Экскурсия из Паттайи в Камбоджу начинается с подъёма в 3-30 по местному времени, то есть по Москве — в 23-30. Ровно в 4 у отеля останавливается микроавтобус Тойота, и я отправляюсь в путешествие в другую страну. Но сначала мы забираем всех, кто тоже едет в Камбоджу. Таковых немного, не набирается даже на полный микроавтобус.

Поездка в Камбоджу не пользуется большой популярностью у наших туристов, гораздо больше народу едет на реку Квай. Я же и в Тайланд поехал в первую очередь для того, чтобы посмотреть Ангкор.

Переезд из Паттайи в Камбоджу

Сначала едем по темноте, и народ спит. Только я глазею в окно. Там ничего не видно, но на душе томительно, предвкушение чего-то нового, поэтому не спится.

Наконец рассветает. Но за окном ничего интересного. Дорога отличная, вдоль дороги тянутся поля с одинокими деревьями. Такой пейзаж можно увидеть и у нас.

В придорожном кафе останавливаемся перекусить. Все едят то, что выдали в отелях в качестве сухого пайка.

Потом едем до пограничного города. Покидаем микроавтобус и ждём местного «помогайку», который должен перевести нас через границу. Основная очередь на переходе движется еле-еле. Для нас же переход проходит очень быстро, мы его практически не замечаем, поскольку он у нас оплачен. Только паспорта нам не возвращают, говорят потом, в отеле. Нам направляют в голову какой-то прибор и выдают желтые бумажки, где сказано, что мы не болеем эболой.

И вот в 8-35 мы уже на территории королевства Камбоджа.

Камбоджа, пограничный переход

Сразу заметны отличия от Тайланда – запах тухлой рыбы, который появился ещё на тайской стороне границы, здесь очень силён, мусор на дороге, огромные телеги с поклажей, которые тащат мотоциклы.

Сбиваемся в кучу и ждём провожатого. Через несколько минут он сажает нас в автобус типа «пазика». Народ возмущается – и это комфортабельный автобус, обещанный в путёвке! Но нет, он отвозит нас до автостанции, а там мы пересаживаемся во вполне комфортабельный, хотя и не новый автобус. Пока суть да дело, идём в туалет — вполне чисто, и, в отличие от тайской стороны, бесплатно.

Камбоджа, Пой Пет, автовокзал

Автовокзал в Пой-Пэте

По территории неспешно прошествовали местные коровы, похожие на индийских зебу. Н-да. Появляется наш гид по Камбодже Данила. Он русский и уже 3 года обитает в этой стране. Мы отправляемся в путь.

Дорога от пограничного Пой-Пэта до Сием-Риапа неплохая. Гид сказал, что это самая широкая и благоустроенная дорога Камбоджи. По сторонам от дороги совершенно плоские рисовые поля с сахарными пальмами и отдельные домики. Некоторые из них выглядят даже очень ничего.

Камбоджа, рисовые поля

рисовые поля

Камбоджа, крестьянский дом

обычные домики

Параллельно автомобильной идёт железная дорога, но она не используется. Многие дома на сваях, от наводнений и змей, поясняет гид.

«Чей это дом?», — предлагает угадать Данила, показывая на неприлично огромный особняк. Оказывается, дом мэра пограничного города.

Камбоджа, дом мэра

мэрский дом

Данила же обратил наше внимание на сахарные пальмы, которые кхмеры (основной народ Камбоджи) очень любят, поскольку из их сока можно делать самогон и массу других полезных вещей, тот же сахар.

Камбоджа, сахарные пальмы

рисовые поля с сахарными пальмами

домик с сахраными пальмами

домик с сахарными пальмами

Еще он сказал, что в Камбодже три сезона – жарко, очень жарко и нестерпимо жарко, так вот сейчас – просто жарко.

Указал он нам и на приспособления, установленные вокруг созревших рисовых полей, в виде небольших, примерно 1 кв. м, кусков полиэтилена, натянутых вертикально. Под каждым таким куском полиэтилена стоит тазик с водой. Ночью за полиэтиленом зажигают лампочку. Саранча и прочие насекомые летят на свет, ударяются в полиэтилен и падают в таз с водой. А утром приходит похмельный кхмер, с вечера перебравший вина из сахарной пальмы, сгребает жуков и жарит их в масле себе на завтрак. «Затея сельской остроты», как сказал Пушкин, правда, совсем по другому поводу.

По дороге среди обычных японских грузовиков попадаются (и довольно часто) наши Камазы, видел и Маз, и ЗИЛ в характерной бело-голубой окраске. «Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке». Это всё наследие советско-камбоджийской дружбы, которая длилась до 1989 года. Камазы до сих пор в хорошем состоянии, можно гордится нашим автопромом. Данила сказал, что Камбоджа должна России 1,5 млрд долларов. Ох, боюсь, что этот долг будет существовать вечно или до тех пор, пока щедрая РФ не простит его, как уже было неоднократно.

По дороге у нашего автобуса лопнуло заднее колесо, и мы потеряли больше часа, пока водитель решал, что делать, потом медленно двигался до шиномонтажа и, наконец, на самом шиномонтаже. Мне так показалось, что колесо на замену мастер нашёл в куче выброшенных колёс, но саму замену сделал быстро и сноровисто. Благодаря поломке мы ближе познакомились с бытом кхмеров и посмотрели, что из себя представляет необработанный рис, который в массе сушится около домов. Так, не зная, я бы сказал, что это овёс.

Камбоджа, сушка риса

Сушка риса

необдирной рис

Собственно рис

Ну, а жена хозяина шиномонтажа, видимо, довольная неожиданным доходом, угостила нас бананами. Бананы маленькие, какие продают и в Таиланде. А на вкус – бананы как бананы.

камбоджийский шиномонтаж

Камбоджийский шиномонтаж. Вот эта шина и была поставлена на автобус

После ремонта мы быстро добрались до Сием-Риапа, который из окна автобуса показался вполне себе городом. Много отелей, приличные дороги, на реке с таким же, как у города названием, есть набережная, на которой даже стоят скамеечки для отдыха.

Привезли нас на обед в кафе, похожее на советскую столовую. Обед был неплох, подавали суп типа «том ям», только покислее, чем в Тае, рис, жареный картофель ломтиками типа фри и не совсем понятное блюдо типа тушёной утки. Подали воду в стаканах, но я побоялся заразы, воду пить не стал, а купил кружку вполне приличного пива.

камбоджийская столовая

Отель «Дух Ангкора». Сием Риап

В 2 часа нас привезли в отель и сказали, что до завтра мы можем отдыхать. Непонятно, зачем было вставать в такую рань, чтобы приехать в середине дня (притом, что мы час потеряли из-за поломки) и потом сидеть в отеле и ничего не делать. Раньше, говорят, несколько часов тратилось на переход границы, но границу мы перешли за полчаса, а программы на вечер фирма не предусмотрела.

Делать нечего, пришлось развлекать себя самому. Сначала осмотрел отель, который называется «Дух Ангкора».

Сием Риап, отель "Дух Ангкора"

Наш отель «Дух Ангкора»

Трёхэтажный отель неплох, сделан в стиле ангкорских построек, обсажен всякими экзотическими растениями, в том числе деревьями путешественников. Имеется бассейн, в котором я не преминул искупаться. Хорошо, только вода малость зацвела, хотя и пахнет хлоркой.

на территории отеля

Сием Риап, отель "Дух Ангкора"

бассейн

деревья путешественников

Ну, походил по небольшой территории, посмотрел, а дальше что? Вышел за хилый забор, там обычная камбоджийская грязь. Стал спрашивать водителей местного транспорта — драндулетов с крышей, прицепленных к мотоциклу (нормальных такси не наблюдалось) — сколько стоит доехать до озера Тонлесап.

камбоджийское такси

Просят 15 долларов. Я предлагаю 2. Но до озера 15 км, это далеко, говорят они, а за 3 доллара можно только до центра города. Ко мне присоединяются 2 наши женщины из Красноярского края, и мы едем в центр втроём за те же 3 доллара, на каждого получается недорого.

на улице города Сием Риап

Походили по рынку, зашли в магазин, ещё походили по рынку. Я купил футболку с изображением Ангкора, просили 5 долларов, сторговался за 3. Надо сказать, что в Камбодже можно расплачиваться как долларами, так и тайскими батами. Наверное, можно и местными риэлями, но их я получил только на сдачу, вместо 50 центов мне сдали 2000 риэлей.

Кхмеры, или кто они там, в общем, жители Камбоджи, очень приветливы и доброжелательны и обычно стараются угодить иностранцам. Зная начатки английского, с ними всегда можно договориться. Внешне они сильно отличаются от тайцев. Конечно, они перемешаны, и с той и с другой стороны границы есть разные, но в среднем тайцы типичные монголоиды, только ноздри у них побольше, чем у китайцев, да губы потолще, а кожа довольно светлая. А вот у кхмеров кофейный цвет кожи, и они не узкоглазые. Своеобразный тип.

Озеро Тонлесап

Побродили по рынку и решили, что достаточно, нужно ехать на озеро. Договорились с водителем таратайки и втроём за 15 долларов поехали на Тонлесап. Эта поездка может быть приравнена к аттракциону. Дорога грунтовая, вдоль неё стоят хлипкие хибарки местных жителей, кое-как сляпанные из подручных материалов – досок, фанеры, соломы, листьев.

река Сием Риап

на мосту — рыболов

под мостом — купальщик

обычный жилой дом

Всюду мусор, грязь, лужи и очень сильные пряные запахи. Хотя краски яркие, народ весёлый. В протекающей вдоль дороги сточной канаве ловят рыбу, там же моют посуду и стирают. В общем, как сказано в одном из отзывов о Камбодже, «образцово-показательная нищета». Это всё были пригороды Сием Риапа.

Сейчас смотрю фотографии и вроде ничего необычного. Но там казалось, это что-то запредельное, видимо, из-за запахов. Гид Данил сказал, что кхмеры готовят из квашенной, а, по-нашему, тухлой, рыбы свой любимый соус «прахок», имеющий удушающий аромат тухлятины. «Так, может, он на вкус хорош?», — спросили мы. – «Вкус тоже тухлой рыбы». И этот запах царит повсеместно над камбоджийскими селениями.

тоже жилые дома

а здесь даже покрыли железом

Город закончился, проехали мимо какой-то горы и выехали на широкую пыльную площадку, заполненную автобусами. Водитель драндулета остался ждать, а мы пошли любоваться озером и окрестностями.

Озеро Тонлесап, название которого переводится, как «большая чистая вода», оказалось большущей грязной лужей. Дождливый сезон только что закончился, но воды было мало, плохой сезон. Тем не менее, китайские туристы постоянно отплывали на прогулки по озеру на небольших катерах. К слову сказать, Тонлесап — самое большое озеро не только Камбоджи, но и всего Индокитая.

Ну, а мы пошли смотреть плавучую деревню. И вот тут ни в сказке сказать, ни пером описать. Отвратительного вида жилища установлены на утлых лодках или плотах, люди цвета кофе с молоком ловят рыбу в такого же цвета воде. На тех же лодках куры, свиньи, растут какие-то цветы и овощи.

Пожилая женщина с чёрными зубами с удовольствием пьёт что-то из пиалы, напиток такого же цвета, как вода в озере. Тут же плавает нечто большое с крестом на крыше, видимо церковь.

озеро Тонлесап, плавучая деревня

плавучая церковь

Долго смотреть на это не хочется, и мы на нашей убогой карете возвращаемся в отель. Меня мучают вопросы: «Откуда эти несчастные берут питьевую воду? Где они стирают одежду? Куда они сливают отходы жизнедеятельности?» Ну, да бог с ними. Не мои это проблемы, и не мне их решать.

В отеле первым делом принимаю душ. Мой номер на первом этаже, и по полу в душе ползает маленький, вроде бы земляной, червячок. Ладно, что не змея.

В 6 темнеет, иду в ресторан. Там уже сидят мои попутчицы. В темноте прилетают комары. Их немного, но от греха мы брызгаемся репеллентом, который я, начитавшись страшилок про Камбоджу, прихватил с собой. В остальном страшилки не подтвердились – ходил я в открытых сандалиях и ноги не запачкал .

Я заказал рис с морепродуктами за 5$, очень недурно, и стаканчик виски за 4,5$, на поверку оказавшийся меньше рюмки, но было приятно. После ужина забрёл на третий этаж отеля, там раньше, видимо, располагался ресторан, сейчас заброшенный. В полутьме споткнулся о большую пёструю лягушку, которая укоризненно на меня посмотрела. После этого решил больше не искать приключений и пошёл в номер.

В номере было хорошо, прохладно, кондиционер, в отличие от тайского, работал тихо- тихо. Посмотрел немного англоязычный канал Animal planet и лег спать. Завтра трудный день, предстоит Ангкор, то, ради чего я сюда и поехал.

Храмы Ангкора

Утром отъезжали в 7, после завтрака. В автобусе нас ждал местный гид по фамилии Чанг. Звать себя он предложил Пашей, русский выучил, когда жил в Ростове-на-Дону, но выучил не очень хорошо. Фамилия, как он признался китайская, дед был китайцем, но цвет кожи, как положено кхмеру, кофе с молоком.

Ангкор, гид Чанг

наш гид Паша Чанг

Первым делом он сказал, что Пол Пота подставили, а изучать его настоящую историю запрещено. Далее Чанг намного рассказал про Ангкор, в общем, то, что я знал, и о правилах поведения в этом историческом месте. Главное правило – в храм могут не пустить, если у вас голые плечи и колени, просто накинуть платок не прокатит. Я об этом читал и был одет в брюки и в рубашку.

Нас привезли к Ангкор Вату, сфотографировали и выдали билеты с фотографией. Эти билеты в дальнейшем проверяли в каждом храме.

Паша подвел нас к дороге, ведущей к храму, и сказал, что будет ждать нас через полтора часа. На этом его миссия завершилась. Но мне он был и не нужен, с его плохим русским.

А широкая, из подогнанных каменных плит дорога, проложенная между двух искусственных водоёмов, действительно, вела к Храму.

Ангкор Ват

дорога к Храму

Ангкор Ват огромен. Он прекрасен. Его нужно видеть. Не зря красные кхмеры говорили, что раз уж наши предки смогли построить Ангкор, то мы сможем построить настоящий социализм. У русских не получилось, у китайцев тоже, а мы пойдём своим путём. И ведь почти построили, да такой, что весь мир содрогнулся. Но это уже совсем другая история.

лотосы

Посетители в Ангкор Вате из самых разных мест Земли – из Австралии, Китая, Британии, были даже чилийцы. Но поскольку он огромен, кажется, что их немного.

Сначала — первая терраса, потом вторая. И, наконец, третья, с очень крутой лестницей наверх. Храм сохранился отлично. Стены и крыши, сделанные из каменной черепицы, не имеют никаких щелей. Не халтурили древние.

Ангкор ват

Ангкор Ват

Серо-черный храм, синее жаркое небо, и вдалеке парит воздушный шар. Замечательное зрелище. С воздушного шара, наверное, смотреть ещё лучше, да только времени у меня не было полетать на нём

В общем, полутора часов для первого осмотра Ангкор Вата оказалось вполне достаточно.

Дальше повезли в Ангкор Том («ват» — это храм, а «том» — крепость). Мы проехали по мосту, на котором с одной стороны выстроились демоны, а на другой боги. Боги и демоны, обернув вокруг горы первобытного змея-нага, совместно сбивали первобытный океан, чтобы получить нектар амриту.

Ангкор Том

боги

демоны

Въехали в узкие ворота крепости и подъехали к храму Байон, который известен своими огромными ликами, напоминающими лица истуканов с острова Пасхи.

Байон сохранился несколько хуже, чем Ангкор Ват, он поменьше, а туристов там гораздо больше. Прямо муравейник. Особенно много было французов и японцев.

Огромные, подобные горам, бесстрастные лики на фоне синего неба впечатляют. Но стало уже жарковато. На посещение Байона нам дали час с небольшим. Тоже, в общем, хватило.

Ангкор Том, Байон

храм Байон

Затем нас повезли в Та-Пром, где огромные деревья прорастают прямо из стен.

Та-Пром невелик, как бы камерен. Чувствуешь себя затерянным в джунглях. Наш Паша-Чанг оживился и, подведя нас к огромному дереву, сказал, что это смоляное дерево, из которого древние получали смолу. На этом его объяснения закончились. Стало уже очень жарко и, после часового осмотра храма, мы, разомлевшие, потянулись в автобус.

Завершение поездки

И тут Паша радостно сообщил, что наконец-то мы, осмотрев ветхие развалины, поедем на долгожданную фабрику китайских лекарств. Тут я возмутился – мало того, что к часу дня мы уже закончили осмотр Ангкора, так ещё и очередную «фабрику», которой не было в программе, навязывают.

Часть туристов меня поддержали, а часть, что самое удивительное, стали ругать меня, говорить, что паспортов у нас ещё нет, нас не выпустят из этой Камбоджи, и чтобы я не умничал. Некоторые же говорили, что всё это бесполезно.

Тем не менее, я продолжал стоять на своём. И вот, после обеда в том же кафе, что и вчера, нам раздали паспорта с камбоджийскими визами, и Паша объявил, что на «фабрику» нас не повезут, а свозят в заявленный в программе храм «Памяти жертв геноцида».

Храм оказался маленьким, о жертвах рассказывали два небольших стенда с подслеповатыми фотографиями, да напоминал стеклянный куб, наполненный на 2/3 черепами людей, убитых во времена правления красных кхмеров. Осмотр закончился очень быстро, и на этом наша культурная программа оказалась завершённой.

храм жертв геноцида

Уже после этого нас завезли в магазин чая, кофе и местных сувениров, где наш соотечественник рекламировал кофе местного производства, в том числе кофейные зёрна, прошедшие через кишечник какого-то зверька. Многие купили чай или кофе, но я не стал, насмотревшись, как живут и работают кхмеры. Дали нам на пробу куски джекфрукта. На вкус он очень сладкий, но воняет гнилым луком. Я попробовал, но есть не стал и потом с трудом отмыл руки от неприятного запаха.

Сием Риап. Лотосы

поле лотосов около магазина

Сием Риап. Лотос

лотос, символ чистоты

После этого мы отправились в обратный путь, который был долог и неинтересен. Я был очень раздосадован из-за того, что Ангкору было уделено мало времени. Но со временем досада прошла, а воспоминания о прекрасном творении древних остались. Подумав, я решил, что больше смотреть было и очень жарко, и всё бы в голове перемешалось. Если доведётся ещё раз побывать в Ангкоре, то буду осматривать его самостоятельно.

Последняя часть моего рассказа посвящена поездке в Бангкок.

Горящие туры в Таиланд

Своим читателям я предлагаю промокоды на покупку тура на агрегаторе пакетных туров Травелата:

• Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. - по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. - по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. - по промокоду AF1000putevye

Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов: