Китай                787         2

Китайские дороги и транспорт

Транспорт в Китае дёшев и удобен, метро в Пекине стоит 2 юаня, автобус в Сиане – 1 юань. Стоимость общественного транспорта в разных городах разная и определяется местными властями.


Кроме хорошо развитого общественного транспорта существует ещё множество такси в виде автомобилей и мотоциклов. Такси ездят по утверждённым тарифам и, видимо, поэтому, очень неохотно соглашались везти нас куда-либо. Лишь один раз смогли мы вечером упросить таксиста везти нас в отель и то с помощью проходившей мимо доброй китаянки. В остальных случаях таксисты отказывались предоставить нам свои услуги, что-то недовольно отвечая. Видимо, говорили: «в парк» или «занят». Сразу вспомнились времена социализма у нас.
Такси-мотоциклами китайцы пользуются часто и охотно. Так, шанхайский гид Лиля едет сначала на метро до конечной станции, а потом еще добирается до своего дома на мотоцикле-такси.
В Пекине, в центре существуют и велорикши. Они важно стоят в определённых местах, дожидаясь клиентов. Велорикша – это дорого, поэтому они больше стоят, чем ездят. Мы отложили эту экзотику на потом, и в результате так и не покатались на этом экзотическом транспорте.

велорикши

Китайских легковых машин на улицах китайских городов очень мало, примерно как в Москве «Жигулей». На вопрос, «почему так?», был ответ: «мы на дерьме не ездим». Нет, грузовики, автобусы, микроавтобусы в основном китайские, а частники ездят на фольксвагенах, тоётах, вольво и прочих «бьюиках».

Кстати, бьюиков я Москве и не видывал, а в Китае их множество. Маленьких же автомобилей на дорогах нет в принципе. Видно китайцы очень статусные люди и гордость не позволяет мелочиться. А, может, только что получив возможность сесть на большие автомобили, ещё не наездились.
Машины в современном Китае вполне доступны, особенно китайские. Например, маленькая «Черри QQ» стоит около 4-х тысяч американских баксов. Иномарки китайского производства стоят подороже. На фирменные иномарки, произведённые не в Китае, существует ввозная пошлина, как сказали, 200%, но и их на дорогах хватает.
Машину купить не проблема, сложнее купить номер на неё. Так, в Пекине он стоит 8 тысяч долларов. Но его мало купить, нужно ещё и выиграть в специальную лотерею, в которую ежемесячно разыгрывается всего 25000 номеров. Что не удивительно, ведь если бы машину водил каждый желающий, то уже сейчас дороги Поднебесной превратились в сплошные пробки и встали бы навечно.
И всё же машин на дорогах много и становится всё больше. Так за 2011 год в Китае произведено 18 миллионов автомобилей (для сведения в 2006 – 6 миллионов, а в 2014 –уже больше 21). Купили китайцы в том году примерно столько же.
Одна женщина из нашей группы бывала в Китае в начале 2000 годов. Так вот она говорила, что тогда в Пекине легковых машин на улицах было очень мало, а народ ездил на велосипедах. Велосипедные реки на улицах сливались в велосипедные моря на площадях. Сейчас на улицах городов, где мы были, великов почти не видно. Они попадаются где-нибудь в переулках или на тихих улицах.

велосипеды в Китае

Ездят китайцы очень рискованно, часто выскакивают на встречку, пересекая сплошную, подрезают, поворачивают из правого ряда налево и т. д. Наверно, китайцы всё ещё ощущают себя за рулём велосипеда. Но аварий за всё время видели мы всего две. Может, потому, что, как нам сказали, после третьей аварии китайского водителя лишают прав, независимо от того, кто виноват?
Пешеходам всегда надо держать ухо востро, поскольку никто им уступать не будет, даже и на «зебре». Лёня «Крутой» резонно заметил по этому поводу: «Пешеходов много, разве всех пропустишь?».
А на скутерах китайцы едут и на красный.
И всё это при том, что гаишников на китайских дорогах мы видели много и взяток, по крайней мере, в Пекине, они не берут — в столице у каждого дорожного полицейского в погон встроена видеокамера, снять которую он не может.
В маленьких городах, куда технический прогресс ещё не дошёл, по слухам можно договориться, заплатив гаишнику половину официального штрафа.
Дороги в Китае хорошие, их много и строят их быстро. Почему-то в перенаселённом Китае находится место и для многополосных шоссе, и для многоярусных развязок (четырёхуровневые я видел многократно), и для скоростных железных дорог, а у нас с этим проблема.

китайские дороги

 

китайские дороги

Пробок мы почти не видели, даже в переполненном автомобилями Шанхае. Этому, кроме хороших дорог, способствует и то, что по определённым дням недели не ездят машины с определёнными цифрами в номере, например в понедельник не едут с единицами и пятерками, во вторник с восьмёрками и т. д.

китайские дороги

движение на улице Пекина

В Шанхае или Пекине в год пускают не одну-две станции метро, а две-три линии. В метро всё понятно, надписи продублированы латиницей, народу много, но после Москвы вполне терпимо. Основные отличия от нашего метро – при входе просвечивают багаж, как у нас в аэропортах, да по карточке, купленной на одной станции нельзя пройти на другую. Мы попались, купив карточку на две поездки, а на другой станции пришлось покупать новую. И ещё – в пекинском метро меня не покидало ощущение какой-то инопланетности, что я где-то на планете Кин-цза-цза.

пекинское метро

И конечно, современные станции метро не имеют ничего общего с московскими подземными дворцами, они функциональны и утилитарны. Может, где-то и есть станции, обременённые, как говорили в годы борьбы с культом личности, архитектурными излишествами, но я таковых не видел.
За последние годы в Китае построено много совсем новых скоростных железных дорог со всей полагающейся инфраструктурой. Мы ехали на скоростных поездах из Лояня в Сиань и из Сианя в Шанхай, быстро и удобно, места сидячие, как в самолёте. Постоянно ходят продавцы еды и уборщики мусора. Говорят, эти поезда едут быстрее, чем знаменитый японский «синкансэн». Скорость поезда отражается на табло в каждом вагоне, но не отложилась она в памяти. А в каких-то маленьких населённых пунктах, типа деревень, названия которых и упоминать не стоит, построены гигантские вокзалы, побольше и нашего Казанского.
В обычном поезде по железной дороге, в купейном вагоне, мало отличающемся по устройству от российского, нас везли из Пекина в Чженьчжоу, откуда на автобусе мы добирались в Лоян. Есть, конечно, отличия. Везде ковры и накидки красного цвета, чай в термосе, одноразовые тапки, в туалете вместо унитаза дырка в полу.
Улетали мы из гигантского шанхайского аэропорта. Выпускать из Китая нас не хотели, поскольку виза у нас была групповая, а почти половина группы отделилась от нас и знакомилась с Китаем по другим планам. «Где остальные?» — упорно интересовался китайский таможенник. А наш гид с нами уже попрощался, и некому было разъяснить ситуацию. В конце концов, всё как-то разрешилось, и мы благополучно отправились домой.


Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

Поделиться в сетях:


Обсуждение: 2 комментария
  1. Молодцы китайцы) Надо и нам разыгрывать номера на машины, а то пробки нереальные.

    Ответить
  2. Да. Пробки у нас покруче чем в Китае будут. Только вряд-ли нам помогут их рецепты

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поездки по годам:
Подписка на новые рассказы

Введите Ваш e-mail адрес:

Рубрики
Яндекс.Метрика


Чтобы добавить сайт в Избранное, нажмите Ctrl+D