённых к каменному веку? Наверное, мода такая была тогда у европейцев.

Так вот, Вьетнам был колонизован. Там нужно было содержать армию. А господа офицеры, в отсутствии кондиционеров, жутко мучились от изнуряющей сайгонской духоты. Солдаты тоже мучились, но их в расчёт, как обычно, не принимали.

Однажды доктор Александр Йерсин, известный борьбой с тропическими болезнями и тем, что открыл чумную палочку, поехал в горы и увидел, что на плоскогорье, где обитало племя лат, растёт прекрасный сосновый лес, и температура даже летом не превышает 25 градусов. На реке племени лат и был основан город-курорт Далат («да» на местном наречии значит «река», таким образом название города толкуется как «река племени лат»). И пишется раздельно «Da Lat».

Кстати, Йерсин столько хорошего сделал для этой страны, что вьетнамцы считают его своим вьетнамским учёным и очень чтут.

памятник Александру Йерсину в Нячанге

С тех пор прошло много лет. Невесть куда сгинули французские колонизаторы. Ушли и сменившие их американцы. А город-курорт Далат живет и процветает.

Экскурсия из Нячанга в Далат

Теперь об однодневной поездке в Далат, которую я совершил в самом конце ноября 2016 года.

В офисе компании «Мир-тур» купил однодневный тур за 20$, заплатив донгами по курсу. Мне было заявлено, что в эту цену будет включено абсолютно всё. «Ну, если всё, то конечно поеду», — решил я и купил эту путёвку. О чём нисколько не пожалел.

Подобные туры продаются на каждом углу города Нячанг. Цена туров в Далат от разных фирм колеблется от 12$ до 40. Продолжительность их 1 или 2 дня.

Мне было сказано, что автобус за мной прибудет в 6.10 утра. «Шведский стол» в моём отеле открывается в 6.00. И хотя я жалобно просил покормить меня на 5 минут раньше, меня запустили ровно в шесть. Быстро накидавшись всей возможной едой, я в 6.10 сидел и ждал обещанного автобуса.

Оказалось, зря так спешил. Автобус приехал в 6.25. После этого мы минут сорок собирали по отелям остальных путешественников, после чего покинули город.

Дорога в Далат

Погода была отличная, и я любовался вьетнамскими видами. Чем-чем, а водой Господь Вьетнам не обделил. И рисовые поля, и пальмы, и обрывы красной земли, и домики — всё стояло по колено, а где и по пояс, в воде. Зелень яркая, сочная. По рисовым полям, залитым водой, бродят коровы и цапли. Коровы, кстати, до сих пор используются как тягловая сила, и часто можно видеть, как пара их тащит повозку.

Далат, Вьетнам

Перед въездом в горы у нас была санитарно-продовольственная остановка в придорожном ресторане. Я совсем недавно приехал во Вьетнам и бегал вокруг, фотографируя всё подряд. Всё мне было внове.

санитарная остановка

вьетнамское рукоделие, цветы искусственные

А обслуживают в этом ресторане представители местной народности, которые отличаются от вьетов более смуглой кожей и волнистыми волосами. Гид сказал, что у этой народности до сих пор матриархат, женщины работают и могут содержать нескольких мужей. А мужики ведут домашнее хозяйство. Не знаю, так ли, но в ресторане работали действительно одни женщины.

После этой остановки начался горный серпантин с потрясающими видами.

В одном выигрышном месте, где дорога немного расширяется, нам сделали остановку на фотосессию.

Далат, Вьетнам

После этого мы больше не поднимались, а ехали по плоскогорью, именуемому Ма, на высоте примерно 1700 метров над уровнем моря. Появились сосны, сначала одиночные, а потом вдоль дорог потянулись сплошные боры.

В этих местах занимаются разведением кофе. Вьетнам, нужно сказать, занял 2 место в мире после Бразилии по выращиванию кофе. Нам сделали остановку на кофейной плантации. Кофейные кусты небольшие и сплошь усыпаны зреющими ягодами. Мы попробовали эти ягоды. Красноватая оболочка чуть сладковата, а под ней находится 2 кофейных зерна.

полновесный куст вьетнамского кофе

дом «нового вьетнамца»
Неплохо поднялись вьетнамские крестьяне на кофе.

Показались пригороды Далата. Удивительно, но они все заставлены теплицами. Безграничные поля теплиц, теплицы, уходящие за горизонт. Море теплиц. Подумалось, что вьетнамцы испортили курорт. И зачем нас везут в это тепличное хозяйство!

тепличные поля в окрестностях Далата

Но нет, в самом городе теплиц всё же немного.

Далат: достопримечательности

Парк Пренн

Первым делом нас привезли в парк Пренн, разбитый у одноимённого водопада. Этот чудо-парк, я думаю, был создан ещё французами.

Далат, Вьетнам

Представьте небольшую долину, которую амфитеатром окружают горы, поросшие сосновым лесом.

Центром парка является мощный водопад.

Здесь же организовано катание на слонах (300 тыс. донгов), буйволах и страусах (и то, и другое – 100 тыс. донгов, 1 рубль – это примерно 300 донгов).

Далат, Вьетнам

На слоне я катался в ЮАР. Флегматичный буйвол как транспортное средство не заинтересовал ни меня, ни кого-либо ещё из нашей группы.

А вот на страусе я прокатился. Страус попался нервный и агрессивный, всё норовил клюнуть, но обошлось. Удовольствие небольшое, и на страусе я вряд ли когда ещё поеду.

вот на этом страусе я сделал «круг почёта»

Здесь же устроен небольшой зверинец, где содержатся местные олени, птички и крокодилы.

Далат, Вьетнам

Обезьянка, посаженная на цепь, с удовольствием прыгала на руки доверчивых женщин. Но интересует эту хитрюгу не общение и не ласки, а содержимое сумочек.

В клетке сидят зверьки, род куниц, которые на свою беду полюбили лакомиться кофейными плодами. Собственно, зверьков интересует сладковатая ягода, а зёрна кофе целыми выходят из зверьков через то же отверстие, через которое у всех животных выходят продукты жизнедеятельности. Кому-то пришла в голову идея собрать эти «облагороженные» зёрна и заварить кофе. Говорят, в желудке зверьков кофейные зёрна подвергаются ферментации и приобретают некий божественный вкус. Таковой «кофе» именуется «лювак» или, как в шутку говорил наш гид Артём, «левак».

Не знаю, не пробовал. И даже за деньги не стал бы. По причине брезгливости не купил вьетнамский кофе, поскольку на всех его упаковках изображён вышеупомянутый зверёк.

Когда я спрашивал вьетнамских продавцов, не прошёл ли кофе через задний проход зверя, то всегда получал утвердительный ответ. И они очень удивлялись, почему капризный европеец не хочет покупать такой изысканный деликатес.

После посещения зверинца я прошёлся по сосновому лесу. Точнее, это не совсем лес, это окраина парка. Но знакомый каждому аромат разогретой хвои с примесью неведомых тропических запахов, удивительно мелодичные трели местных птичек (из наших отдалённо похоже поёт иволга) и мощные сосновые стволы среди неизвестных трав показались очень экзотичными.

На пруду можно за небольшую плату покормить карпов прямо с рук. Говорят, хорошо очищает карму.

Далат, Вьетнам

Над рекой между двумя деревьями натянут подвесной мостик.

Пройдя по нему, я оказался на тропинке, проложенной под водопадом. Никогда до этого под водопадом не был.

А сколько в парке красивых цветов и забавных скульптур и скульптурок!

Далат, Вьетнам

Конное изваяние аборигена на коне показалось очень похожим на медного всадника. А почему нет – вьетнамцы учились в СССР не только воевать, но и многому другому.

«медный всадник»

В общем, парк Пренн достоин посещения. И гораздо более подробного, чем получилось у меня.

Водопад Да Тан Ла

Вторым пунктом нашей программы был водопад Да Тан Ла.

ворота на Да Тан Ла

Рядом с водопадом устроен аттракцион «электросани». Эти «сани» по рельсам и под вашим управлением доставят вас прямо к водопаду и уже без вашего участия вернут обратно.

Это наверняка интересно и экстремально (дети и женщины с удовольствием визжат на виражах), но предлагается за отдельную плату. Я пошёл пешком и тоже получил удовольствие.

виды в районе водопада Да Тан Ла

А когда поднимался обратно, то и неоспоримую пользу для здоровья.

водопад Да Тан Ла

Ещё я спустился ниже водопада и увидел узкое ущелье, прорезанное потоком, над которым проложена канатная дорога. Ущелье заросло соснами и бамбуком.

Мне вспомнился Маугли, который в бытность свою в волчьей стае, любил купаться в подобной реке.

«Безумный дом», обед и шопинг

После этого нас привезли в отель «Безумный дом», или «Крейзи хаус». Это творение мадам Нга я описал в отдельном рассказе. Скажу только, что в Далате его нужно посетить обязательно.

Потом был обед с ромом. Обед состоял из обычных вьетнамских блюд, а ром (его специально вёз наш гид) был некрепок, всего-то 29 градусов. Многие туристы отказались от выпивки, в результате чего другие, морально нестойкие, стали несколько неадекватны. Но, впрочем, ничего криминального.

Далат, Вьетнам

Разгорячённые и приведённые в благодушное состояние, то есть подготовленные, мы были доставлены в торговый центр, где, помимо разных сувениров, широко были представлены местные кофе, какао и чаи. Их можно продегустировать. Туристы с удовольствием предались дегустации и шопингу и накупили всякого товару изрядно.

Эта вьетнамская бабушка в своё время победила американский империализм. С нашей помощью, разумеется.

Золотой Будда

После торгового центра нас доставили к огромной статуе золотого Будды.

Далат, Вьетнам

Я был в Китае и всяких будд повидал там немало. Да и золотым вышеозначенный идол выглядел только издалека. Но всё равно интересно, забавно и поучительно. Особенно запоминаются скамейки, на которых написаны имена бывших граждан СССР. А ведь при социализме все были атеистами. Даже и из мусульманской Киргизии имеются. Мало ли, а вдруг Будда поможет?

Маленький (на фоне большого Будды) идолёнок с покоцанным задом и со свастикой во лбу показывал рукой что-то похожее на «хай гитлер».

По этому поводу хочется сказать, что изображение свастики очень распространено во Вьетнаме. Конечно, это никак не связано с нацизмом. В своё время много говорилось на эту тему.

Была и такая версия, что хитрые азиаты обманули глуповатого Гитлера и подсунули ему свастику, закрученную в неправильную сторону. Но, во-первых, Гитлер и его учёные были не так глупы и вполне могли иметь своё мнение по этому вопросу, а во-вторых, во Вьетнаме попадается свастика, закрученная и как у нацистов, и наоборот.

В общем, большой золотой Будда не произвёл на меня большого впечатления.

Пагода Линь Фуок

А вот пагода Линь Фуок, посещение которой было у нас в конце, «на сладкое», так сказать, мне очень понравилась.

Далат, Вьетнам

Построена она в прошлом веке, но выглядит очень здорово. Своей сложной системой лестниц и переходов она похожа на «Безумный дом». Возможно, планировку своего творения мадам Нга подсмотрела именно здесь.

вид с пагоды

монастырь в отдалении

После этого, довольные, нагруженные кофе, какао и впечатлениями, мы уже по темноте возвращались в Нячанг. В отеле я был в девятом часу.

А ведь нам не показали ни старый французский квартал, ни старый вокзал, ни виллу последнего вьетнамского императора Бао Дая, ни католический храм, ни водопады и монастыри в окрестностях Далата. А знаменитое озеро Сюан Хыонг мы видели только мельком. Вот чего не жалко, так это того, что не показали местной «Эйфелевой башни», которая согласно путеводителям, тоже относится к главным достопримечательностям Далата. Всё же я видал настоящую башню инженера Эйфеля.

Так что если будете во Вьетнаме, по возможности езжайте в Далат на пару или больше дней, чтобы охватить все достопримечательности Далата. Можно съездить самостоятельно, можно взять экскурсию в Далат на два дня.

Список всех мероприятий и экскурсий в Далате

Отели в Далате

Крейзи-хауз, самая необычная достопримечательность Далата

Туры во Вьетнам

Анонсы статей я публикую в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Травелата: промокоды на покупку тура

• Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye

Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов: